Урок на тему
«Раздельное и дефисное написание частиц» (7 класс)
Урок построен по дидактической системе деятельностного метода/
Цель урока: определение условий дефисного написания частиц: -ТО, -КА, ТАКИ; совершенствование навыков раздельного написания частиц НЕ, БЫ, ЛИ, ЖЕ; формирование умения выделять частицы в тексте и правильно употреблять их в устной и письменной речи; развитие навыков безопасного поведения на воде.
Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал – текст «Как научиться плавать».
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение ) учебной деятельности.
-Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем учиться плавать. Для этого давайте познакомимся с полезными советами, прочтём текст «Как научиться плавать».
Как научиться плавать
1.(Не)учитесь плавать сами, без совета и наблюдения старшего, опытного пловца.
2.(Не)трусьте.
3.(Не)забывайте что на суше и в воде движения едины в своей природной простоте.4. И река не страшна (так)же, как и футбольное поле или каток. 5.Ещё (не)было такого человека, который (бы) (не)захотел научиться плавать, чтобы стать с водою на «ты».
6.Нельзя научиться плавать стоя на берегу.
7.Когда вы научитесь этому искусству, то обязательно скажете: «Всё(таки) уметь плавать –это здорово!»
2.Работа с текстом.
-Беседа по вопросам:
Как вы понимаете выражение «стать с водою на ты»? (Это означает умение хорошо плавать, не бояться воды).
Объясните значение пословицы «Нельзя научиться плавать, стоя на берегу». (*Смысл пословицы заключается в том, что нельзя ничему научиться, если ничего не делать, не прикладывать никаких усилий).
А какие советы начинающим пловцам вы бы дали сами? ( * Начинать учиться плавать надо на мелком месте. Нужно одновременно работать руками и ногами. Не переохлаждаться).
-Пунктуационный разбор.
Объясните постановку пропущенных знаков препинания в 3 и 6 предложениях, дайте характеристику этих предложений. (3-е предложение –СПП, союз «что» присоединяет придаточное предложение к главному, а разделить предложения надо запятой. Запятая выполняет здесь разделительную функцию. В 6-ом предложении есть выделительная запятая, которая выделяет деепричастный оборот «стоя на берегу». Это предложение простое, осложнённое деепричастным оборотом).
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Запишите текст, поставьте пропущенные запятые, раскройте скобки, найдите частицы и объясните их правописание.
(В тексте встретились частицы НЕ, ЖЕ, БЫ. Частица НЕ употребляется в тексте с глаголами, поэтому пишется раздельно. В записанных предложениях БЫ и ЖЕ тоже являются частицами, поэтому пишутся раздельно).
-Укажите предложение, в котором тоже есть частица, но её написание вы пока объяснить не можете.
(*Это частица - ТАКИ, я предполагаю, что её тоже следует писать раздельно.
*А я думаю, что её следует писать через дефис.
*А можно предположить и слитное написание).
4.Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения.
-Какая же проблема возникла у нас сегодня на уроке? Как мы её сформулируем?
(*Сегодня на уроке мы должны выяснить, как же правильно следует писать частицу -ТАКИ).
-Да, мы должны постараться найти правильный ответ на этот вопрос, но у нас возникли разногласия. Как же найти выход из этой ситуации?
(*Можно посмотреть в орфографическом словаре.
*А можно воспользоваться учебником).
-Давайте обратимся к учебнику, познакомимся с орфограммой «Дефисное написание частиц» (с.113-114).
5.Реализация построенного проекта.
-Прочитайте правило в учебнике и ответьте на вопрос «Как следует писать частицу -ТАКИ? (Частица -ТАКИ пишется с наречиями и глаголами через дефис).
-А какие ещё частицы присоединяются при помощи дефиса?
(Это частицы –ТО и –КА).
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(*Дефисное написание частиц).
-Учитывая, что мы сегодня ещё и закрепляли раздельное написание частиц, то сформулируйте тему урока полностью.
Раздельное и дефисное написание частиц).
-А теперь проверьте, как вы написали частицу «-ТАКИ» в тексте в тетради, и исправьте, если она у вас не правильно написана.
6.Включение в систему знаний и повторений.
1) Упр.378.Работа в парах с последующей проверкой.(См орфограмму на с.176-177). (по 3 предложения) Учащиеся объясняют правописание частиц.
2) Упр.377. по два предложения: раздельное и дефисное написание частиц .Самопроверка, выставление оценок.
-Вопросы по упражнению:
-В каком стиле речи употребляются частицы –ТО и –КА?
-Для чего они используются в текстах художественных произведений?
3) Творческая работа учащихся.
-Напишите свои полезные советы, используя частицы, применяя изученное правило о написании частиц. Выберите одну из предложенных тем или выберите свою: «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно вести себя в общественном транспорте».
Чтение учащимися записанных текстов, объяснение написания частиц.
7.Обобщение по уроку.
-Какова была цель нашего урока?
-С каким затруднением мы столкнулись?
-Как мы его разрешили?
-Достигли ли цели урока?
-Помогли ли вам сегодняшние добрые советы научиться чему-либо?
8.Домащнее задание :параграф 65 ,1)упр.381; 2)выписать из учебника литературы 8-10 предложений с частицами, объяснить их написание; 3)записать диалог на тему «Работа кружка «Умелые руки», «В школьной библиотеке». |