Скачать 66.49 Kb.
|
Урок на тему «Основные задачи на дроби» для 6 класса Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Что такое дробь», «Основные свойства дроби», «Порядок действий», «Сравнение дробей», «Натуральные числа и дроби», владеть навыками работы с дробями. Цели урока: 1) Образовательная: отработка умения решать примеры с дробями; закрепление полученных знаний по данной теме; 2) Воспитательная: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание интереса к решению задач и примеров; 3) Развивающая: развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия. Оборудование: на доске нарисованы все используемые на уроке фигуры, а также домик с примерами и таблицы для самостоятельной работы, листы с заданиями (без решения), Учебники: Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд; Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Тип урока: урок решения познавательных задач. Ход урока I. Устная работа 1. (В процессе выполнения задания учитель пишет на доске несколько дробей и задает вопросы ученикам.) Поясните, каким может быть основное свойство дроби. Изменится ли дробь, если ее числитель и знаменатель умножить на одно и то же число? Ответ: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь. Следовательно, дробь не изменится после выполнения такого действия. 2. Умножьте следующие дроби на 14 и разделите на 2: (Ученики решают задание и дают готовый ответ.) 1. Решение: 1) ; 2) . 2. Решение: 1) ; 2) . 3. Решение: 1) ; 2) . 3. (Задание выполняется у доски. Учитель читает равные дроби, а ученик должен наглядно с помощью рисунка объяснить, почему дроби являются равными.) Объясните, почему дроби равны: 1) . Решение: эти две дроби равны. Нарисуем квадрат, разделим его на 9 частей и 6 из них закрасим. Затем каждую часть квадрата разделим еще на 4 равные части. Теперь весь квадрат окажется разделенным на 9 ∙ 4 = 36 частей, а в шести частях квадрата будет 6 ∙ 4 = 24 таких частей. Поэтому . Это равенство можно записать и так: . 2) . Решение: эти две дроби равны. Нарисуем квадрат, разделим его на 8 частей и 4 из них закрасим. Затем каждую часть квадрата разделим еще на 3 равные части. Теперь весь квадрат окажется разделенным на 8 ∙ 3 = 24 части, а в четырех частях квадрата будет 4 ∙ 3 = 12 таких частей. Поэтому . Это равенство можно записать и так: . 3) . Решение: эти две дроби равны. Нарисуем прямоугольник, разделим его на 15 частей и 11 из них закрасим. Затем каждую часть прямоугольника разделим еще на 2 равные части. Теперь весь прямоугольник окажется разделенным на 15 ∙ 2 = 30 частей, а в одиннадцати частях прямоугольника будет 11 ∙ 2 = 22 таких частей. Поэтому . Это равенство можно записать и так: . 4.(В процессе выполнения задания ученики по очереди пишут на доске примеры и поясняют свои действия.) Поясните правило сокращения дробей, приведите примеры. Какая дробь называется несократимой? Определение. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращение дроби. Пример. Возьмем дробь , сократить ее нельзя, так как числа 3 и 4 – взаимно простые числа. Такую дробь называют несократимой. Правило. Наибольшее число, на которое можно сократить дробь, - это наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя. Пример. Наибольшим общим делителем чисел 24 и 360 является число 24. Следовательно, дробь можно сократить на 24, и получим: . Дробь сократить нельзя, так как числа 1 и 15 – взаимно простые числа. Это несократимая дробь. Таким же образом можно найти и некоторые другие общие делители этой же дроби. Делитель 8: . Дробь можно сократить: . Делитель 6: . Дальнейшее сокращение: ; . Возможен и другой вариант: . Делитель 4: . Дробь можно сократить: ; . Другой вариант: . Делитель 3: . Дробь также можно сократить на 8: . Делитель 2: . Дробь можно сократить на 12: . Дробь , где наибольший общий делитель 24 сокращается до дроби - неделимая. П. Выполнение заданий. 1. Умножьте числитель и знаменатель каждой дроби на 3. Напишите соответствующее равенство. 1) Решение: . 2) Решение: . 3) Решение: . 4) Решение: . 5) Решение: . 2. Разделите числитель и знаменатель каждой дроби на 2. Напишите соответствующее равенство. 1) Решение: . 2) Решение: . 3) Решение: . 4) Решение: . 5) Решение: . 3.Сократите дробь: 1) Решение: . 2) Решение: . 3) Решение: . 4) Решение: . Ш. Устная работа 1. Как привести дробь к новому знаменателю? Правило. Чтобы привести дробь к новому знаменателю, нужно умножить числитель и знаменатель дроби на одно и то же число, получится равная дробь. Число, на которое умножают числитель и знаменатель данной дроби, называется дополнительным множителем. 2.Приведите дробь: к знаменателю 28. Решение: число 28 кратно 4, т.к. 28 : 4 = 7. Дополнительным множителем является число 7. . 2) к знаменателю 72. Решение: 72 кратно 36, т.к. 72 : 36 = 2. . 3) к знаменателю 57. Решение: . 3.Объясните, как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями. Правило. Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести эти дроби к общему знаменателю и выполнить сложение или вычитание числителей дроби. Знаменатель остается неизменным. 4. Найдите значение: 1) ; 2) . 3. (На доске нарисован дом, в окошки которого вписаны примеры (по одному на каждом этаже). Рядом на карточках даны ответы. Задача учащихся – поместить карточку с ответом на нужный этаж.) В этом домике живут примеры. По соседству живут дроби – ответы на эти примеры. Вам нужно проверить, все ли дроби находятся на своем этаже. Найдите значение выражений и подберите каждому его соседа. Примеры Для первого этажа: Для второго этажа: Для третьего этажа: Для четвертого этажа: Для пятого этажа: Ответы: . 1V. Выполнение заданий 1.Приведите дробь: 1) к знаменателю 96; 2) к знаменателю 57; 3) к знаменателю 40; 4) к знаменателю 186. 2. Найдите значение выражения: 1) ; 2) ; 3) ; 4) . 3.Найдите значение выражения: 1) ; 2) . V. Самостоятельная работа (Задание на внимательность и быструю реакцию.) Заполните таблицу: 1)
2)
|