Скачать 75.08 Kb.
|
Корчагова Людмила Валентиновна учитель математики БОУ ВО «Грязовецкая школа – интернат III вида» Игровая технология В школе, где я работаю, есть категория детей, имеющих сложную структуру дефекта: серьезные заболевания зрительного аппарата и глубокие нарушения интеллекта. В результате этого у них наблюдаются нарушения зрительных функций (острота зрения, поле зрения, цветоразличения), что приводит к формированию неправильных фрагментарных представлений о предметах и явлениях действительности. Нарушены не только функции зрения, но и мышления (анализ, синтез, сравнение). Внимание, память, речь отличаются низким уровнем развития, так как помимо сенсорных нарушений имеются глубокие нарушения интеллекта на основе органического поражения головного мозга. Все это создает трудности в обучении таких детей, особенно в обучении математике. Чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, необходимо включать в урок дидактические игры и игровые моменты. Описанный опыт в основном предполагает использование дидактических игр на этапах изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Но, работая со слепыми и слабовидящими школьниками с нарушением интеллекта, педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия целостной системы применения дидактических игр, способствующих реализации не только образовательных, но и коррекционных задач урока, в связи с этим встает вопрос: «Каким образом организовать процесс обучения, чтобы дидактические игры использовались в системе и были направлены на формирование знаний, умений, навыков детей со сложной структурой дефекта?». В данной статье предлагаю апробированную на практике систему дидактических игр, направленных на систематизацию знаний, умений, навыков с тем, чтобы поддержать интерес к предмету у детей со сложной структурой дефекта, расширить и углубить математические знания учащихся. Отводя центральное место в своей методике работы дидактической игре, ни в коем случае не считаю ее основным средством обучения. Методически использование дидактических игр обусловлено тем, что столь уникальная форма работы на уроке обладает достаточной гибкостью: их можно видоизменить за счет коррекции содержания, композиции, правил, целей. В процессе обучения и применения дидактических игр на уроках математики были: разработаны игры, применяемые на этапе систематизации знаний; игры классифицированы в соответствии с целями обучения. На этапе систематизации знаний и умений я использую дидактические игры: локальное обобщение, межпонятийное обобщение, обобщение практических умений, тематическое обобщение, обобщающее повторение («Листопад», «Праздничный сюрприз», «Поле чудес», «Счастливый случай», КВН, «Тяжеловес» и др.). 1. Локальное обобщение. Используется с целью достижения осознанности усвоения понятий и определений, а также с целью контроля. 2 Межпонятийное обобщение. Используется с целью выделения общих существенных признаков изучаемых теоретических знаний и умений. 3. Обобщение практических умений. Используется с целью систематизации практических умений по ряду мелких или одной крупной темы. 4. Тематическое обобщение. Используется с целью проверки знаний и умений по теме. 5. Обобщающее повторение. Используется с целью систематизации знаний по значительной части курса учебного материала, также с целью контроля посредством индивидуальной работы с каждым учеником. Используя дидактическую игру в работе со слепыми и слабовидящими школьниками на уроке математики, необходимо соблюдать ряд условий, без которых невозможно успешное и эффективное ее проведение. 1. Дидактическая игра должна быть выбрана в соответствии с уровнем развития учебных умений. Она должна быть достаточно трудной, без излишних упрощений, чтобы не угас интерес детей, и в то же время должна быть доступной для них. 2. Дидактические игры нужно проводить, соблюдая определенную последовательность, постепенно переходя от легких к более трудным дидактическим играм. 3. Тифлопедагог должен заранее выбрать игру, отвечающую определенным задачам и требованиям, обдумать как содержательную, так и методическую её сторону, спланировать ход игры, расстановку сил с учетом возрастных и индивидуальных особенностей играющих. 4. Тифлопедагогу необходимо очень точно оценить психолого-педагогическую ситуацию, при которой проходит игра. Здесь невозможно не принимать в расчет настроение детей, их эмоциональную свободу, подготовленность к игре, их интерес, желание играть, а также и конкретные условия проведения игры: место, время, объективность ведущего, тон и т.д. При организации игры нужно учитывать состояние зрения детей, комплектуя (в тех играх, где это требуется) равнозначные команды, включающие одинаковое количество тотально слепых детей и детей с остаточным зрением. 5.Приучить каждого ребёнка и коллектив детей усваивать содержание игры и выполнять правила, обеспечивать контроль над игрой со стороны самих детей, умение дать объективную оценку своим действиям и действии своих товарищей. 6. Умело помочь слепым детям в том случае, когда это необходимо по ходу игры. Учителя должны помнить о том, что дидактическая игра должна формировать потребность в знаниях, активный интерес к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого и слабовидящего ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира и к жизни. Педагог заранее продумывает место дидактической игры в учебном процессе. В таблице «Место дидактической игры в учебном процессе» указана классификация дидактических игр по целеполаганию, соотнесены уровни обобщения и виды использования игр, учтены особенности детей.
Выбирая дидактическую игру, педагог должен сделать анализ потенциала дидактической игры и обдумать возможности её использования. Каждая игра должна соответствовать определенным критериям.
Использование дидактических игр на уроках математики способствует формированию таких умений и навыков, которые охватывают сферу межличностных отношений. У детей развиваются навыки общения, формируются навыки самооценки, взаимооценки и умение работать в парах. Это важно для развития личностных качеств слепых и слабовидящих школьников, закрепляются навыки ориентировки детей в книге, в тетради, на парте, на доске и в классе, обеспечивается правильное восприятие натуральных объектов и дидактической наглядности, повышается уровень математической подготовки учащихся, развиваются творческие способности детей, возникает устойчивый интерес к познавательной деятельности. При использовании дидактических игр на уроках математики прослеживается положительная динамика в развитии внимания, памяти, мышления. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнять традиционные формы обучения и воспитания. Литература 1. Антонович Н. Х. Математические игры для учащихся пятых классов // Математика в школе. – 1965. – № 5. – 245 с. 2. Балк М. Б., Балк Г. Д. Поиск решения. – М.: Детская литература, 1983. – 235 с. 3. Васильев В. Г. и др. Математические соревнования. – М.: Наука, 1974. – 123 с. 4. Гайштут А. Г. Приемы интенсификации обучения математике в 4 – 5 классах. – М.: 1980. – 98 с. 5. Данилов И. К. Об игровых моментах на уроке математики // Математика в школе. – 1965. – № 1. – С. 95. 6. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972. – 69 с. 7. Зимний А. И. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 1977. – № 6. – С. 33. 8. Козлова О. В., Разу Л. М. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. – М.: Знание, 1978. – 99 с. 9. Кордемский Б. А. увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981. – 156 с. 10. Лоповок Л. М. Математика на досуге. – М.: Просвещение, 1981. – 86 с. 11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982. – 78 с. 12. Пухначев Ю. В., Попов Ю. П. Математика без формул. – М.: Знание, 1978. – 203 с. 13. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с. 14. Чилингорова Л. А. играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1993. – 145 с. 15. Щеглов Г. Н. Развитие навыков исследовательской работы в математической игре // Математика в школе. – 1967. – № 2. – С.60. 16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: Педагогика, 1987. – 108 с. |