МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
г. Протвино Московской области г. Протвино Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Лицей»
_________Т.М. Кащеева
«____» ________ 20__г. «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно-методической работе
________ Е.В. Лебедева
«____» ________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математика
6 класс
204 часа
(расширенное изучение)
учитель Кащеева Т.М.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Программа курса математики 6 класс. Автор-составитель М.А. Кубышева под редакцией Л.Г. Петерсон. Изд.: Ювента, 2006 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по математике( Кубышева М.А. УМЦ «Школа 2000…», 2007г.) и учебного плана МБОУ «Лицей» г. Протвино на 2013-2014 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Место предмета в базисном учебном плане МБОУ «Лицей» По учебному плану МБОУ «Лицей» на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю из Федерального компонента и 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения. Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Лицей» в 6 классе 34 учебных недели, поэтому рабочая программа предусматривает обучение в объеме 204 часа в год.
Дополнительный недельный час, выделенный из школьного компонента, используется:
- на решение дополнительных развивающих задач;
- на развитие логического мышления, умения действовать в нестандартной ситуации;
- на широкое использование деятельностного метода, через самостоятельное «открытие» знаний детьми;
- для формирования грамотной математической речи учащихся, умению правильно объяснить свои действия и доказывать верность используемых шагов.
В отличие от авторской программы резервные часы в количестве 11 часов распределены следующим образом:
6 часов на повторение курса математики 5 класса,
1 час на тему «Числа и действия над ними» (дается 16 часов вместо 15),
1 час на тему «Проценты» (дается 17 часов вместо 16),
1 час на тему «Понятие рационального числа» (дается 13 часов вместо12),
2 часа на тему «Арифметика рациональных чисел» (дается 24 часа вместо22).
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
начать формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средство моделирования линий и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в 6 классе следует обратить внимание на то, чтобы ученики овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использование информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В задачи обучения математики входит:
развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
выработать вычислительные навыки, научить решать задачи с помощью уравнений.
Виды и формы контроля
В рабочей программе предусмотрено 10 контрольных работ (в том числе административная контрольная работа), 1 диагностическая работа в рамках проведения работ РЦОИ.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы. Для проведения промежуточного и итогового контроля используются книги:
Кубышева М.А. Самостоятельные и контрольные работы по курсу математики для 5–6 классов. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2012;
Математика. Тематические тесты. Промежуточная аттестация. 6 класс, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2012.
Содержание рабочей программы
(6 часов в неделю, всего 204 ч ) Распределение учебных часов по главам
№ темы
| Название темы
| Кол-во часов по примерной программе
| Кол-во часов по рабочей программе
| Количество часов
|
| Повторение
| 0
| 6
| +6
|
| Глава 1.Язык и логика
| 19
| 19
| 0
| 1
| Отрицание высказываний
| 7
| 7
|
| 2
| Переменная
| 12
| 12
|
|
| Глава 2.Арифметика
| 64
| 62
| -2
| 3
| Числа и действия с ними
| 15
| 16
| +1
| 4
| Проценты
| 16
| 17
| +1
| 5
| Отношения
| 12
| 12
| 0
| 6
| Пропорциональные величины
| 17
| 17
| 0
|
| Резерв
| 4
| 0
| -4
|
| Глава3.Рациональные числа
| 73
| 69
| -4
| 7
| Понятие рационального числа
| 12
| 13
| +1
| 8
| Арифметика рациональных чисел
| 22
| 24
| +2
| 9
| Уравнения
| 17
| 17
| 0
| 10
| Координатная плоскость
| 8
| 8
| 0
| 11
| Логическое следование
| 7
| 7
| 0
|
| Резерв
| 7
| 0
| -7
|
| Глава 4.Геометрия
| 36
| 36
|
| 12
| Геометрические фигуры на плоскости
| 10
| 10
| 0
| 13
| Геометрические фигуры в пространстве
| 6
| 6
| 0
| 14
| Геометрические величины и их измерение
| 12
| 12
| 0
| 15
| Симметрия фигур
| 8
| 8
| 0
| 16
| Повторение
| 12
| 12
| 0
|
| Итого
| 204
| 204
|
|
| Диагностических работ
| 0
| 1
| +1
|
| Контрольных работ
| 10
| 10
|
|
1. Повторение (6 ч).
2. Язык и логика (19ч), из них контрольные работы 1 час.
Понятие отрицания. Противоречие. Отрицание общих высказываний. Способы выражения отрицания общих высказываний и высказываний о существовании в естественном языке.
Переменная. Выражения с переменными. Предложения с переменными. Переменная и кванторы. Отрицание утверждений с кванторами.
Основная цель – сформировать представление об отрицании высказываний; научить строить отрицания частных высказываний, общих высказываний и высказываний о существовании; уточнить понятия переменной, выражения с переменной и предложения с переменной; научить использовать кванторы для записи высказываний и их отрицании.
3. Числа и действия с ними (16 ч), из них контрольные работы 1 ч.
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Задачи на движение по реке.
Среднее арифметическое.
Основная цель – научить выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями; рассмотреть новый вид движения – движение по реке; познакомить с понятием среднего арифметического.
4. Проценты (17ч), из них контрольные работы 1 ч.
Понятие о проценте. Задачи на проценты. Простой процентный рост. Сложный процентный рост.
Основная цель – уточнить понятие процента; систематизировать решение задач на проценты; рассмотреть понятия простого и сложного процентного роста; вывести формулы, описывающие процентное отношение чисел, простой процентный рост и сложный процентный рост.
5. Отношения и пропорции. Пропорциональные величины (29 ч), из них контрольные работы 2 ч.
Понятие отношения. Связь понятия отношения со сравнением «больше (меньше) в … раз». Отношения величин и чисел. Процентное отношение.
Масштаб. Понятие пропорции. Крайние и средние члены пропорции. Основное свойство пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Свойства и преобразование пропорции.
Зависимости между величинами. Прямая и обратная пропорциональность. Графики прямой и обратной пропорциональности.
Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление.
Основная цель – познакомить с понятиями отношения и пропорции; вывести свойства пропорций и научить выполнять их преобразования; рассмотреть прямую и обратную пропорциональности, научить строить графики этих зависимостей; научить решать задачи методом пропорций.
6. Рациональные числа (37 ч), из них контрольные работы 2 ч.
Отрицательные числа. Целые и рациональные числа. Совпадение понятий «натуральное число» и положительное целое число. Координатная прямая. Изображение чисел на координатной прямой.
Сравнение рациональных чисел. Модуль рационального числа. Геометрический смысл модуля. Арифметические действия с рациональными числами. Сложения и вычитание чисел и движения по координатной прямой. Алгебраическая сумма. О системах счисления.
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел и рассмотрения различных систем счисления; систематизировать знания о числовых множествах; выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
7. Решение уравнений (25 ч), из них контрольные работы 1 ч.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.
Уравнение как предложение с одной или несколькими переменными. Корень уравнений. Множество корней.
Основные методы решения уравнений; метод проб и ошибок, метод перебора, равносильные преобразованию.
Решение уравнений. Решение задач методом уравнения.
Координатная плоскость. Функциональная зависимость величин.
Основная цель – уточнить понятие уравнения и систематизировать изученные методы решения уравнений; научить выполнять простейшие преобразования выражений для решения линейных уравнений; познакомить с общим приемом решения линейных уравнений путем преноса слагаемых, уточнить алгоритм решения задач методом уравнений; ввести понятия координатной плоскости и функциональной зависимости величин.
8. Логическое следование (7 ч).
Понятие логического следования. Отрицание следования. Обратное утверждение. Следование и равносильность. Следование и свойства предметов.
Основная цель – познакомить с понятиями логического следования и его отрицания, обратного утверждения, характеристического свойства (признака).
9. Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве (36 ч), из них контрольные работы – 1 час.
Из истории геометрии. Рисунки и определения геометрических понятий. Неопределяемые понятия.
Свойства геометрических фигур. Классификация фигур по свойствам.
Геометрические инструменты. Построения циркулем и линейкой. Простейшие задачи на построение. Замечательные точки в треугольнике.
Геометрические тела и их изображение. Многогранники. Тела вращения.
Геометрические величины и их измерения.
Красота и симметрия. Преобразование плоскости.
Правильные многоугольники. Правильные многогранники.
Основная цель – систематизировать знания о геометрических фигурах; познакомить с простейшими построениями циркулем и линейкой; выработать навыки работы с геометрическими инструментами; отрабатывать навыки вычислений и решения текстовых задач.
10. Повторение (12ч), из них контрольная работа – 2 час. Требование к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения математики ученик должен
|