Скачать 116.36 Kb.
|
Номинация «Урок с использованием ИКТ» Учитель математики и информатика Романчугова Галина Михайловна МОУ Мельнично-Поселковой СОШ Нижнеудинского района Иркутской области, электронный адрес: romanchugova@gmail.com Класс 5 Раздел программы Математика: «Натуральные числа». Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел. Тип урока: обобщающий (урок-путешествие) ЦЕЛИ УРОКА:
Оборудование: компьютер с проектором и колонками (интерактивная доска), презентация «Умножение и деление натуральных чисел», магнитная доска, на полосках бумаги выражения для задания №2 (или записано на доске), карточки с примерами и бланк для ответов для каждого ученика, один шаблон для проверки ответов. Список литературы: - Вежелева О.Н «Урок в VII классе по системе развивающего обучения», журнал «Математика в школе» №5/2000. - Шеронова А.В. «Занимательные фрагменты уроков», журнал «Математика в школе» №5/2002. -СD «Детская музыка»( 095 В мире много сказок.mp3; 153 Частушки Бабок-Ёжек.mp3) http://www.stihi.ru/pics/2010/06/15/93.jpg http://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/000661/661627.jpg http://s.spynet.ru/uploads/images/0/4/1/9/6/4/2010/03/21/e59e4abf82.jpg Подготовительная работа:
ХОД УРОКАI. Организационный момент 1. (слайд1) (тихо звучит музыка «В мире много сказок») Ребята, сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел» и отправляемся в путешествие по тропинкам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом: «Математики тропинки, одолеем без запинки». Нам с вами предстоит пройти тропинки: «Отвечай-ка», «Историческая», «Сказочная», «Отдыхай-ка», «Посчитай-ка» (слайд2). Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Ребята, что мы с вами возьмем в путешествие? Молодцы! Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме «Умножение и деление натуральных чисел». II. Первая тропинка «Отвечай-ка» (слайд 3) Один ученик работает с заданием №1 с интерактивной доской, второй с заданием №2 - у доски: Задание №1(слайд 4): Разбейте данные слова на несколько столбиков и озаглавьте каждый, т.е. нужно подобрать к словам в данном столбике обобщающее слово. 1. переместительное 2 умножение 3 деление 4делимое 5 частное 6.множитель 7.сочетательное 8. делитель 9. распределительное Задание №2: Укажите, какое из выражений в блоках 1 и 2 «лишнее». Сформулируйте признак, по которому выбралось это «лишнее». Если есть несколько вариантов, укажите хотя бы два из них. Блок 1. 1) а * (в+с)=а*в+а*с 2) а * (в* с)=а * (в * с) 3) а + (в+с)=(а+в)+с 4) а * в = в*а Блок 2. 1) 5а+7 2) 13х+15х 3) 35m-2m 4) 34 * 17 + 66 * 17 5) 100а-а Остальные ребята работают устно слайды 5-8 (переход к следующему выражению осуществляется щелчком мыши, при помощи кнопки можно сократить количество выражений в каждом задании): 1. Упростите выражение (слайд 5): 25х+15х; 19р-р; 8с+с; 12у-3у; 8а+а-9а; 9х+9х-4х; 21с-20с; у+у; р+19р 2. Найдите значение выражения (слайд 6): 289*3+211*3; 548*243-243*448; 138*36+100*36-38*36; 3245*567-567*3145 Какими законами пользовались выполняя данные задания? 3.Решить уравнения. Сформулировать правило нахождения неизвестного компонента (слайд 7): 87-х=39; у+24=43; х-43=38; 48х=96; 2х+5=25; 3у=81; 2х+3х=25 4. Примените распределительный закон умножения (раскройте скобки) (слайд 8):(8+а)*7; (12-с)*8; 9*(4-а); Проверить задание №1-2 III. Вторая тропинка – Историческая (слайд 9). На этой тропинке мы узнаем новые интересные факты из истории математики. А чтобы угадать, о ком идет речь, решим уравнения. На экране уравнения и числа, некоторые из них могут являться корнями уравнений. Под числами скрываются буквы, решив уравнения правильно, мы сможем прочитать, о ком идет речь. (слайд 10) Решить уравнения:
(буквы под числами появляются по щелчку в порядке следования уравнений) Как вы думаете, ребята, что нам нужно сделать с полученными буквами, чтобы узнать о ком идёт речь? (слайд 11) (ребята предлагают свои варианты, если не догадываются, учитель предлагает расставить числа в порядке возрастания.)
Итак, речь идёт о великом французском математике Франсуа Виете (слайд 11) Историческая справка (рассказывает ученик или учитель) Франсуа Виет занимался проблемой уравнений. Он ввел буквенное обозначение коэффициентов уравнения. Виет человек необыкновенно устремленный, обладавший острым умом, он достигал блестящих результатов во всех математических задачах, которыми он занимался. Огромную славу Виет приобрел во времена франко-испанской войны. Испанские инквизиторы знали почти все тайные замыслы французов и выигрывали одно сражение за другим. Дело в том, что испанцы изобрели специальный тайный шифр, что даже перехваченные сообщения не могли помочь французам. И этот шифр не поддавался разгадке. И тогда король обратился к Франсуа Виету. Многие дни и ночи провел Виет в поисках разгадки шифра и подобрал ключ. В результате Франция стала наносить одно поражение Испании за другим. Когда испанцы узнали, что их шифр разгадан, то испанские инквизиторы объявили французов в сговоре с дьяволом, так как, по их мнению, только один дьявол мог разгадать их хитроумный шифр. Так Франция выиграла войну с Испанией, а помог в этом великий французский математик, служивший при дворе Генриха 4. IV. Третья тропинка «Сказочная» (слайд 13-14) (тихо звучат частушки Бабы-Яги, ученик читает стихотворение) В наши дни из сказки смело, Лишь застлало небо мглой, Бабка ведьма прилетела В ступе с длинною метлой! Повертелась, покружилась, Покидая высоту. И случайно очутилась Ведьма в аэропорту! Подходила и к пилотам: -Это что за ступолеты? Рассмеялись летчики: -Ступолеты прочные! -Хороши-то, хороши, но мою седую ступу Ругать тоже не спеши! Сделала ремонт я ей, Реодвигатель у ней! Кто скорей взорвется в небо? На лету оно видней. Ребята, а вы как думаете, быстро летает ступа у Бабы-Яги? Давайте решим задачу и определим скорость ступы Бабы-Яги (слайд 15)ЗадачаЕсли реактивная ступа увеличит скорость на 80 км\час, то пролетит за два часа столько же, сколько самолет за 4 часа со скоростью 180 км\час. Найдите скорость реактивной ступы. ( один ученик у доски, остальные в тетрадях) Какова же скорость реактивной ступы? Молодцы! V. Четвёртая тропинка «Отдыхай-ка» (слайд 16) Давайте немного отдохнем. (физминутка) На одной ноге постой-каБудто ты солдатик стойкий. Ногу правую подними Да смотри, не упади, А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый. А из какой сказки солдатик? Кто написал эту сказку? З а д а ч а (Слайд 17): 25 солдатиков были сделаны из старой оловянной ложки массой 248 грамм. 24 солдатика были одинаковыми, а двадцать пятый оказался одноногим. Его отливали последним и олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика? (Задача решается устно. Ответ: масса каждого солдатика 10 грамм, а последнего 8 грамм.) Ребята, прежде чем перейти к следующей тропинке, запишем домашнее задание: (обучающиеся открывают дневники, записывают домашнее задание) № 672 - пример на порядок действий № 670 задача на движение № 181 - разгадать чайнворд (по желанию). (Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я Виленкин, В.И. Жохов идр. - М.: Мнемозина, 2005, 280с.) VI. Пятая тропинка «Посчитай-ка» (слайд 18) У каждого на столе лежит карточка с заданием. К каждой задаче даны четыре ответа, только один из которых верен. Вы должны в специальном бланке поставить номер своего варианта и зачеркнуть номер полученного ответа по каждому заданию. (У учителя изготовлен шаблон с отверстиями (отверстия закрашены) накладывая который на бланки учащихся можно установить правильность решения каждой из четырёх задач. Верные ответы занумерованы во всех вариантах так, что они проверяются одним и тем же шаблоном. Поворачивая шаблон, накладывается на бланк так, чтобы надпись соответствующего варианта была в верхнем левом углу)
Бланк ученика
Шаблон для проверки Карточки: Вариант 1. Вычислите: 1)123*305 ответы: 1) 32215 2)4305 3)37525 4)37515 2) 6370 :98 ответы: 1)65 2)55 3) 45 4) 75 3) 658*13 ответы: 1)8564 2) 8454 3) 8554 4) 7554 4) (489-444)*6-207 ответы: 1)73 2)63 3)477 4)53 Вариант 2. Вычислите: 1) 85 * 603 ответы: 1)51255 2) 5355 3)5255 4)51355 2) 294*24 ответы: 1)764 2)75006 3) 7056 4)756 3) 1312:16 ответы: 1) 87 2)86 3)83 4)82 4) 28+51*11-400 ответы: 1)989 2)189 3) 199 4) 209 вариант 3 Вычислите: 1) 64*805 ответы: 1) 5152 2) 51460 3)51520 4)5440 2) 1820 :28 ответы: 1) 605 2) 65 3)85 4)55 3) 526*17 ответы: 1)8932 2)8952 3)8943 4)8942 4)123-69:3+21 ответы: 1)121 2)89 3)99 4)79 вариант 4 Вычислите: 1)302 *58 ответы: 1)72526 2)3926 3) 17516 4)1766 2) 328*17 ответы: 1) 5576 2) 5586 3)5676 4) 5756 3) 6497:89 ответы: 1)72 2)73 3)71 4)83 4) (396-341) *8-104 ответы: 1) 126 2) 324 3)363 4)336. Проверка задания тропинки «Посчитай-ка». (Если наложить шаблон варианта №1 на карточку ученика, получаются правильные ответы №1-4, №2-1, №3-3, №4-2 (см таблицы ниже)).
Выставление оценок. Подведение итогов урока Вот и закончилось наше путешествие по тропинкам математики. Вам понравилось путешествовать? Какая тропинка была самая сложная? А какая самая интересная? Что узнали нового? Что на уроке не понравилось? (слайд19)(тихо звучит музыка «В мире много сказок») Мы повторили материал по теме «Умножение и деление натуральных чисел», решая примеры, уравнения и задачи. И еще раз убедились, что математика интересная наука. Спасибо за урок. |