Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 160.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер160.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
Пояснительная записка

К рабочей программе по

математике 3 класса

Данная программа составлена на основе типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Математике» 204 часа в год, по 6 часов в неделю.

Предмет входит в общеобразовательную область математика.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с уроками письма и развития речи, развития устной речи, изобразительного искусства, трудового обучения, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятие числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики оснащаются как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 3 классе продолжается работа над развитием интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательного материала.

Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и другие.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для них. Вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности действий с числами.

В 3 классе решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Обучающиеся знакомятся с задачами на вычисление стоимости, учатся решать задачи на делении на части и по содержанию, изучают нумерацию чисел до сотни. Существенное количество времени отводится на формирование умений складывать и вычитать числа с переходом через разряд в пределах 20 и без перехода через разряд в пределах 100. Обучающиеся знакомятся с таблицами умножения на 2,3,4,5,6 до 20 и соответствующими случаями деления.


Пояснительная записка

к рабочей программе по

письму и развитию речи 3 класса

Данная программа составлена на основе типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Письму и развитию речи» 170 часов в год, по 5 часов в неделю.

Предмет входит в общеобразовательную область «Письмо и развитие речи».

В 3 классе школьникам с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по письму и развитию речи для 3 класса включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с интеллектуальным недоразвитием затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием, поэтому на всех годах обучения серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 3 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

В 3 классе обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о гласных и согласных звуках и буквах, об алфавите, о слоге и переносе слов на письме, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, свистящих и шипящих, их различение на слух и в произношении. Обучающиеся усваивают понятия о твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, учатся различать их на слух и в произношении, приобретают практические навыки в обозначении мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, э и буквой мягкий знак в конце и в середине слова. Приобретают умение проверять написание согласной на конце слова путем изменения его формы.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Обучающиеся упражняются в согласовании слов между собой, в правильном употреблении их в речи. Закрепляется понятие о предлоге как отдельном слове, усваивают правописание большой буквы в названия городов, сел, деревень, улиц.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья в развитии к жизни, к общению. Обучающиеся третьего класса усваивают понятие о предложении на конкретном речевом материале, в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, по вопросу, распространяя предложения по смыслу и по вопросам, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, а слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможность излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: подписи под серией рисунков, восстановление несложного деформированного текста по картинкам, последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу, коллективное составление текстов с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. В работе над письменными и устными высказываниями обращается внимание на правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений, использование предлогов и наречий.

Графические навыки. В 3 классе совершенствуется техника письма. Осуществляется выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Закрепляется и отрабатывается четкое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление на письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Предусмотрены следующие виды письменных упражнений: списывание с печатного текста целыми словами, списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов, выборочное списывание, письмо под диктовку.

Межпредметные связи с уроками: математики, чтения и развития речи, рисования, труда.

Пояснительная записка

к рабочей программе по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 класса

Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по « Развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности » 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» входит в образовательную область «Коррекционная подготовка».

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с недостатками интеллектуального развития. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений IIIV вида обусловлено значительным отставанием первоклассников с ОВЗ в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

На этих уроках у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире.

В 3 классе решаются следующие задачи: обогащение и уточнение словаря; называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам; сравнение с другими предметами и явлениями; классификация предметов.

На уроках обучающиеся участвуют в беседе, давая правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы у них развивается умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Под руководством учителя дети выполняют описание предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составляют под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Где обучающиеся используют в речи вновь усвоенные слова, выражают пространственные и временные отношения между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Тематическая последовательность уроков по данному предмету определяется необходимостью актуализации знаний, требующихся для изучения других предметов общеобразовательной области, а также в зависимости от сезонных изменений в природе. Такие темы, как «Сезонные изменения в природе», «Улица на которой расположена школа», «Дикие животные», «Птицы», «Посуда», «Одежда», «Деревья» дают возможность включать в урок элементы национально-регионального компонента. Это знакомство с национальным фольклором, а также расширение представлений о родном городе и республике в целом.

Межпредметные связи: с уроками письма и развития речи, математики, рисования, труда, физкультуры.

Пояснительная записка

к рабочей программе по

трудовому обучению 3 класса

Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Трудовому обучению» 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Предмет «Трудовое обучение» входит в область «Трудовая подготовка».

Обучение труду в 3 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждений VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Во 3 классе предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с проволокой и металлоконструктором;

  • работа с древесиной.

Работа с древесиной предусматривает соответствующие условия, которые могут быть созданы только в специальных мастерских. Однако, возможности проводить эти уроки постоянно в мастерских нет, в связи с этим количество учебного времени, отведенного на эти уроки, сокращено, а уроки предусматривают преимущественно изучение теоретического материала и элементарные практические упражнения. Увеличено количество часов для работы с природным материалом, а так же с бумагой и картоном.

Изготовление изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Особое внимание на уроках труда уделяется правилам безопасности работы и гигиене труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений обучающихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Программа состоит из четырёх блоков. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

- значение производства товаров для жизни людей;

- сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

- знакомство с правилами безопасности;

Формирование умений обучающихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа обучающихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется обучающимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности обучающихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей

Уроки труда имеют тесную связь с уроками чтения и развития речи, математики, рисования:

Математика. Счет в пределах 100, вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний товарищей, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Пояснительная записка

к рабочей программе по

чтению и развитию речи 3 класса
Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по « Чтению и развитию речи» 170 часов в год, по 5 часов в неделю.

Предмет входит в общеобразовательную область чтение и развитие речи.

Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

  • осмысленно воспринимать прочитанное.

У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, современных авторов, а также доступные пониманию статьи из детских журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Осуществляется совершенствование техники чтения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе навык беглого чтения продолжает совершенствоваться. Начинает проводиться систематическая работа по обучению чтению про себя и формированию выразительного чтения с перехода на чтение целыми словами. Работа над выразительностью предусматривает соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Работа над пониманием читаемого в 3 классе включает: ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте; установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин; элементарная оценка прочитанного.

Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. В 3 классе обучающиеся осуществляют подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. На уроках осуществляется чтение диалогов, драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Кроме того, предусмотрена самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. В течение года, дети разучивают небольшие по объему стихотворения, читают их перед классом.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к сознательному пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книг. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. Эти уроки предполагают посещение библиотеки, развитие умения выбирать книги по интересу.

Межпредметные связи: с уроками письма и развития речи, математики, развития речи, рисования, труда, физкультуры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск