Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 38.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер38.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
ИКТ как средство эстетического воспитания на уроках геометрии

Ильиных Д.В., Мамалыга Р.Ф.

г. Екатеринбург, УрГПУ

Эстетическое воспитание школьников осуществляется, как правило, на уроках литературы, музыки, рисования и в гораздо меньшей степени на уроках математики. В частности, говоря о красоте и геометрии, обращают внимание только на такие понятия как: «золотое сечение», «симметрия» и «красивое решение» задачи. По словам И.Ф. Шарыгина: «Хороший математик должен обладать достаточно развитым эстетическим чувством. Особенно часто понятие красивое решение мы связываем с геометрическими задачами. Именно геометрия предоставляет огромные возможности для эстетического развития, эстетического воспитания» [6].

Поиск эстетических категорий в математике, только на первый взгляд кажется бесполезным и неблагодарным делом. На самом же деле математика очень богата красивыми формулами, доказательствами, причем можно указать целые разделы («многоугольники», «подобие», «фракталы», «правильные многогранники»), ценность которых очень велика для эстетического воспитания.

Вопросы актуальности эстетического развития школьников рассматривались многими учеными и педагогами-методистами [1, 2, 3, 4, 5], но не многие посвятили свои исследования эстетическому воспитанию на уроках математики. В своих работах [2, 5] они выделяют следующие средства эстетизации уроков математики: включение демонстрации произведений мастеров искусств, необычные задания, задачи в картинках, использование цвета, а так же юмор. Опираясь на эти средства, у учителя есть возможность сделать практически каждый урок геометрии эстетически привлекательным. Если при этом использовать новые информационные технологии, графические возможности которых позволяют показать красоту математических теорий, гармоничность форм геометрических тел и геометрическую интерпретацию совершенно новых математических объектов, то можно добиться больших результатов, как в эстетическом воспитании, так и в математическом образовании.

Рассмотрим конкретные примеры использования средств эстетического воспитания в сочетании со средствами ИКТ на уроках математики:

  • Компьютер позволяет демонстрировать произведения искусств непосредственно на уроках геометрии. При изучении темы «Правильные многогранники», можно обратиться к компьютерной программе «ЭМКа» (С++, Open GL). В разделе «Уголок юного искусствоведа» представлены картины известных художников: «Девочка на шаре» – Пабло Пикассо, «Тайная вечеря» – Сальвадор Дали, «Звезды» – Морис Эшер и т.д. С галереей картин уже упомянутого художника М. Эшера можно так же познакомить учащихся при изучении темы «Преобразования пространства». Для демонстрации золотой пропорции на картинах «Джоконда» художника Леонардо да Винчи, «Избиение младенцев ­– Рафаэля, «Березовая роща» – Ивана Шишкина можно воспользоваться возможностями компьютера, и выделить пятиконечную звезду, спираль и отрезки.

  • Начав урок математики с необычной задачи, у учителя появляется возможность увлечь учащихся новой темой или закрепить старый материал (показать его в необычном свете). Например, сообразите в уме, на сколько метров возвышался бы столб, составленный из всех миллиметровых кубиков одного кубометра, положенных один на другой.

  • Цвет на уроке математики в основном используется учителем для обозначения на рисунке известных и не известных величин. Учителю стоит задуматься и о цветовой гамме наглядного материала (например, моделей многогранников). Выбор цветов и их количества можно осуществить вместе с учащимися, используя компьютер. Классическую задачу о красках так же можно решать с помощью компьютера. Можно также воспользоваться компьютером для решения ряда необычных задач, в которых требуется вычислить площадь многоугольника (статья А.В. Гончарова «Решетки и зоны Брюллиэна). Разделив цветом, многоугольник на более простые составные части, решение задачи значительно упрощается. Компьютер позволяет экспериментировать с цветами при разукрашивании, как моделей многогранников, так и многоугольников.

  • Где как ни на геометрии использовать задачи в картинках. По рисунку определить, что дано, что нужно найти (или доказать) и, наконец, решить задачу. На экране проектора учитель может на глазах у учащихся выделять различными способами элементы рисунка.

  • Юмор эмоционально окрашивает урок математики, вносит элемент неожиданности. К сожалению, количество задач сформулированных в юмористической форме очень мало. В основном это задачи для младших школьников (например, задачник автора Г. Остера). Мы, воспользовавшись компьютером, создали игру «Путешествие в страну многогранников». В нее были включены все выше перечисленные средства эстетизации урока геометрии и, в частности, юмор просматривается в различных процессах, например, «увядание» сферы при неправильном ответе учащегося на поставленный в игре вопрос. Данный процесс было бы затруднительно смоделировать без помощи компьютера.

Преподаватель геометрии может и должен выявлять красоту предмета, использовать ее для повышения мотивации школьников к изучению математики. Включая в цели урока эстетическое воспитание, мы подключаем еще один (малоиспользуемый, на наш взгляд) резерв повышения успешности учебного процесса.

Литература:

  1. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика. //Математика в школе. – №2/1982. – С. 40-43.

  2. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

  3. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Уч. пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОМ», 2002.– 48 с.

  4. Саранцев Г.И. Миганова Е.Ю. Эстетические мотивы, продвигающие решение задачи //Математика в школе, № 7/2002. –С. 26.

  5. Фирстова Н.И. Эстетическое воспитание школьников при обучении математики в средней школе. Дис. канд. пед. наук. М.: Просвещение. – 1999. – 157 с.

  6. Шарыгин И.Ф. Нужна ли в школе ХХI века геометрия //Математика в школе. – №4/2004. – С. 72-79.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск