Дата: 13 .03.2009
Класс: 5
Предмет: математика
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Тип урока:
1) по основной дидактической цели – урок закрепления изученного материала.
2) по способу проведения – урок-беседа
Цели урока: 1. Образовательные: закрепить правило умножения десятичной дроби на натуральное число и на числа 10, 100, 1000 и т.д., обеспечить усвоение учащимися знаний по теме.
2. Развивающие: развитие умения выявлять закономерности, обобщать; способствовать развитию пространственного воображения, логического мышления, развитие вычислительных навыков, устной речи, памяти, внимания.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, помогать друг другу.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.
Формы организации самостоятельной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: доска, учебник 5 класса по математике, мел, плакат.
Этапы урока:
1. Организационный момент (мотивация, постановка цели урока) (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания.(3 мин.)
3. Актуализация опорных знаний и способов действий (8 мин.)
4. Закрепление изученного материала (20 мин.)
5. Постановка домашнего задания (2 мин.)
6. Подведение итогов урока (итоги, отметки) (5 мин)
Литература:
1). Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1990.-304с.
2). Математика . 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. Второе полугодие.- 2-е изд., перераб./ авт.- сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская.- Волгоград: Учитель, 2008. -151с.
3). Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика: Учеб. для 5 кл. сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990.- 304с.
4). Программы общеобразовательных учреждений. Математика/ Под ред. Л.В. Кузнецова, Т. А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 1998.- 208с.
5). Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. Для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1991. – 480с.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Замечания
| - Здравствуйте, ребята.
-Садитесь.
Учитель проверяет готовность класса к уроку: готовность доски, наличие необходимых предметов на партах, санитарное состояние класса.
Учитель отмечает в классном журнале отсутствующих, спрашивает у дежурных о причине их отсутствия.
- Сегодня цель нашего урока: закрепить тему предыдущего урока.
А что мы изучали на прошлом уроке? - Молодцы! Значит, какая цель нашего урока?
-Правильно! Открываем тетради и записываем число и тему урока.
- Давайте проверим домашнее задание. Что было задано на дом?
- Давайте вспомним, каким правилом мы пользуемся при умножении десятичных дробей на натуральные числа?
-Все справились с домашним заданием?
Учитель проходит по классу и смотрит: выполнили ли все домашнее задание.
- Давайте у доски решим один пример из домашней работы №1306(м).
-Нет, к доске пойдет Алена (слабая ученица), а все остальные ей помогут и проверят свое решение. Какое действие мы сначала выполняем?
-Все согласны с ответом? - Молодец, Алена, садись.
- Коля, каким правилом мы пользовались при вычитании десятичных дробей?
- Молодцы! Вижу, все готовы к уроку.
-Теперь расскажите мне правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. -Так это правило нам расскажет Ахмедия. Хорошо! Теперь все смотрите на доску: тут записаны примеры 1 и 2 вариант, ваша задача выполнить вычисления и на данном плакате найти букву, которая соответствует полученному результату каждого примера и записать слово, поднять руку и сказать мне.
У вас должно быть в итоге записано 2 слова.
Учитель проверяет и оценивает деятельность учащихся.
-Кто решил свой вариант, тот решает второй вариант, за это будет дополнительная отметка. -Молодцы!
Теперь открываем учебники на странице 205, решаем №1310.
Кто быстрее решит, тот выполняет следующий номер, список номеров на доске. В конце урока я проверю тетради.
А первый пример пойдет решать к доске Таня.
-Ребята, каким правилом мы должны пользоваться при решении данных примеров?
-Значит, что мы должны сделать, чтобы вычислить этот пример? -А почему мы переносим на одну цифру? -Молодец! Реши следующий пример.
| Ученики молча приветствуют учителя, встав за партами.
Тихо садятся. Дежурные называют причины, по которым отсутствуют некоторые учащиеся. -На прошлом уроке мы изучали: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». - Цель нашего урока: закрепить тему: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
№ 1306, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа и на числа 10, 100 и т.д.
- Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Сильный ученик:
-Можно я?
Алена идет к доске, записывает пример.
- Мы сначала выполняем действие в скобках, то есть вычитание, потом умножение.
Записывает решение, остальные проверяют.
Алена решила. -Да.
- Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Ученики поднимают руки.
Ахмедия:
- Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Слушают.
Решают: каждый свой вариант, кто решил, поднимает руку, учитель подходит и проверяет. 13.03.09. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
1) 1,5 .6=9 (Г) Вариант №2
1,5
6
9,0 0,005 .6=0,03 (Р)
0,005
6
0,030 1,3 .50=65 (Я)
1,3
50
65,0 0,03 . 13=0,39 (З)
0,03
13
9
3
0,39 89,3 . 9=803,7 (Ь)
89,3
9
803,7
Ответ: грязь. 2) 0,072.1000=72 (В)
0,412.10=4,12 (О)
0,0003.100=0,03 (Р)
Ответ: вор.
щ
Все ученики справились с заданием.
Таня идет к доске, записывает пример.
-Правилом умножения десятичных дробей на 10, 100 и т.д.
-Перенести запятую на одну цифру вправо, то есть получим шестьдесят четыре целых две десятых. -Потому что в числе 10 один нолик. №1310
а) 6,42 . 10=64,2
0,17 . 10=1,7
3,8 . 10=38
0,1 .
| Организационный
момент
| |