Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 131.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер131.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок математики в проблемно-диалогической технологии

УМК Школа 2100

Автор: Л.Г.Петерсон

Класс 4

Вид урока ОНЗ

Тема: Новые единицы площади.

Цель: познакомить с новыми единицами измерения площади: ар, гектар.

Задачи: создать условия для

- исследования учащимися ситуаций, требующих сравнения площадей, их упорядочения;

- перехода от одних единиц измерения площади к другим;

- группировки значений площадей по данному правилу;

- использования дополнительных источников информации (толковых словарей) на этапе поиска разрешения проблемы;

- развития математической речи, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитания умения работать в команде.

Оборудование:

Учебник Л.Г.Петерсон для 4 класса, часть 2, урок 36.

Карточки для игры “Математическое лото”.

Толковые словари С.И.Ожегова.

Ход урока

Комментарий


  1. Устные упражнения.

А) – Прочитайте высказывание на доске, договорите слово.

«У математиков есть свой язык–это …» (Формулы)

  • Что такое формулы? (Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами)

Б) Работа с таблицами на доске.

  • Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.



х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

1

4

9

16

25













(У=х*х)

  • Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.

х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

3

6

11

18

27

38










(Значения х равны, а значения у увеличились на 2)

  • Формула зависимости?

(у=х*х+2)

В) Математическое лото.

- Повторим математические формулы. Играем в математическое лото.

(8 учеников до урока получили карточки на цветном картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)




Формула деления с остатком.



А = в*с+r

Формула пути.




s = v*t


Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.



V = a*b*c

Формула объёма куба.



V = a*a*a

Формула площади прямоугольника.



S = a*b

Формула площади квадрата.



S = a*a

Формула площади прямоугольного треугольника.


S = (a*b) : 2







  1. Актуализация знаний.

- Сейчас вы называли формулы площади. А какие вы знаете единицы измерения площади?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км

  • Как вы это понимаете? ( 1 кв.мм – это квадрат со стороной 1 мм; 1 кв.см – это квадрат со стороной 1 см и т.д.)

  • Установим взаимосвязь между ними.

(В 1 кв.см – 100 кв.мм; в 1 кв.дм – 100 кв.см; в 1 кв.м – 100 кв.дм; в 1 кв.км – 10000 кв.м)(Учитель во время ответов детей вносит изменения в схему:

1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км

\/ \/ \/ \/

100 100 100 1000000

  1. Создание проблемной ситуации.

  • Рассмотрите запись на доске:

500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 7 га

  • Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.

(Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

  • Почему вы не справились? В чём трудность?

(Мы не знаем, что такое а, га)

  • Так какой возникает вопрос?

(1.Что такое а, га?)

  • А вы можете предположить, чем они являются?

(Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)

-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает?

(2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)

  • Итак, какая же тема урока?

(Новые единицы площади)

4. Поиск решения проблемы.

А) – Хотите узнать, как они называются?

  • Запишем ответы рядом с буквами. (На доске в столбик записаны выражения, рядом с каждым выражением есть буква. Коллективно обсуждаем и записываем ответы рядом с буквой)

5
x: 7= 70 Г 490

0+а=0 Р 0

m : 8 = 15 Е 120

9% от 300 К 27

t – 3 целых7/9= 0 А 3 целых 7/9

- Запишем не натуральные числа в порядке убывания.

3 целых 7/ 9 0

А Р

  • Запишем все числа в порядке убывания:

    1. 120 27 6 3 целых 7 девятых 0

Г Е К Т А Р


  • Какие слова получились? (Ар, гектар)

  • Что замечаете? (Слова похожи, есть общая часть)

  • В переводе с греческого «гекто» - сто. Какая взаимосвязь между аром и гектаром?

1 га = 100 а

Б) – В каком же месте в ряду всех единиц площади должны находиться ар и гектар?

(Дети до начала урока были разделены на 4 группы. Теперь в группах они начинают выдвигать гипотезы. Учитель наблюдает за процессом. Если дети молчат в какой-либо группе, учитель этой группе даёт подсказку к решающей гипотезе:

  • Проанализируйте взаимосвязь между единицами площади. Какую обнаруживаете закономерность? (Дети рассматривают записанные ранее цепочкой единицы площади (см. п.2)

(3 раза по 100, а затем закономерность нарушена)

_ А почему она нарушается? Обсудите это в группах. Результат исследования запишите на отдельном листе.)

В) - Подведём итоги вашего обсуждения. (К доске выходят по 1 ученику от каждой группы и сообщают свои выводы: в 1 кв.км 100 га; в 1 га 100 а; в 1 а 100 кв.м; в этом случае закономерность не нарушается, между каждой единицей площади стоит число 100)

  • Правы ли вы? Проверьте свои выводы по толковым словарям. (Две группы читают статью про ар, две другие – про гектар: Ар – единица земельной площади, равная 100 кв.метрам; Гектар – единица земельной площади, равная 10000 кв.метров.))

Г) – Внесём новые единицы площади в нашу таблицу. (Между 1 кв.м и 1 кв.км вписываем 1 а и 1 га)

- Сверим наш вывод с выводом учебника. Рассмотрите таблицу на с 125 учебника. (Да, всё верно сделали)

5. Первичное закрепление.

А) Устно:

  • Выразите в кв.м 4га; 5га; 62а; 12а.

  • Выразите в а 27га; 8га3а; 96000кв.м

  • Какие площади измеряют арами и гектарами? (Площадь земельных участков)

Б) Составление задач но чертежам.

(Учитель предъявляет детям подготовленные чертежи)

S = ?

Длина-200 м

Ширина- на 40 м меньше

(Дети составляют задачу: «Длина прямоугольного участка земли 200м, ширина на 40м меньше длины. Какова площадь участка?» Задачу решаем с комментированием с записью решения в тетрадь.)

1)200-40=160(м)

2)160*200=32000(кв.м)=3га2а

S = 18га

Ширина – 300м

Р = ?

(Колхозное поле прямоугольной формы занимает площадь 18га. Ширина поля 300м. Найти периметр.)

1)180000:300=600(м)-длина.

2)(600+300)*2=18000(м)

В) Я просила вас узнать дома площадь дачного участка вашей семьи. (Дети отвечают: «6 соток, 8 соток, 9 соток и т.д.)

  • Сотка – это новая единица измерения площади? (Пауза)

  • Сотка – это ар.

  • Пользуясь этими терминами, задачу 6 с.127 учебника вы будете решать вместе со своим соседом. (Задача: «Для рабочих завода выделили садовые участки общей площадью 5га40а. Сколько выделили участков, если площадь каждого участка 6 соток?»)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске.

  • Выполните задание начала урока – расположите числа в порядке возрастания.(см. п.3 «Создание проблемной ситуации»)

  • Кто справится с заданием, встаньте.

  • Сверьте своё решение с образцом на доске.

(Учитель открывает образец выполнения:

2кв.дм, 400кв.см, 3а, 500кв.м, 7га)

  1. Итог урока.

-Какую цель ставили в начале урока?

  • Мы её достигли?

  • Поделитесь своими впечатлениями.

  • Зачем нужно знать ары, гектары?

  1. Домашнее задание.

  • На уроке мы вместе решили 3 задачи. А сейчас на листочках сами составьте задачу с новыми единицами измерения площади. Не забудьте о вопросе. (Выполняют)

  • Поменяйтесь листочками с соседом. Это ваше домашнее задание. Если увидите ошибку в условии задачи, внесите изменения и затем решите задачу в тетради.



Знания и навыки, приобретённые детьми на прошлых уроках, должны систематически углубляться и закрепляться. Для этого в каждый урок включаются задания на повторение изученного материала.

На прошедших уроках детьми уже наработан опыт в построении формул. Составление формул имеет большой развивающий потенциал, т.к. требует от детей внимания, терпения, наблюдательности, сообразительности. Здесь же закладывается прочная база для изучения в старших классах понятия функции – одного из центральных понятий школьного курса математики. Таким образом, открывается перспектива для продвижения вперёд талантливых детей, развития их познавательных интересов и исследовательских способностей.

Игра «Математическое лото» проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.

Основным предназначением устных упражнений на этом этапе является тренировка мыслительных операций, направленная на подготовку учащихся к «открытию» нового знания. Здесь воспроизводятся понятия и отношения между ними, необходимые и достаточные для «открытия» нового знания, тренируются логические операции, качества мышления.

Возникла проблемная ситуация, т.к. у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахнули глаза и недоумённо смотрят на учителя. Перед нами проблемная ситуация с затруднением. Возникло противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сначала учитель дал практическое задание, похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, ученики начинают его выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-за недостатка знаний.

Выходом из проблемной ситуации явилось самостоятельное формулирование темы урока.

Перед нами урок изучения нового материала с двумя учебными проблемами:

1.Как называются новые единицы площади.

2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?

Дети смогли на основе ранее изученного материала спрогнозировать пункты плана, поэтому далее учитель будет вести детей по этому плану.

Для знакомства с новыми терминами учитель использует приём с развивающим эффектом.

.

Для ответа на второй вопрос плана учитель осуществляет поиск решения через выдвижение и проверку гипотез. Гипотеза – предположение, ложность или истинность которого и должна установить проверка. Решающая гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием. Проверку решающей гипотезы дети проводят по словарю.

На этапе открытия нового знания чрезвычайно важно чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с обобщающей беседой.

Наиболее удачной с точки зрения поставленной цели является групповая форма работы, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решения.

На этапе воспроизведения знаний ученики сами, но-своему выражают в словесной форме полученные знания, развивая монологическую речь.

Развёрнутое словесное определение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затем знакомятся по учебнику с общепринятой терминологией и схемой.

Этап первичного закрепления играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.

Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух новых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседу и щёпотом самому себе.

.

Цель этапа самоконтроля и самооценки – продемонстрировать, прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании. Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в начале урока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!», «У меня получается!»). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.

Для домашней работы целесообразно предлагать учащимся творческие задания, в которых они сами придумывают задачи на новый материал.

Урок математики в технологии деятельностного метода

УМК Школа 2100

Автор: Л.Г.Петерсон

Класс 4

Вид урока ОНЗ с элементами исследования

Тема: Свойство углов треугольника

Цель: вывести свойство углов треугольника L А + LВ+ LС=180°

Задачи:

- закреплять знания о свойствах прямых, острых и тупых углов, представления о развернутом угле, смежных, вертикальных углах, способность к их распознаванию, измерению с помощью транспортира;

- совершенствовать вычислительные навыки;

-создать условия для исследовательской работы учащихся и выдвижения гипотезы о сумме углов треугольника;

- исследовать свойства углов других многоугольников с опорой на выдвинутую гипотезу;

- совершенствовать умение работать в парах, группах, развивать коммуникативные навыки

Оборудование: плакаты с цитатой, темой урока, демонстрационные карты для зрительного диктанта, план практической работы, раздаточный материал (модели треугольников, четырехугольников, пятиугольников), учебники «Математика» 4 класс Л.Г.Петерсон, транспортиры

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

«Математика….выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель

Пожелание учащимся новых успехов и открытий.

2. Актуализация знаний и мотивация

Зрительный диктант

УГОЛ-?

1/6 угла=20°



УГОЛ-?

2/5 угла=60°




В

? 65°

А О С

L АОВ=?




2/3 развёрнутого угла



1/2

прямого угла



В

А С

L А+ L В+ L С =?

3. Постановка учебной задачи.

Проверка результатов зрительного диктанта: 120° ,150°, 115°,120°,45°

- Какое задание не смогли выполнить?

- Почему трудно ответить?

- Какую цель поставим на уроке?

-Сформулируйте тему урока: «Свойства суммы углов треугольника» (фиксация на доске)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как исследовать вопрос о сумме углов треугольника?

Предложения учащихся:

1.Измерить каждый угол с помощью транспортира

2. Найти сумму углов

Индивидуальная работа учебник стр.26 №1

Результаты исследования:- Какова сумма углов треугольника АВС, треугольника ДЕF?

(возможен разброс полученных значений)

Фиксация результатов на доске

5. Первичное закрепление

-Есть ли еще варианты исследования вопроса о сумме углов треугольника?

Если вариантов нет, учитель сам предлагает провести практическую работу на модели треугольника (работа в парах)

Схема практического исследования оговаривается с учениками и вывешивается на доску.

1.Из одной вершины под углом 90 градусов провести отрезок до пересечения с противоположной стороной

2.Перегнуть треугольник так, чтобы вершина совпала с точкой пересечения отрезка и стороны.

3. Перегнуть треугольник еще два раза, чтобы две другие вершины совместились с первой.

4.Сделать вывод о том, какому по величине углу равна сумма всех трех углов треугольника при наложении

Результаты:

- Что получили?- Что заметили? (Все три угла в сумме составили развернутый угол. Развернутый угол равен 180°)

Вывод: Сумма углов треугольника 180°.

- Полученный вывод нельзя распространить на все треугольники. Почему?

Наблюдаемая закономерность является гипотезой.

-Что такое гипотеза? (работа со словарем)

- Какую гипотезу мы выдвинули в результате исследования?

Возможно доказательство этой закономерности для всех треугольников с опорой на аксиому прямоугольного треугольника, которое мы проведем на математическом кружке.

6.Самостоятельная работа в группах. Включение в систему знаний.

Исследование вопроса о сумме углов четырехугольника, пятиугольника

1 группа,2 группа – с помощью измерений

3 группа, 4 группа – с опорой на выведенную закономерность

Инструкции 1,2 группы:

1.Измерьте углы фигуры с помощью транспортира

2.Найдите их сумму



Инструкция 3 группы:

1.Проведите диагональ в четырехугольнике

2.Сколько получилось треугольников?

3.Вычислите сумму углов четырехугольника с опорой на гипотезу о сумме углов треугольника

Инструкция 4 группы

1.Проведите две диагонали в пятиугольнике.

2.Сколько получилось треугольников?

3.Вычислите сумму углов пятиугольника с опорой на гипотезу о сумме углов треугольника

Отчеты групп:

1.группа: Сумма углов четырехугольника 360°

2.группа: Сумма углов пятиугольника 540°

3.группа: Если сумма углов треугольника 180°, то сумма углов четырехугольника 360°

4.группа: Если сумма углов треугольника 180°,то сумма углов пятиугольника 540°

7.Рефлексия деятельности

Возвращение к заданию математического диктанта

- Можем ли мы ответить на вопрос?( L А+ L В+ L С=180°)

-Как мы назвали этот вывод?(Гипотеза)

- Почему?

-Какие еще гипотезы были выдвинуты из наших исследований?

-Что бы вы еще хотели бы исследовать и узнать?

Домашнее задание: стр. 27 №3, №6, по желанию доказать свойство суммы углов треугольника

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск