Формирование УУД на уроке
Виды УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку
| Урок
современного типа
| Универсальные
учебные действия
| Объявление темы урока
| Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
| Познавательные общеучебные, коммуникативные
| Сообщение целей и задач
| Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
| Регулятивные целеполагания, коммуникативные
| Планирование
| Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
| Регулятивные планирования
| Практическая деятельность учащихся
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Осуществление контроля
| Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
| Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
| Осуществление коррекции
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
| Коммуникативные, регулятивные коррекции
| Оценивание учащихся
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
| Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
| Итог урока
| Проводится рефлексия
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
| Домашнее задание
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.
Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования
к уроку комбинированного типа
| Формируемые универсальные
учебные действия
| Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
| Объявление темы урока
| Познавательные общеучебные, коммуникативные
| Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)
| Сообщение целей и задач
| Регулятивные целеполагания, коммуникативные
| Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)
| Планирование
| Регулятивные планирования
| Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point)
| Практическая деятельность учащихся
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
Работа по решению проектных задач.
Проведение ролевых игр.
Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.
| Осуществление контроля
| Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
| Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)
Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).
| Осуществление коррекции
| Коммуникативные, регулятивные коррекции
| Использование памяток.
Организация взаимопомощи.
| Оценивание учащихся
| Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
| Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)
Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).
| Итог урока
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
| Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»
| Домашнее задание
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Дифференциация заданий.
Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.
| Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. |