Скачать 30.8 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» Урок русского языка в 6 классе на тему «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных» Учитель: Гришина Светлана Викторовна Бийск 2008 Цель:
Опрос по домашнему заданию. Индивидуальная работа по карточкам. Орфографическая дуэль. Учащиеся работают за закрытой доской. Класс называет слова (существительные с суффиксами – ек, - ик). Запись в тетрадях в два столбика. Проверка выполнения задания. Оценивание. II. Объяснение нового материала. Цель урока формулируют учащиеся. 1) Анализ записи на доске. Мыш…нок шепот - Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова? Докажите свою точку зрения. - Что общего? (В обоих словах буква стоит под ударением и после одной и той же шипящей. Слышатся гласные одинаково). - А в чем различие? (Если затрудняются, попробуем разобрать эти слова по составу). Мыш...нок шепот Вывод: итак, структурный состав этих слов разный. В одном случае буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Это и будет влиять на выбор написания. - А к какой части речи мы отнесем эти слова? 2) Анализ примеров. Мышонок горошек Дружок овражек - Попробуем сформулировать правило, пользуясь условными обозначениями. (После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е). - Проверим себя по учебнику (стр.101, орфограмма №35). Физкультминутка в виде игры на внимание.
1) Запись под диктовку. Обозначить орфограмму, объяснить смысл пословицы. 1. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. 2. Прохладный ветерок – что старый дружок. 2) Отгадаем кроссворд. По горизонтали:
По вертикали:
3) Работа с учебником. Упражнение 255. Чтение задания. - Кто напомнит правило для окончаний существительных? Вывод: для суффиксов и окончаний существительных правило одинаковое. Запись предложений с комментированием.
Работа со словом « порошок». Это слово необычное. Чтобы не ошибиться в написании, нужно познакомиться с происхождением этого слова. Сообщение сделает ученица. Она работала со словарем. (Порошок – от порох, истор. Порош/ок) В этом слове есть еще ошибкоопасные места. Назовем их. Можно ли проверить эти буквы? Давайте запомним написание. Поможет в этом рисунок. Подведем итоги с помощью таблицы. - Что нужно учитывать при написании гласного после шипящих? (Часть речи, часть слова, ударение для суффикса и окончания) Эту таблицу мы со временем дополним. IV. Итоги урока. - Что нового вы сегодня узнали? - Какое задание понравилось? Оценивание. Пояснение поставленных отметок. V. Домашнее задание : §46, упражнение 253 или составить викторину по сказкам А.С. Пушкина, выписать предложения, в которых есть орфограмма «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных». Например: Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила |