Конструкт урока.
Предмет математика,
3 класс, 2 четверть.
Тема урока: «Площадь прямоугольника».
Тип урока: урок закрепления изученных знаний, урок знакомства с новой темой и мультимедиа-ресурсом.
Вид урока: проблемный урок с элементами исследования, с элементами игровой деятельности.
Используемые педагогические технологии:
• проблемное обучение;
• личностно-ориентированное обучение; • традиционная педагогическая технология с элементами развивающей; • информационно-коммуникационная технология; • элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;
Методы обучения: проектно-исследовательский метод, методы наблюдения, конструирования, беседы, тестирования, контроля и самоконтроля. Метод стимулирования и авансирования, эмоционального воздействия, наглядности.
Материалы и оборудование: Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», 3 класс, серия «Школа России». Издательство «Просвещение», 2010, С. 55. Рабочие тетради; детские ноутбуки; медиапроектор, компьютер, экран; тесты, карточки с формулами нахождения периметра и площади прямоугольника, индивидуальные геометрические фигуры и картинка с «Карандашом», палетки.
Организация деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная работа учащихся.
Организация классного пространства: индивидуальная и фронтальная работа в классе.
Система оценивания, подведение итогов этого урока: традиционная система оценивания за устные ответы и самостоятельную работу по нахождению площади и периметра прямоугольника (задание учебника), накопительная система баллов за выполнение тестов и устный счёт.
Продолжительность: урок 45минут.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку (25минут).
Цель урока: Создание условий для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение учащихся в активную учебно-исследовательскую деятельность на уроке математики.
Задачи урока: 1) Продолжить формирование у детей УУД (социальные: умение работать в парах; коммуникативные: умение слушать и слышать другого человека, высказывать своё мнение; мыслительные: операции анализа, сравнения, обобщения; исследовательские: умение формулировать вопрос, наблюдать предметы и явления, ставить перед собой цель, оценивать свою работу ). 2) Развивать и совершенствовать критическое мышление учащихся, морально-волевые качества, коммуникативные умения, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.
3) Воспитывать толерантное отношение друг к другу. Межпредметные связи: урок окружающего мира, урок русского языка и технологии. Обучающиеся по итогам урока должны: • Иметь представления о площади, способах измерения и сравнения площадей фигур: визуально, наложением, с использованием мерок, палетки. • Знать правило нахождения площади прямоугольника и формулу её нахождения, единицы измерения площади фигур (см²).
• Уметь сравнивать фигуры на глаз, наложением, с использованием палетки. Уметь решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользоваться формулой S=a•b
Ход урока:
1 этап – организационный;
II этап – устный счёт (повторение табличных случаев умножения и деления);.
III этап – постановка проблемы;
1V этап – актуализация знаний и входная диагностика;
V этап – сообщение темы и целей урока;
V1 этап – знакомство с различными значениями слова «площадь»;
V11этап – способы измерения и сравнения площади фигур;
V111 этап – физ. минутка (релаксация для глаз);
1Х этап – единицы измерения площади (по гиперссылке вернуться к слайду №18, затем по гиперссылке возвратиться к слайду №22);
Х этап – постановка проблемы: есть ли такие единицы измерения площади, как 1мм², 1дм², 1м², и зачем они нужны;
.Х1этап – постановка проблемы: площадь какой фигуры больше;
Х11этап – работа в парах (индивидуальные геометрические фигуры);
Х111этап – знакомство с палеткой;
Х1V этап – нахождение площади прямоугольника;
Х V этап – знакомство с формулой нахождения площади прямоугольника;
Х V1 этап – закрепление изученного материала;
Х V11 этап - физ. минутка (релаксация для глаз);
Х V111 этап – работа с учебником (взаимопроверка);
Х 1 X этап – итоговая диагностика (работа с детскими ноутбуками);
Х X этап – подведение итогов;
Х X 1 – рефлексия.
Аннотированный список используемых ресурсов:
Картинки:
http://0lik.ru/uploads/posts/2007-12/1198423906_0lik.ru_prew.jpg - шапка
http://www.sumka.su/products_pictures/varezki2_resize.JPG - варежки
Музыка:
http://www.parkov3.narod.ru/veter.htm
http://detkam.e-papa.ru/mp/6/13.html
http://karaoke.yarsk.info/
h Источники:
ttp://www.sefon.ru/mp3/
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/klo2.html
http://mywap.artemka.ru/mp3.pwml?view=abc&litera=72&isp=864
http://yandex.ru/yandsearch
Введение в тему.
Тест с вариантами ответов «да», «нет» по теме «Нахождение площади».
В математике площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости? да нет
Единица измерения площади – сантиметр?
да нет
Единица измерения площади – квадратный сантиметр?
да нет
Площадь различных фигур можно сравнить на глаз или наложением?
да нет
Сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда мы измеряли их одинаковыми мерками?
да нет
Палетка – это прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой линий, предназначенная для вычисления периметра?
да нет
Палетка – это прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой линий, предназначенная для вычисления площади?
да нет
Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину, а потом вычислить частное полученных чисел?
да нет
Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину, а потом вычислить произведение полученных чисел?
да нет
Формула нахождения площади: P = (a + b) • 2 ?
да нет
Формула нахождения площади: S = a • b ?
да нет
Оценка _________
Система оценивания.
Под системой оценивания понимаются: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; механизм самостоятельного определения учащимися того, насколько успешно они обучаются. Таким образом, функция оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.
Арифметический диктант – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 7баллов.
Входная диагностика – по 2 балла за каждый правильный ответ. Итого: 14 баллов.
Итоговая диагностика – по 3 балла за каждый правильный ответ (да, нет). Итого: 33балла.
Всего: 54 балла за 3 блока.
«5» - повышенный оптимальный уровень (54 – 50 баллов);
«4» - повышенный расширенный уровень (49 – 43 балла);
«3» - оптимальный уровень (42 – 37 баллов);
«2» - низкий уровень (от 36 баллов и ниже).
Критерии оценивания должны показывать детям успехи и недочёты их работы, а учителю дают возможность оценить педагогическую эффективность применяемых технологий обучения.
Вычисление периметра прямоугольника.
1 способ
Прямоугольника периметр
Найдёшь ты быстро - только знай:
Сложи лишь ширину с длиною,
На двойку сразу умножай.
2 способ
Ты повтори длину два раза,
На двойку ширину умножь.
Ну а потом сложи всё сразу.
Вот так периметр ты найдёшь!
Нахождение площади фигуры.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще.
Поглядите-ка сюда:
Здесь построились друзья –
Будто бы солдатики –
Равные квадратики.
Чтобы площадь ту узнать,
Надо их пересчитать!
Партитура урока.
|
Слайд №1
Введение в урок (стихи про карандаш)
-Ребята, какая я невнимательная, забыла написать тему сегодняшнего урока. Как быть? Устный счёт
Слайды № 2-6
Задачи в стихах. - Сколько ушей у трёх мышей? (6) - Сколько лап у двух медвежат? (8) - Сколько хвостов у четырех коров? (4)
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (10)
Арифметический диктант
4 увеличить в 5 раз. 20
4 увеличить на 5. 9
40 уменьшить в 5 раз. 8
40 уменьшить на 5. 35
Делимое 25, делитель 5. Напишите частное. 5
Напишите произведение чисел 6 и 7. 42
При умножении этого числа на само себя получается 36. О каком числе идет речь? 6
Таблица умножения на 8, 9.
|
|
Слайд №7
Актуализация знаний. Определение темы урока.
(работа с тестом)
-Открываем тетрадь. Прочитайте внимательно задания теста.
-Выполните все задания теста. Время – 5минут! (при наличии правильных ответов в тесте получается слово «ПЛОЩАДЬ»).
-Так какая тема сегодняшнего урока?
Слайд №8
|
|
Слайд №9
Подведение детей к формулированию
задач урока
-Какие задачи нам предстоит решить? Сформулируйте их при помощи слов-помощников на слайде.
1) Выяснить значения слова площадь;
2) Повторить способы сравнения площади фигур и познакомиться с новым способом;
3) Сформулировать правило нахождения площади прямоугольника и вывести формулу;
4) Уметь решать задачи на нахождение площади прямоугольника.
|
|
Слайд №10
Работа над новым материалом (формирование гражданской позиции ученика)
-Какие ассоциации у вас возникают при слове «площадь»? Что сразу приходит на ум?
- Пожалуйста, поделитесь своими мыслями.
(площадь в центре города, строительная площадка, площадка во дворе для игр, спортивная площадка, лестничная площадка, площадь обоев, площадь стола, площадь футбольного поля, площадь поля, засеянного какими-либо культурами и др.)
|
|
Слайд №11 -Посмотрите, что изображено на слайде?
-Да, это Красная площадь - центральная площадь Москвы. Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке.
-А это что за площадь? Это одна из центральных площадей города Санкт-Петербурга. Она называется Сенатская площадь. Сенатская площадь была названа так после размещения на ней правительственного учреждения Сената. Сенатская площадь является одной из самых старых площадей Санкт-Петербурга.
-Все узнали центральную площадь нашего города. Кто знает, как она называется? Совершенно верно, это площадь Ленинского комсомола.
-Почему её так назвали? В каком году была построена площадь? Какие важные здания находятся на этой площади?
-Обратитесь за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам, справочной литературе, сети Интернет, чтобы найти ответы на эти вопросы. А на ближайшем уроке окружающего мира мы вернёмся к этой теме.
|
|
Слайд №12
Словарная работа (математические термины)
-Давайте прочитаем значения слова «площадь».
Два ученика по слайду зачитывают по просьбе учителя.
|
| Слайд №13
-Заглянем в толковый словарь русского языка В. И. Даля.
-Внимательно прочитайте значение слова «площадь».
-Закройте глаза, я ещё раз медленно прочитаю. Вдумайтесь в смысл! Учитель медленно читает 2раза по слайду.
|
|
Слайд №14
Устный опрос учащихся
-Какие способы измерения площади фигур вам известны?
Учитель заслушивает все варианты ответа.
|
|
Слайд №15 -Действительно, существует несколько способов: визуально, т.е. на глаз, способ наложения фигур и с использованием мерок.
|
|
Слайд №16
Практическая работа по сравнению геометрических фигур разными способами
-Сравните на глаз площади треугольников. Что вы можете о них сказать?
-Какова площадь круга: больше или меньше?
|
|
Слайд №17 -Что можете сказать о площади квадратов?
-Почему площадь зелёного квадрата меньше? (полностью помещается в розовом квадрате)
-Можно ли утверждать, что площадь треугольника больше площади самого маленького квадрата?
-Почему?
|
|
Слайд №18
-Ещё один способ: подсчёт количества мерок, уложившихся в той или иной фигуре. -Сколько мерок уложилось в жёлтом прямоугольнике?
-Сколько мерок уложилось в розовом прямоугольнике?
-Сколько мерок уложилось в зелёном прямоугольнике? -Площадь какого прямоугольника больше?
-Почему? (уложилось большее количество мерок)
Проблемная ситуация
-Что получится, если я буду использовать разные мерки для сравнения площадей этих прямоугольников: квадраты, круги, треугольники, овалы и т.д.?
|
|
Слайд №19
-Прочитаем вывод хором! Учитель говорит о том, что пришло время отдохнуть, напоминает о взаимной вежливости.
|
|
Слайд №20 Зарядка для глаз
|
|
Слайд №21 Формулирование выводов Гиперссылка = нажать на слово «единицы». -Если данная мерка – это один квадратный сантиметр, то чему тогда равна площадь каждого прямоугольника? (ответы детей) Гиперссылка = нажать на слово «мерка».
|
|
Слайд №22 Проблемная ситуация -Есть ли такие единицы измерения площади, как квадратный дециметр, квадратный метр?
-Об этом мы узнаем на ближайших уроках математики.
|
|
Слайд №23
-У вас на партах лежат конверты. Откройте их, достаньте геометрические фигуры.
-Прочитайте задание на слайде.
-Работа в парах: нужно сравнить площади этих фигур. Как это сделать?
|
|
-Ребята, вы молодцы!
-Есть такое приспособление в математике! Слайд №24 Практическая работа учащихся с палетками
Учитель раздаёт всем палетки.
-Измерьте при помощи палетки площади данных фигур.
-Что вы заметили?
|
|
Слайд №25
Подведение к выводу
|
|
Слайд №26
-Прочитайте вывод.
|
|
Слайд №27
-Как найти площадь прямоугольника?
|
|
Слайд №28 -Сначала нужно измерить стороны прямоугольника, т.е. узнать длину и ширину.
-Потом перемножить полученные числа.
|
|
Слайд №29
Вывод (формулирование правила)
-Прочитайте «про себя» правило нахождения площади прямоугольника.
-Постарайтесь запомнить его, а дома выучить наизусть.
|
|
Слайд №30
Вывод (формулирование формулы)
-Эта формула будет находиться здесь, на стенде.
-На уроках мы будем постоянно к ней обращаться.
|
|
Слайды №31 – 34
Упражнения в закреплении
Применение формулы – дети выполняют устные задания, предложенные на слайдах.
|
|
Слайд №35
Упражнения на релаксацию
|
|
Слайд №36
Самостоятельное закрепление материала
Дети работают по учебнику самостоятельно, используя формулы на слайде.
|
|
Слайд №37
Проверка работы
-Проверьте, пожалуйста! Какие есть вопросы?
|
|
Слайд №38
Проверка учебных навыков
-Тестовая работа с вариантами ответа «да», «нет».
-У вас 3минуты. Приступайте!
-Проверьте, пожалуйста.
-Номера вопросов с ответом «нет»: №2, №6, №8, №10.
-Все остальные ответы – «да».
|
|
Слайд №39
Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-С какими трудностями столкнулись?
-Нам удалось решить поставленные в начале урока задачи? Почему? Что для этого нужно сделать? Этим мы займёмся на следующих уроках математики.
|
|
Рефлексия
На доске три листа формата А3. На каждом изображен помощник-карандаш. №1 - «Я отлично понял тему урока и смогу решить задачи на нахождение площади прямоугольника»; №2 – «Я понял тему урока, но для решения задач мне требуется помощь»; №3 – «У меня есть трудности при решении задач на нахождение площади фигур». -Подумайте, проанализируйте и выберите уровень усвоения темы урока, своих практических навыков при решении задач. Приклейте своего помощника-карандаша в какой-либо сектор.
-Спасибо за урок!
|
К
россворд. |