Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 107.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер107.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема: Параллельность прямой и плоскости.(5 ч)

Класс: 10

Урок №1 (Урок объяснения и первичного

закрепления нового материала.)
I. Актуализация знаний

Учитель спрашивает учащихся, какие отношения

между точ­ками, прямыми и плоскостями изучались на предыдущих уро­ках.

Учащиеся. Рассматривались различные отношения пересече­ния й принадлежности прямых и плоскостей, а также параллель­ность и скрещивание прямых в пространстве.

Учитель просит учащихся сформулировать определения парал­лельных и скрещивающихся прямых и вспомнить свойства отно­шения параллельности.

Далее учитель спрашивает учащихся, какой следующий вид отношения параллельности в пространстве, по их мнению, следу­ет изучить.

Учащиеся. Параллельность прямой и плоскости.

Исходя из поставленной учащимися цели урока, учитель фор­мулирует тему урока, которая записывается учащимися в тетра­дях.

II. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся сформулировать определение параллельности прямой и плоскости.

Учащиеся. Прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.

Учитель предлагает учащимся доказать, что их определение корректно, то есть что какова бы ни была плоскость, существует параллельная ей прямая.

Учащиеся высказывают предложения по доказательству. Учи­тель на доске делает иллюстрирующие чертежи и выступает оп­понентом. В результате учащиеся находят следующее доказатель­ство*.

Доказательство. Пусть а — данная плоскость (рис. 1). Про­ведем в плоскости а произвольную прямую Ь и по аксиоме Свозьмем точку А, не принадлежащую этой плоскости. Так как А а, Ь а, то А Ь, и тогда по теореме 2.1 через точку А можно провести прямую а, параллельную Ь.


Рис.1

Докажем, что a II а. Предположим противное, то есть что пря­мая а не параллельна плоскости а и, следовательно, имеет с ней по крайней мере одну общую точку. По определению параллель­ных прямых через прямые а и Ъ проведем плоскость . Так как прямой а принадлежит точка А, не принадлежащая плоскости а, то а не лежит в а, и тогда, так как по предположению она имеет с плоскостью а по крайней мере одну общую точку, по следствию из теоремы 1.2 пересекает ее в некоторой точке В (рис. 2). Плос­кость содержит прямую а, не лежащую в а, поэтому она отлич­на от плоскости а и, следовательно, по аксиоме С2 пересекает ее по прямой Ь, являющейся общей для этих плоскостей. Но тогда по аксиоме С2 точка В, также являющаяся общей для плоскостей а и , принадлежит прямой Ъ, и, следовательно, прямая а пересе­кает прямую Ь, что противоречит, тому, что по построению эти прямые параллельны. Значит, сделанное предположение неверно и прямая а параллельна плоскости а!

Учитель просит учащихся, исходя из доказанного существова­ния прямой, параллельной плоскости, сделать вывод о возмож­ных случаях взаимного расположения прямой и плоскости в про­странстве.



Рис. 2
Учащиеся. Из доказанного существования прямой, параллель­ной плоскости, и теоремы 1.2 следует, что для любой выбранной прямой и любой плоскости имеет место одно из трех отношений: прямая либо принадлежит плоскости, либо пересекает ее, либо параллельна ей.

Соответствующие иллюстрирующие чертежи выполняются учащимися в тетрадях (рис. 3).


Рис. 3

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в ходе рас­смотренного доказательства получен признак параллельности прямой и плоскости, и просит его сформулировать.

Учащиеся. Если прямая, не принадлежащая плоскости, парал­лельна какой-нибудь прямой в этой плоскости, то она параллель­на и самой плоскости1.

Учитель сообщает учащимся, что в учебнике эта теорема при­ведена под номером 2.3 просит найти ее, прочитать доказатель­ство и восстановить пропущенные автором учебника ссылки и обоснования.

После этого учитель просит сформулировать теорему, обрат­ную теореме 2.3, и высказать мнение, истинна ли она.

Учащиеся. Если прямая параллельна плоскости, то в этой плос­кости существует прямая, параллельная данной. Эта теорема ис­тинна.

Учащиеся находят следующее доказательство.

Доказательство. Пусть а — данная плоскость и а — парал­лельная ей прямая (рис. 4). По аксиоме Ct существует точка, принадлежащая плоскости а. Обозначим эту точку через А. Точка А не принадлежит прямой а, так как, если предполо­жить противное, получится, что прямая а и плоскость а имеют общую точку, а это противоречит условию о II а. По теореме 1.1 через прямую а и точку А проведем плоскость, которую обозначим через р. Плоскость р отлична от плоскости а, так как она содержит прямую а, параллельную а. Поскольку эта плоскость имеет с плоскостью а общую точку А, то по аксиоме С2 она пересекает ее по некоторой прямой Ь. Прямая Ъ являет­ся искомой. Действительно, прямая о лежит с прямой Ь в од­ной плоскости Р и не пересекает ее, так как если предполо­жить противное, то получится, что она пересекает а, что про­тиворечит условию а || а. Значит, по определению параллель­ных прямых, а \\ Ь.



Рис. 4
Далее учащиеся получают следствие из этой теоремы: если прямая параллельна плоскости, то в этой плоскости через любую ее точку можно провести прямую, параллельную данной.

Доказательство теоремы и следствие из нее под руководством учителя записываются учащимися в тетради.
III. Закрепление изученного

Учитель просит нескольких учащихся подвести итог изучен­ному на уроке.

Учащиеся. На уроке введено определение параллельности пря­мой и плоскости; для любой плоскости доказано существование параллельной ей прямой; сформулированы и доказаны признак параллельности прямой и плоскости; теорема, обратная призна­ку, и следствие из этой теоремы.

Учитель предлагает учащимся задачу.

Задача. Прямая а параллельна плоскости а и прямой Ь, не лежащей в этой плоскости. Доказать, что прямая Ь параллельна плоскости а.

Учитель просит учащихся, не принимавших активного учас­тия в работе класса на предыдущем этапе, высказать свои пред­ложения по решению. В результате с помощью учителя находит­ся следующее решение задачи.

Решение. Так как прямая а параллельна плоскости а, то по теореме, обратной признаку параллельности прямой и плоско­сти, в плоскости а существует некоторая прямая с, параллельная прямой а (рис. 5). Прямая с отлична от прямой Ь, так как с <= а, Ъ <£ а. Тогда, так как прямые Ь и с обе параллельны прямой а, по теореме 2.2 эти прямые параллельны между собой. В результате получаем, что прямая не лежит в плоскости а и параллельна прямой с, принадлежащей а. Значит, по признаку параллельно­сти прямой и плоскости, прямая Ь параллельна плоскости а, что и требовалось доказать.


Рис. 5

IV. Задание на дом

Учитель сообщает учащимся домашнее задание и дает указа­ния по его выполнению.

Выучить определение параллельности прямой и плоскости (учебник, § 2, п. 9, с. 13).

Выучить формулировку признака параллельности прямой и плоскости (учебник, § 2, п. 9, теорема 2.3, с. 13).

Выучить формулировку теоремы, обратной теореме 2.3, и следствия из нее (классная тетрадь).

Решить задачу № 16 из § 2 учебника: «Докажите, что через любую из двух скрещивающихся прямых можно провести плос­кость, параллельную другой прямой».

Тема: Параллельность прямой и плоскости.(5 ч)

Урок №2 (Урок применения и закрепления и способов деятельности)
I. Проверка домашнего задания

Учитель спрашивает учащихся, какие теоретические вопросы были изучены на прошлом уроке, и просит дать соответствую­щие определения и пояснения (в случае затруднений некоторых учащихся совместно с классом проводится коррекция содержа­ния сформировавшихся у них понятий).

Учитель просит одного из учащихся представить классу най­денное им решение заданной на дом задачи № 16 из § 2 учебни­ка. В ходе ответа с классом обсуждается (и при необходимости корректируется) предложенный способ решения.

Решение. Пусть а и Ь — данные скрещивающиеся прямые (рис. 6). По аксиоме 1.1 на прямой а существует некоторая точка А. Точка А не принадлежит прямой Ь, так как в противном слу­чае прямые а и Ъ имели бы общую точку и не являлись бы скре­щивающимися. По теореме 2.1 через точку А, не лежащую на прямой Ь, проведем прямую bt параллельную прямой Ъ. Прямые а и b различны, так как, если бы они совпали, прямая а оказа­лась параллельной прямой Ь, что противоречит тому, что до ус­ловию эти прямые скрещиваются. Тогда по аксиоме С3 через пря­мые а и b , имеющие общую точку А, проведем плоскость, кото­рую обозначим через а. Плоскость а является искомой. Действи­тельно, прямая b не принадлежит этой плоскости, так как по условию она скрещивается с b и, следовательно, не лежит с ней в одной плоскости. Поскольку прямая b параллельна прямой b1 лежащей в плоскости а, то по теореме 2.3 она параллельна плос­кости а, или, что то же самое, а II b. Проведя аналогичные рас­суждения относительно прямой Ь, получим, что существует плос­кость р, проходящая через прямую Ь и параллельная прямой а. Учитель спрашивает мнение учащихся о единственности плос­костей, построенных в ходе решения задачи № 16.



Рис. 6

Учащиеся. Плоскость, проходящая через одну из двух скре­щивающихся прямых параллельно другой прямой, единственна.

Опираясь на изученный материал, учащиеся находят следую­щее доказательство.

Доказательство. Предположим противное, то есть что суще­ствует по крайней мере еще одна плоскость а', проходящая через прямую а и параллельная прямой Ъ (рис. 7). Тогда по теореме, обратной признаку параллельности прямой и плоскости, через точку А в плоскости of можно провести прямую Ь', параллельную прямой Ь. Если предположить, что прямые Ьг и Ь' различны, то получится, что через точку А, не лежащую на прямой Ь, проведе­ны две различные прямые, параллельные Ь, что противоречит теореме 2.1.



Рис. 7

Следовательно, прямая Ь' совпадает с прямой blt и тогда полу­чается, что плоскости а и а' обе проходят через две различные прямые а и blt имеющие общую точку А. Значит, по аксиоме С3, эти плоскости совпадают и плоскость а единственна. Проведя аналогичные рассуждения относительно плоскости р, получим, что эта плоскость также единственна.

II. Применение знаний при решении задач

Учитель предлагает учащимся решить задачу № 13 (1) из § 2 учебника.

Задача. Дан треугольник ABC. Плоскость, параллельная пря­мой АВ, пересекает сторону АС этого треугольника в точке А1, а сторону ВС — в точке В1. Найти длину отрезка АВ, если АВ = 15 см, АА1 : АС = 2 : 3.

Под руководством учителя учащиеся находят следующее ре­шение задачи.

Решение. По аксиоме С3 через пересекающиеся прямые АС и ВС проведем плоскость р (рис. 8). Так как точки А и В лежат соответственно на прямых АС и ВС, то они лежат в плоскости р, и тогда по теореме 1.2 прямая АВ также принадлежит плоско­сти р. Точки А1 В1 лежат в плоскости аир плоскости р. Следо­вательно, по аксиоме С2, они лежат на прямой А1В1, являющейся прямой пересечения плоскостей а и р. Прямая АВ лежит с пря­мой AjBj в одной плоскости р и не пересекает ее, так как если предположить противное, то она пересечет плоскость а, что про­тиворечит тому, что по условию АВ || а. Значит, по определению параллельных прямых в пространстве, АВ || A1B1. Задача свелась к планиметрической в плоскости р.






Рис.8 Рис.9

В плоскости Р рассмотрим треугольники СА1В1 и CAB (рис. 9). Эти треугольники подобны по двум углам (угол С — общий, углы СА1В1 и CAB равны как соответственные при параллельных А1В1, АВ и секущей АС).

Из подобия треугольников получаем пропорцию:
=. Так как по условию АА1: АС = 2:3,то А1С:АС = 1:3; из полученной пропорции находим А1В1 = АВ*=15*=5см.

Ответ: 5 см.

Учитель обращает внимание учащихся на необходимость све­дения задачи к планиметрической и использования определения параллельности прямой и плоскости для доказательства парал­лельности отрезков A1B1 и АВ. Под руководством учителя учащи­еся записывают решение задачи в классной тетради.

Учитель предлагает учащимся задачу.

Задача. Основание AD трапеции ABCD лежит в плоскости а, отличной от плоскости трапеции. На сторонах АВ и CD трапеции выбраны соответственно точки М и N так, что BMN = BAD. Доказать, что прямая MN параллельна плоскости а.

Учащиеся находят следующее решение задачи.

Решение. По теореме 1.2 прямая MN лежит в плоскости тра­пеции (рис. 10). Эта прямая не лежит в плоскости а, так как если предположить, что MN а, то плоскость трапеции совпадет с а, что противоречит условию.


Рис. 10

Докажем, что MN II AD. Так как углы BMN и AMN смежные, то BMN + AMN = 180°, и тогда, подставляя в эту сумму вместо угла BMN равный ему угол MAD, получим, что сумма внутренних односторонних углов AMN и MAD при прямых MN, AD и секущей АВ равна 180°, из чего по признаку параллельно­сти прямых на плоскости следует, что MN II AD.

Таким образом, прямая MN не лежит в плоскости а и парал­лельна прямой AD, лежащей в этой плоскости. Значит, по при­знаку параллельности прямой и плоскости MN || а, что и требо­валось доказать.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что при ис­пользовании признака параллельности прямой и плоскости нуж­но убедиться в выполнении двух условий:

рассматриваемая прямая не лежит в плоскости;

рассматриваемая прямая параллельна прямой, лежащей в
плоскости.

Учитель предлагает учащимся решить задачу № 15 из § 2 учеб­ника.

Задача. Доказать, что если плоскость пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.

Под руководством учителя учащиеся находят следующее ре­шение задачи.

Решение. Пусть а и Ь — данные параллельные прямые и плос­кость ос пересекает прямую а в точке А (рис. 11). Предположим противное, то есть что плоскость а не пересекает прямую Ь. Прямая Ъ не лежит в плоскости а, так как в противном случае получилось бы, что прямая а, не лежащая в плоскости а, параллельна прямой, лежащей в плоскости1 и, следовательно, параллельна самой плоско­сти, что противоречит тому, что по условию она ее пересекает. Зна­чит, b || а, и тогда по теореме, обратной признаку параллельности прямой и плоскости, в плоскости а существует некоторая прямая с,



Рис. 11

параллельная b. Прямая с отлична от прямой а, так как с а, а а пересекает а. Поскольку прямые с и а обе параллельны прямой b, то по теореме 2.2 они параллельны между собой. В результате полу­чается, что прямая а, не лежащая в плоскости а, параллельна пря­мой с, лежащей в этой плоскости и, следовательно, параллельна плоскости а, что противоречит тому, что по условию плоскость ее пересекает. Значит, сделанное предположение неверно и плоскость а пересекает прямую Ъ, что и требовалось доказать.

Учитель ограничивается устным обсуждением с учащимися решения данной задачи. Чертеж делается в классе, подробная запись со всеми объяснениями задается на дом.

III. Задание на дом

Учитель сообщает учащимся домашнее задание и дает указа­ния по его выполнению.

Повторить определение параллельности прямой и плоскости (учебник, § 2, п. 9, с. 13).

Повторить формулировку признака параллельности прямой и плоскости (учебник, § 2, п. 9, теорема 2.3, с. 13).

Повторить формулировку теоремы, обратной теореме 2.3, и следствия из нее (классная тетрадь).

Записать в классную тетрадь решение задачи № 15 из § 2учебника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск