Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер163.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Уроки математики с применением дидактических игр

1

Содержание

Введение 3

Теория дидактических игр 4

Виды дидактических игр на уроках математики 11

Заключение 18

Литература 19

2

Введение

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания. Необходимо использовать все возможности, чтобы дети учились с интересом, осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Наиболее существенными для учителей математики, являются следующие вопросы:

а) определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

б) целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;

в) разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

3

Теория дидактических игр

Дидактика (от греческого поучающий) - раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и формы обучения, оказывающий воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. [1,с390]

В отечественной педагогической практике в 40—50-е гг. дидактические игры рассматривались как форма работы в дошкольном воспитании, в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьёзных учебных занятий. В 1960- 70-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 70—80-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр, в учебно-воспитательном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учителя, а также возможности и высокий воспитательный потенциал игры, побуждают педагогов применять её на всех ступенях школьного обучения и во внешкольной работе.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

4

Специфическим признаком дидактических игр, является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и учебно-игровой деятельности. Цели обучения достигаются через решение игровых задач.

Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся — игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении дидактической игры соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) учащихся, адекватность принимаемых ими решений. В то же время, не ограничиваясь узко учебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь. В средней школе дидактические игры, проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. Независимо от того, сумел или не сумел учащийся найти решение предложенной ему проблемы, он должен осознать деятельность, составляющую ее решение. Дети отличаются любопытством, поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Если учебный материал

содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «психологическое насыщение». Учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях.

Таким образом, академическая успешность школьника

5

определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Игра, по своему содержанию связанная с обучением, помогает учащимся концентрировать внимание на учебной задаче, решение которой в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и минимальными волевыми усилиями, что позволяет высвободить творческий потенциал обучаемых.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики [9,39-40].
Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество
6
удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей [10,23].

При работе со старшими школьниками и взрослыми педагог нередко обращает внимание на отрицательные результаты с целью побудить участников к пересмотру стереотипных неэффективных действий; прямая оценка игры заменяется содержательным обсуждением её хода и результатов; важное место на этом этапе занимает самооценка участников игры.

При выборе дидактической игры, педагогу предстоит продумать предметную область знаний и умений, сформулировать цель игры (дидактическая и игровая задачи), правила и сценарий, условия проведения, подготовить средства игры (карточки-задания, учебные пособия). Дидактические игры, часто требуют соответствующей психологической перестройки участников, изменяют характер деятельности учителя. Возможность и целесообразность применения дидактических игр в учебном процессе зависят от целей обучения. При сообщении систематических знаний возможности игры значительно уступают традиционным формам обучения. Высокий мотивационный потенциал игровой деятельности обеспечивает вовлечённость учащихся в учебный процесс. Дидактические игры, моделирующие реальные ситуации, способствуют интеграции знаний из различных

7

предметных областей, переносу их в новые ситуации, развивают творческое мышление.

Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется логикой игры и задачами, которые хочет решить педагог. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.

Если дети в классе заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения конкретных задач, если дети ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. Умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания. Если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы учителя имеет давно готовые ответы, внимание его будет легко отвлекаться. Если на уроке нет пищи для мышления ребенка, для активного думанья, учитель не может ожидать устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. Игры принято классифицировать по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуя в ней,

8

приобретают новые знания, умение и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра также позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания.

Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, в том числе и включение в процесс обучения.

9

Классификация дидактических игр [5,14]

10

Виды дидактических игр на уроках математики

Дидактические игры на уроках математики следует отличать от игры вообще.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве средства игры, кроме того в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

При организации математических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, математическое содержание должно быть доступно пониманию школьников.

  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

  3. Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

  4. Если в игре соревнуются команды, должен быть обеспечен контроль. Учёт результатов должен быть открытым и справедливым.

  5. Каждый ученик должен участвовать в игре.

  6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и трудные должны чередоваться.

11

  1. Если проводятся игры со сходными мыслительными операциями, то они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

  2. Игру нужно закончить на данном уроке.

Какими могут быть цели дидактической математической игры на уроке в общеобразовательной школе и чем в игре усиливается познавательная активность, что вызывает конкретный интерес?

Перечислим цели и примеры дидактических игр, выполняющие эти задачи.

Цели игры могут быть математическими и воспитательными. Математические цели игры зависят от типа урока, места урока в данной теме. А значит игрой можно изучить и закрепить материал, усвоить понятие или доказательство, обобщить, проверить знания, повторить материал и подготовиться к контрольной работе, отработать математические понятия.

Важнейшим средством активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития их умственных способностей является решение задач.

В учебной литературе задачи, как правило, формулируются предельно кратко, чётко и определённо. В такой математически корректной, лаконичной редакции не всегда улавливается практическая направленность задачи, отсутствуют моменты, возбуждающие любознательность и интерес учащихся.

Большинство школьных задач формальны и не вводят школьников в условия жизненных ситуаций, где нужно принимать

решения, выполнять определённые действия. Поэтому условия некоторых задач, полезно переформулировать так, чтобы

12

получить проблемные задачи. Следует включать задачи, вызывающие чувство удивления, сомнения, доставляющие эстетическое удовлетворение. Иначе говоря, учителю следует так изменить условие задачи, чтобы появилась возможность обратить на задачу внимание всех учащихся класса, вызвать интерес к ней и продолжить беседу о задаче после её решения.

Например:

1)Дан равнобедренный треугольник АВС, АВ=ВС. На стороне ВС взята точка К. Какой отрезок АК или СК меньше?

Переформулируем так. Два села А и С находятся на равных расстояниях от города В. По дороге ВС между В и С стоит одинокий домик К. К какому селу А или С домик ближе?

2)По данной хорде а кругового сегмента и его высоте h определите диаметр и площадь соответствующего круга.

Переформулируем. Горизонтально размещённая цилиндрическая цистерна почти целиком вкопана в землю. Как определить объём цистерны и той её части, которая находится в земле? Какой размер цистерны ещё нужно знать?

Исключение из текста задачи её вопроса значительно повышает проблемность задачи: учащиеся вынуждены самостоятельно выдвигать гипотезы, проводить исследования.

Пример. Определить вид четырёхугольника, который получится от последовательного соединения середин сторон любого выпуклого четырёхугольника. В результате многочисленных аккуратных построений, учащиеся замечают, что всегда получается параллелограмм. Возникает проблемная ситуация: обосновать гипотезу. А значит следующей задаче на доказательство.

13

Важны занимательные упражнения, требующие смекалки, логического построения, практических применений.

Игровая ситуация может быть создана при контроле знаний. В этой игровой ситуации проводится строгий учёт работы каждого ребёнка, даётся возможность поставить оценку ученику за знание фактического материала, установить первенство в команде и определить команду победителя.

Например, разделив класс на три команды (по количеству рядов) всем ученикам предлагаются задачи. Каждый должен решить задачу первого уровня сложности, получив 1 балл, в счёт своей оценки и 1 игровой балл своей команде. Ответы на задачи и списки учеников находятся на столе учителя. Верно выполнив задание первого уровня, учеником берётся задача второго уровня, за которую он получает 2 балла в счёт оценки и 2 балла команде, так поступают, выбрав задачу третьего уровня, получив 2 балла в счёт оценки и 3 балла команде. Если третий уровень ученику не по силам, он может оставаться на втором, и приносить команде дополнительные баллы, а себе набирать дополнительные оценки. Если ученик не в состоянии решить задачу первого уровня, он может попросить консультацию у сильного ученика своей команды. Штрафы даются за нарушения дисциплины и за то, что ученик не смог решить выбранную себе задачу. Эту игру можно отнести к игре

с раздаточным материалом или к соревновательной.

Пример игровой ситуации в процессе изучения достаточно трудного нового материала «Соотношения между сторонами и углами треугольника» - учитель предлагает всем ученикам первого ряда построить треугольник со сторонами 7, 2, 3; второго ряда со сторонами 4, 3,7; третьего ряда со сторонами 3, 2, 8. Выполняя задание, ученики убеждаются в невозможности такого построения.

14

Как следствие этого - актуализируются знания об условии существования треугольника.

Можно подобрать задачи так, чтобы при решении следующей задачи, был использован опыт или ответ предыдущей.

Игрой можно отрабатывать умения и навыки, можно закреплять и повторять пройденный материал.

Примером такой игры является игра «Лото». Дети делятся на команды. У каждой команды есть карточка с номерами вопросов. Учитель вытаскивает жетон с номером и вопросом. Отвечает сначала команда, у которой в карточке есть вопрос под этим номером, если ответ верный, она закрывает его этим жетоном. Если команда не может ответить, отвечает другая команда, первая поднявшая руку, получив за это дополнительный жетон другого цвета. Победит команда первая закрывшая карточку. В карточке есть пустые клетки, которые закрываются дополнительными жетонами. Эту игру можно отнести к соревновательной.

Вот пример творческой игры - деловая игра. В этой игре моделируется реальная обстановка, производственная ситуация, для решения которой нужно мобилизовать свой опыт, свои знания и воображение. Можно создать на уроке математики не только производственную, но и экономическую ситуацию.

Например, игра «Строитель» - преследует несколько целей -проверить усвоение формул площадей многоугольников, применение полученных знаний к решению практических задач, воспитательная цель- дать представление о профессии строителя. Команде «Столяры» нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров, чтобы после настилки пола, определённого размера не осталось лишних плиток, число треугольных плиток было

15

минимальным, а плиток в форме трапеций и параллелограммов одинаковое количество.

Команде «Поставщики» нужно доставить на определённую строительную площадку плитки. Они рассчитывают их количество.

Бригада « Паркетчики» рассчитывает количество паркетных плиток для покрытия, исходя из площади пола.

В деловой игре должна быть определённая математическая подготовка всех учеников, эта игра не может проводиться на начальном этапе изучения.

При организации игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1.Цель. Какие умения или навыки в области математики будут осваиваться.

2.Количество играющих.

3.Какие пособия понадобятся.

4.Правила, время игры.

5. Изменения в ходе игры, чтобы повысить интерес и участие всех школьников.

6.Какие выводы следует сообщить в заключение.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно привести к решению следующих задач: учитель должен дать знания, соответствующие современному развитию науки, он должен научить их самостоятельно приобретать знания.

17

Заключение

Можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от игры вообще, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

Основным в игре является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес и активность, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений, навыков, развитие умственной деятельности. Дидактические игры на уроках заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

18

Литература

1.Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия,1988:- 1600с.,ил.

2.Ананьев, Б. Г.Воспитание внимания у школьников. -М.: Бук- мастер,2003-135с.

3.Гоноболин, Ф.Н.Педагогка.-М.:Педагогика,1973.

4.ГульчевскаяВ., Хаськовская В.Деловая игра в учебном процессе// математика в школе.-2005-№47.

5.Дышинский Е. А. Игротека математического кружка (Пособие для учителя).-М.: Просвещение,1972.

6.Коваленко В.Г.Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990-96с.

7.Оникул П.Р. 19 игр по математике-СПб: Союз,1999-95с.

8.Пидкасистый П. И. ,Педагогика. -Педагогическое общество России, 1998-640с.

9.Подласый И. П., Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2001. Кн.1 : Общие основы. Процесс обучения.-576с, ил.

10 Нагибин Ф. Ф.Математическая шкатулка. – М.: Просвещение,1964.-168с.

19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск