Скачать 51.4 Kb.
|
Дворниченко А.М., МОУ СОШ № 3, г. Новый Оскол ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИКак заинтересовать школьников математикой? Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики? Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду? В этом учителю математики во многом помогают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В настоящее время многие учителя математики все чаще используют компьютер на своих уроках. Он становится электронным посредником между учителем и учеником. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, повышает мотивацию к изучаемому предмету. Современные информационные компьютерные технологии для этого представляют богатейшие возможности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, повысить мотивацию к изучению математики. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на любом уроке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Практика применения интерактивной доски позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе: 1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом. 2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. 3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным. ИКТ можно использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук +видео +цвет), путём ориентации учения на успех (позволяет решить любую задачу, опираясь на необходимую помощь) и дружественностью машины по отношению к ученику. Приведу некоторые примеры использования компьютера на уроках математики. При изучении функциональной линии в школе удобно пользоваться программой Advanced Grapher, которая позволяет строить графики различной сложности. Учащиеся по графику наглядно выводят свойства функции, выясняют закономерности её поведения. В 11 классе, при исследовании функции с помощью производной, целесообразно показать взаимосвязь графика исходной функции и графика её производной. Удобно использовать программу для быстрой проверки правильности построения учащимися графика функции, отработки навыков чтения графика. При подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ можно предложить учащимся программы-тренажёры. Дети один на один с компьютером в своём привычном темпе работы отрабатывают навыки решения тестовых заданий. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися заданий с учётом допущенных ошибок затраченного времени, позволяет учащимся проводить самоконтроль взаимоконтроль за выполнением заданий. Для активизации познавательной деятельности на уроках математики в качестве занимательного материала я предлагаю кроссворды, ребусы, оформленные на ПК. В качестве домашнего задания учащиеся ищут информацию по одной из изучаемых тем и составляют мультимедийную презентацию. Таким образом, в центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ. Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают улучшить мотивацию к изучению математики, стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию. |