Скачать 160.89 Kb.
|
Пояснительная записка К рабочей программе по математике 3 класса Данная программа составлена на основе типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Математике» 204 часа в год, по 6 часов в неделю. Предмет входит в общеобразовательную область математика. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с уроками письма и развития речи, развития устной речи, изобразительного искусства, трудового обучения, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятие числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики оснащаются как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В 3 классе продолжается работа над развитием интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательного материала. Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и другие. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для них. Вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности действий с числами. В 3 классе решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Обучающиеся знакомятся с задачами на вычисление стоимости, учатся решать задачи на делении на части и по содержанию, изучают нумерацию чисел до сотни. Существенное количество времени отводится на формирование умений складывать и вычитать числа с переходом через разряд в пределах 20 и без перехода через разряд в пределах 100. Обучающиеся знакомятся с таблицами умножения на 2,3,4,5,6 до 20 и соответствующими случаями деления. Пояснительная записка к рабочей программе по письму и развитию речи 3 класса Данная программа составлена на основе типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Письму и развитию речи» 170 часов в год, по 5 часов в неделю. Предмет входит в общеобразовательную область «Письмо и развитие речи». В 3 классе школьникам с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по письму и развитию речи для 3 класса включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с интеллектуальным недоразвитием затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием, поэтому на всех годах обучения серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 3 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма. В 3 классе обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о гласных и согласных звуках и буквах, об алфавите, о слоге и переносе слов на письме, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, свистящих и шипящих, их различение на слух и в произношении. Обучающиеся усваивают понятия о твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, учатся различать их на слух и в произношении, приобретают практические навыки в обозначении мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, э и буквой мягкий знак в конце и в середине слова. Приобретают умение проверять написание согласной на конце слова путем изменения его формы. Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Обучающиеся упражняются в согласовании слов между собой, в правильном употреблении их в речи. Закрепляется понятие о предлоге как отдельном слове, усваивают правописание большой буквы в названия городов, сел, деревень, улиц. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья в развитии к жизни, к общению. Обучающиеся третьего класса усваивают понятие о предложении на конкретном речевом материале, в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, по вопросу, распространяя предложения по смыслу и по вопросам, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, а слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможность излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: подписи под серией рисунков, восстановление несложного деформированного текста по картинкам, последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу, коллективное составление текстов с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. В работе над письменными и устными высказываниями обращается внимание на правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений, использование предлогов и наречий. Графические навыки. В 3 классе совершенствуется техника письма. Осуществляется выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Закрепляется и отрабатывается четкое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление на письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. Предусмотрены следующие виды письменных упражнений: списывание с печатного текста целыми словами, списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов, выборочное списывание, письмо под диктовку. Межпредметные связи с уроками: математики, чтения и развития речи, рисования, труда. Пояснительная записка к рабочей программе по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 класса Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по « Развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности » 68 часов в год, по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» входит в образовательную область «Коррекционная подготовка». Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с недостатками интеллектуального развития. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений IIIV вида обусловлено значительным отставанием первоклассников с ОВЗ в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. На этих уроках у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. В 3 классе решаются следующие задачи: обогащение и уточнение словаря; называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам; сравнение с другими предметами и явлениями; классификация предметов. На уроках обучающиеся участвуют в беседе, давая правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы у них развивается умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Под руководством учителя дети выполняют описание предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составляют под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Где обучающиеся используют в речи вновь усвоенные слова, выражают пространственные и временные отношения между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Тематическая последовательность уроков по данному предмету определяется необходимостью актуализации знаний, требующихся для изучения других предметов общеобразовательной области, а также в зависимости от сезонных изменений в природе. Такие темы, как «Сезонные изменения в природе», «Улица на которой расположена школа», «Дикие животные», «Птицы», «Посуда», «Одежда», «Деревья» дают возможность включать в урок элементы национально-регионального компонента. Это знакомство с национальным фольклором, а также расширение представлений о родном городе и республике в целом. Межпредметные связи: с уроками письма и развития речи, математики, рисования, труда, физкультуры. Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению 3 класса Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по «Трудовому обучению» 68 часов в год, по 2 часа в неделю. Предмет «Трудовое обучение» входит в область «Трудовая подготовка». Обучение труду в 3 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида направлено на решение следующих задач:
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждений VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Во 3 классе предусмотрены следующие виды труда:
Работа с древесиной предусматривает соответствующие условия, которые могут быть созданы только в специальных мастерских. Однако, возможности проводить эти уроки постоянно в мастерских нет, в связи с этим количество учебного времени, отведенного на эти уроки, сокращено, а уроки предусматривают преимущественно изучение теоретического материала и элементарные практические упражнения. Увеличено количество часов для работы с природным материалом, а так же с бумагой и картоном. Изготовление изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Особое внимание на уроках труда уделяется правилам безопасности работы и гигиене труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений обучающихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). Программа состоит из четырёх блоков. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: - значение производства товаров для жизни людей; - сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; - демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; - знакомство с правилами безопасности; Формирование умений обучающихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа обучающихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется обучающимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности обучающихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей Уроки труда имеют тесную связь с уроками чтения и развития речи, математики, рисования: Математика. Счет в пределах 100, вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний товарищей, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Пояснительная записка к рабочей программе по чтению и развитию речи 3 класса Данная программа составлена на основании типовой учебной «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 1999год. Образовательная программа соответствует учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4». Общее количество часов в 3 классе по « Чтению и развитию речи» 170 часов в год, по 5 часов в неделю. Предмет входит в общеобразовательную область чтение и развитие речи. Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются:
У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, современных авторов, а также доступные пониманию статьи из детских журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Осуществляется совершенствование техники чтения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе навык беглого чтения продолжает совершенствоваться. Начинает проводиться систематическая работа по обучению чтению про себя и формированию выразительного чтения с перехода на чтение целыми словами. Работа над выразительностью предусматривает соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Работа над пониманием читаемого в 3 классе включает: ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте; установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин; элементарная оценка прочитанного. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. В 3 классе обучающиеся осуществляют подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. На уроках осуществляется чтение диалогов, драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Кроме того, предусмотрена самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. В течение года, дети разучивают небольшие по объему стихотворения, читают их перед классом. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к сознательному пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книг. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. Эти уроки предполагают посещение библиотеки, развитие умения выбирать книги по интересу. Межпредметные связи: с уроками письма и развития речи, математики, развития речи, рисования, труда, физкультуры. |