Отдел образования, спорта и туризма Кричевского райисполкомаГосударственное учреждение образования«Гимназия г. Кричева»Учитель начальных классов:Стриго Татьяна СергеевнаТема: «Закрепление сложения и вычитания»Цель:-закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чиселЗадачи: -отрабатывать умения складывать и вычитать многозначные числа с переходом через разряд;-развивать математическую речь, логическое мышление, память;-воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину, её историю.
Оргмомент.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Мы с вами отправимся в прошлое нашей страны. И проходить он будет под девизом: «Жыву у Беларусь i тым ганаруся».
Ведь не зря говорят, что народ, который не знает своей истории,
прошлого- не имеет и будущего.
( Звучит музыка « Белая Русь ты моя»)
Стихотворение А.Ставера (читает ученик)Мой народ зберагае сваю даунiну.Кожны нашай гiсторыi знауца.Добрым словам успомнiць не раз СкарынуI пахвалiць за мудрасцъ Мсцiслауца. Тема нашего урока:
«Закрепление сложения и вычитания»
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? ( Ответы детей)
Устный счет.
Для того, чтобы отправиться в прошлое на машине времени, необходимо ввести секретный код. Мы проверим, как вы понимаете смысл математических выражений.(Уч-ся выполняют на листочках, один ученик на доске. Взаимопроверка)
Тест «Проверь себя».
Увеличь на ... (+)
Умножить на... (*)
Найти сумму чисел... (+)
Найти разность... (-)
Найти произведение... (*)
Найти частное... (:)
Увеличить в .. .раз (*)
Уменьшить в .. .раз (:)
На ... больше ... (+)
В... раз меньше... (: ) -Молодцы, ребят.
4. Основная часть.И первое место, куда мы попадает - это
Полоцк. Здесь нас встречает
Ефросинья Полоцкая. (Ученица):
Я, Ефросинья Полоцкая, урожденная Предслава. Родилась в 1102 году. Княжна, игуменья полоцкого монастыря, просветительница периода Киевской Руси. Занималась переписыванием церковных книг, а также писала летописи. На мои деньги в Полоцке возведены две церкви. Я же основала мужской и женский монастыри. По моему заказу в 1161 году мастером Лазарем Богшей сделан крест, который получил мое имя. И я хочу предложить вам несколько заданий.
Вот первое:
Представьте эти два числа в виде суммы разрядных слагаемых.
1в. - 1102
2в. - 1161
Для строительства Спаса- Ефросиньевской церкви необходимо было вырыть котлован длиною 110дм, а шириною на 30дм меньше. Найти периметр котлована. Результат перевести в метры. (Краткое условие на доске).
Мы в старинном белорусском городе Турове.
Знаменит этот город своей богатой историей, а также людьми, которые
жили в нем.
Один из них
Кирилл Туровский.(Ученик):
Я, Кирилл Туровский, родился около 1130 года в Турове, там же получил и образование. Достигнув совершеннолетия, я стал монахом. Стал писать молитвы, произведения о монахах. Я начал писать поучения про то, как должны жить люди. Чтобы замолить людские грехи, я стал отшельником и добровольно закрылся в высокой деревянной башне. В это время я написал молитвы, которые известны и в ваше время. Я очень хотел, чтобы люди любили друг друга.
Ребята, если вы правильно сделаете задания Кирилла Туровского, то узнаете с каким следующим героем мы встретимся.
Прочитайте многозначные числа и расположите их в порядке убывания
2006
| 1854
| 1846
| 1348
| 1136
| 998
| 989
|
С
| К
| О
| Р
| И
| Н
| А
|
Физкультминутка. ( фонограмма «Белый аист летит»)
- Ребята, положите руки на парты, опустите голову, закройте глаза. Представьте, наш Аист, символ Беларуси, летит над родной землей. Ваши плечи, мышцы плеч, лица, ног - расслаблены. Вокруг - тишина. Тихо шумит лес. По всему телу приятная истома. Вслушайтесь в звучание музыки. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые и добрые. Вы чувствуете, как нежно и ласково вас обдувает ветерок. Мир спокоен - спокойны и вы. Вы полны сил и энергии. Вы много знаете и умеете. Вы - единая команда. И в вашем единстве - ваша сила. На счет «три» откройте глаза. Один! Два! Три!
Продолжаем наше перемещение во времени и истории. Нас вновь ждет Полоцк. А вот, ребята, кто это? (Ученик):
Я, Франциск Скорина. Родился в Полоцке в конце 15 столетия. Начальное образование получил на родине. Потом учился в польском городе Кракове и итальянском городе Падуи. Я решил взяться за печатанье книг на старобелорусском языке. Но на родине не было условий для печатания книг и я поехал в чешский город Прагу. Здесь, в 1517 году, вышла в свет первая печатная книга. Позже, в 1520 году, я основал типографию в Вильно, где и продолжил свое любимое дело. Я часто переезжал из страны в страну, из города в город. Но никогда не забывал про свою Родину. И очень хочу, чтобы и вы также любили нашу прекрасную Беларусь.
- Ребята, Франциск Скорина предложил решить вам задачу.
Франциск Скорина проехал от Полоцка до Кракова 850 км, что на 25км
меньше, чем от Кракова до Падуи. Какое расстояние было преодолено
Франциском в период учебы?
(Работа по условию задачи - общая).
Работа в группах: 1гр.Самостоятельное решение задачи. 2гр.Решение задачи с использованием краткой записи на листках. Згр.Решение задачи с использованием схемы-анализа. Дополнительное задание, (карточки)Решение уравнений. 175+х=813+65 843-а=923-98
И последний город, в котором мы побываем, находится в 38 км от Кричева. Какие города-соседи вы знаете? (ответы детей). Это Мстиславль. И это неспроста.: книги , изданные Ф.Скориной, были хорошо известны не только в Беларуси. Они стали образцом для дальнейшего развития книгопечатанья в Москве и на Украине. Это дело в Москве продолжил Иван Федоров и Петр Мстиславец. (Ученик):
Я,Петр Мстиславец, ваш земляк, родом из Мстиславля. Я попал в Москву, когда там основывалась типография и стал помогать Ивану Федорову. Мой талант был замечен и оценен даже царем. Потом я переехал в Вильно и открыл свою типографию. В 1575 году я издал Евангелие, свою первую собственную книгу. Я был сторонником просвещения белорусского народа с помощью книг.
Петр Мстиславец предлагает задания на ваш выбор.
Найти ошибки в решении примеров. 538-409 =229 1203+686 = 1999 Решить примеры с проверкой.32866+87354
44801-2956
9-10 баллов.
Вставить пропущенные числа. 2121+*3*5=9766
4*21**
+*24*З4=76*259 (Запись в столбик).
3 ученика (по одному из группы) на доске.
Самопроверка.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Вы себя показали и как знатоки истории, и как хорошие математики.
А сейчас продолжите, пожалуйста, фразы, которые помогут вам проанализировать свои достижения и трудности.
На уроке мне было легко...
На уроке я узнал.
У меня вызвало затруднение... (запись на доске)
Оценивание работы учителем. Выставление оценок.
7. Домашнее задание.