Скачать 88.54 Kb.
|
Разработка урока геометрии в 7 классе по теме «Признаки параллельности двух прямых» Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: изучить признаки параллельности двух прямых и выработать навык решения задач на применение этих признаков; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оснащение: учебник «Геометрия. 7-9 классы» / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Москва, «Просвещение», 2014; ручка, карандаш, линейка, компьютер, проектор, экран. Ход урока:
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: - Посмотрите рисунки и ответьте на вопрос, что общего в них?
Учитель: - Действительно, на всех рисунках используются параллельные прямые. Вспомните, как обозначаются параллельные прямые? Учитель: - Закончите предложения:
Предполагаемые ответы обучающихся на первый вопрос – не пересекаются; на второй – параллельны. Учитель: - Являются ли прямые на рисунках 7-9 параллельными?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Учитель: - Как же определять, параллельны ли прямые или нет? Какие существуют для этого признаки? Обучающиеся записывают в тетрадях число и тему урока «Признаки параллельности двух прямых». Учитель совместно с обучающимися ставит цели урока: Изучить… Доказать… Научиться применять…
Учитель формулирует определение секущей. Рассматривает виды углов, которые получаются при пересечении прямых a и b с секущей с. Учитель: - Как называются , изображенные на рисунке 10? Предполагаемые ответы: – соответственные; – односторонние; – накрест лежащие углы. Рисунок Задача исследовательского характера (работа в парах): Измерить обозначенные углы и указать, параллельны ли прямые a и b. Выдвинуть гипотезу о параллельности двух прямых.
После выполнения задания обучающиеся формулируют своими словами выдвигаемые гипотезы параллельности двух прямых. Учитель четко формулирует теорему, выражающую признак параллельности двух прямых по равным накрест лежащим углам. Обучающиеся записывают, что дано и что надо доказать в теореме, выполняют рисунок. Далее совместно с обучающимися составляется план доказательства теоремы:
а) О – середина отрезка AB, ; б) (по двум сторонам и углу между ними); в) Рисунок Затем учитель формулирует теорему, выражающую признак параллельности двух прямых по равным соответственным углам. Обучающиеся записывают, что дано и что надо доказать в теореме, выполняют рисунок. Рисунок Обучающиеся осуществляют поиск доказательства: Учитель: - Что нужно знать, чтобы доказать, что прямые параллельны? Предполагаемый ответ: Накрест лежащие углы при пересечении двух прямых секущей равны. Учитель: - Какие углы являются накрест лежащими? Предполагаемый ответ: Учитель: - Как доказать, что ? Предполагаемый ответ: как вертикальные углы, а по условию. Обучающиеся строят дерево доказательства: и они накрест лежащие как вертикальные углы по условию Учитель вызывает к доске наиболее подготовленного ученика, он оформляет доказательство теоремы. Далее учитель четко формулирует теорему, выражающую признак параллельности двух прямых по односторонним углам. Обучающиеся записывают, что дано и что надо доказать в теореме, выполняют поиск доказательства самостоятельно, работая в парах. Один обучающийся оформляют доказательство у доски. Работа по уяснению смысла теорем («Взгляд назад»): Учитель: - Что нужно знать, чтобы утверждать, что прямые параллельны? Возможные ответы: 1. Накрест лежащие углы при пересечении двух прямых секущей равны. 2. Соответственные углы при пересечении двух прямых секущей равны. 3. Сумма односторонних углов при пересечении двух прямых секущей равна 180.
Один обучающийся возле доски решает задачу 1, а остальные оформляют решение в тетради. Задача 1: На рисунке 19 Докажите, что . Рисунок Один обучающийся возле доски решает задачу 1, а остальные оформляют решение в тетради. Задача 2: На рисунке 20 Докажите, что . Рисунок Задача 3 (самостоятельно): Решить задачу 2 другими способами. На доске отражаются другие способы решения задачи 2 и обсуждается какое из найденных решений наиболее простое.
Обучающиеся определяют степень соответствия цели и результатов: называют тему, задачи, трудные и понравившиеся эпизоды урока. Вступают в диалог. Обсуждают и корректируют результат. Делают выводы. Учитель: - А сейчас я приведу очень интересный факт. Оказывается, параллельные прямые могут пересечься. Пускай не физически, но в нашем сознании. Если взглянуть на параллельные прямые из плоскости, перпендикулярной им, то глазу будет казаться, что в какой - то отдаленной точке они пересекаются. Примером может служить железнодорожное полотно, рельсы которого на линии горизонта как будто пересекаются. Рисунок
Для высказывания своего отношения к прошедшему уроку обучающиеся выбирают трёх человек (это могут быть одноклассники, педагог, герой ситуации), кому они хотели бы сказать «спасибо» за интересную идею, за «подсказку» выхода из трудной ситуации на уроке, за слова, которые помогли наладить отношения с людьми. Высказывания выстраиваются в форме: «Я хочу сказать "спасибо" _____ за ______».
п.24-25 читать, вопросы 1-5 стр. 66, №186 а,б), № 187 |