Этапы урока
| Время
| Задачи урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методы и приемы
| Формы организации
учебно-познавательной
деятельности
|
1 этап
Организационный.
| 3
| Подготовка учащихся к работе (мотивация). Создание положительной, эмоциональной атмосферы
| Урок начинает учитель математики. Ребята, я начну урок с древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю, когда я вижу, я понимаю, когда я действую, я учусь». Эпиграф урока: «Величие человека – в его способности мыслить» (Б. Паскаль).
| Учащиеся слушают
| Создание ситуации успеха.
Словесный метод.
| Фронтальная + индивидуальная
|
Рефлексия
Слайд № 4
| 2
| Каждому ученику дать карточку «Мое настроение на уроке». В карточке отмечают настроение на графике в начале урока, в середине и в конце. В конце урока построить график «Изменения настроения на уроке».
| Учащиеся работают с графиком «Мое настроение на уроке»
| Демонстрационно-иллюстративный метод.
|
2 этап
Повторение узловых вопросов алгебры, по теме «Линейная функция»
Слайд №
| 5
| Отработать умения и навыки исследования графиков в различных ситуациях на уроках математики и физики.
| 1. Индивидуальная работа у доски.
|
| Индивидуальная работа
|
Работа с рисунками учебника.
| Ответ I ученика: рис. 3
Слайд № 17
Ответ II ученика: № 4
Слайд № 18
|
10
| 2. Фронтальная работа с учащимися класса.
| Систематизирующий метод;
опрос
| Фронтальная работа
|
Учитель предлагает вопросы:
1) Дайте определение линейной функции.
| Ответы учащихся:
1) Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = kх + в, где x – независимая переменная, k и в – некоторые числа.
|
2) Что является графиком линейной функции? Как построить график линейной функции?
| 2) Графиком линейной функции является прямая. Чтобы построить график линейной функции, надо взять две точки.
|
3) Какой из данных графиков является графическим изображением линейной функции?
| 3) 2-ой и 4-ый график.
|
4) В каком случае графики двух линейных функций пересекаются, и в каком случае они являются параллельными прямыми?
| 4) Если угловые коэффициенты прямых различны, то прямые пересекаются. Если угловые коэффициенты одинаковые, то прямые параллельны.
|
5) Как располагается график линейной функции в системе координат в зависимости от знаков k и b?
| 5) Если угловые коэффициенты k различны, а значения b одинаковы, то прямые пересекаются в точке (0; b)
|
8
| 3. Работа с готовыми рисунками.
| Проблемный метод.
| Устный счет. Работа с готовыми графиками
|
а) Задача: «Ученик при построении графиков функции допустил ошибки. Докажите, что графики построены не верно».
| Все графики построены неверно, т. к.:
- на 1 рисунке по формуле график должен проходить через начало координат и расположен во II и IV четвертях;
- на 2 рисунке график должен проходить через начало координат и расположен во I и III четвертях;
- на 3 рисунке график должен проходить через точку (0; 2,5) и угол наклона к оси OX должен быть острый;
- на 4 рисунке график параллелен оси OX;
|
б) На рисунке изображены графики функций у = kх + в.
Определите по графику значение k и в в обеих функциях.
| Рис. 1:
k = 2, b = 3, .
Рис. 2:
k = - 1, b = 1, .
|
8
| Формировать умение работать в коллективе.
| 4. Работа с учебником.
| Создание ситуации успеха. Стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности.
Контроль и самоконтроль.
Практический метод
| Работа в парах (взаимопроверка).
Работа с учебником и рисунками учебника.
|
Выполнить № 335
| Учащиеся самостоятельно выполняют № 335.
Ответы учащихся:
а) I машина была в пути 2 ч 50 мин.
II машина – 2 ч 30 мин.
б) I машина начала движение раньше.
в) I машина двигалась со скоростью 70 км/ч.
II машина – со скоростью 140 км/ч.
г) I машина прибыла в пункт В раньше, чем II машина.
д) II машина догнала I машину.
|
3 этап
«Линейная функция» на уроках физики
Слайд № 7, 9
| 11
| Установить межпредметные связи.
| Учитель физики.
| Создание ситуации поиска ответа на поставленный вопрос.
Практический метод
| Межпредметные связи.
Работа с дидактическими карточками (взаимопроверка).
|
1. На рисунке приведены графики зависимости скорости от времени движения двух тел. Какое из этих тел движется равномерно?
2) Скорость велосипедиста 10 м/с. Выразите эту скорость в км/ч.
3) По графику на рисунке определите путь, пройденный вторым телом за 4 с.
4) На рисунке представлены графики пути равномерного движения двух тел (тела I и II). Скорость первого тела 20 м/с, второго – м/с.
Укажите масштаб по оси t. Какой путь пройдет каждое тело за 9 с.?
| Ответы учащихся:
1) Тело движется равномерно.
2) Учащиеся выражают 10 м/с в км/ч:
10 м/с = 10*0,001 *3600 = 36 км/ч.
3) S = 10 м.
4) Масштаб 1:3;
S1 = 20 м/с∙9 с = 180 м;
S2 =
|
4 этап
Для тех, кто хочет знать больше
Слайд № 11
Слайд № 12
| 8
| Постановка специальной проблемной задачи.
Развитие культуры речи через чтение графиков и формул.
Развивать познавательную активность и творческие способности
| 1. При изучении линейной функции мы видели, что функция задавалась только одной формулой и представляет из себя прямую линию.
Проблема: Как описать график движения туриста с помощью формулы, представленный на рисунке? И можно ли это сделать?
Если известно, что турист первую часть пути от дома до станции шел полтора часа со скоростью 6 км/ч. Затем полчаса он отдыхал, а после отдыха оставшуюся часть пути до станции он прошел за один час со скоростью 5 км/ч.
| Учащиеся исследуют график и приходят к выводу.
| Систематизирующий и преобразовательный метод.
| Поисковая работа.
|
6
| 2. Дополнительное задание
| Частично-поисковый метод.
| Работа в парах (взаимопроверка).
|
Выполнить № 339:
Исследуя график, задайте функцию аналитически.
| Учащиеся исследуют график и приходят к выводу.
|
Рефлексия
| 1
| Активизация познавательной деятельности (мотивация на успех).
| Рефлексия
Отметить настроение в середине урока на карточке «Мое настроение на уроке»
| Учащиеся работают с графиком «Мое настроение на уроке»
|
|
|
5 этап
Контроль знаний учащихся
Слайд № 22
| 16
| Проверить знания и умения учащихся
| Учитель предлагает тестовые задания:
Тест на 2-а варианта
I вариант
1. Какая из точек А (-1; -5) и В (; 1) принадлежат графику функции y=-8x+3?
1) только А
2) только В
3) А и В
4) ни одна
2. На каком из чертежей изображен график функции ?
3. Известно, что график функции y = –4x+b проходит через точку А (3; -7). Найдите b.
1) b =5
2) b =–19
3) b =3
4) b =–5
4. На рисунке представлен график пути равномерного движения некоторого тела.
Какова скорость тела в м/с и км/ч? Какой путь пройдет тело за 16 с?
II вариант
1. Какая из точек А (; 2) и В (– 1; – 2) принадлежат графику функции ?
1) только А
2) только В
3) А и В
4) ни одна
2. На каком из чертежей изображен график функции ?
3. Известно, что график функции проходит через точку А (2; -7). Найдите b.
1) b = 17 2) b = –17 3) b = 3 4) b = 5
4. На рисунке предоставлены графики пути равномерного движения двух тел (тела I и И).
По графикам определить: а) скорость каждого тела; б) пути, пройденные телами за 10 с.
| Учащиеся выполняют тест и проверяют ответы по ключу.
| Самостоятельная работа.
| Программированное обучение.
Индивидуальная работа.
Контроль
|
6 этап
Домашнее задание.
Слайд № 23
| 2
|
| 1. Построить график своего движения от дома до школы.
2. № 332 № 341(а) (дополнительно «Для тех, кто хочет знать больше»).
|
|
| Индивидуальное задание каждому учащемуся + Дополнительное задание «Для тех, кто хочет знать больше»
|
7 этап
Итог урока.
Слайд № 24
| 1
|
| Среди формул , , , , , , найдите те, которые задают линейную функцию. Для этих формул укажите коэффициенты k и b.
Сколько необходимо взять точек, чтобы построить график линейной функции?
| Ответы учащихся
|
|
|
Рефлексия
| 1
|
| Отметить на карточке настроение в конце урока
| Учащиеся работают с графиком «Мое настроение на уроке»
|
|
|
| 1
|
| И возвращаемся вновь к древнему изречению: «Когда я слушаю, я забываю, когда я вижу, я понимаю, когда я действую, я учусь».
Ребята, что вы скажете по поводу этого изречения в конце нашей работы?
| Ответы учащихся.
|
|
|