Емельяненко Марина Владимировна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Каунова Ольга Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории,
МОУ «СОШ №4», город Ангарск Иркутской области
Урок по курсу истории и обществознания «Моё Отечество»
(Д.Д. Данилов, С.В. Тырин).
3 класс
ОС «Школа 2100»
Тема: Власть народа
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание образа демократии как особого политического режима, способа управления, при котором единственным источником власти является воля народа;
Задачи урока:
Воспитывающая задача: способствовать формированию собственной точки зрения, активной гражданской позиции.
Развивающая задача: формировать умения работать в группах, самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Образовательная задача: познакомить с понятиями «государство», «демократия», а также правилами демократического устройства власти в Российской Федерации.
Урок построен в технологии проблемного диалога. Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, иллюстрации с изображением видов власти, мультфильмы, карточки.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
I.Мобилизующий этап -2 мин
|
Цитата С. Смайлса.
(Слайд 1)
-Как вы понимаете эти слова?
Прогностическая оценка
-Сегодня от нашей с вами работы я ожидаю следующее.
(Слайд 2)
-А чего вы ожидаете от урока?
(Слайд 2)
-Спасибо. Начнём нашу работу.
|
Эмоциональный настрой на урок Формулирование собственных ожиданий.
|
II. Актуализация полученных ранее знаний – 5мин
| Игра «Политтеннис»
-Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Политтеннис», и повторить пройденный материал. На парте у каждого лежит зелёная карточка, в которой вы должны соединить стрелкой вопрос и ответ.
(Слайд 3)
Условия игры:
соединив правильно понятие и его определение, вы, тем самым, забиваете гол.
Проверка по образцу на слайдах. -А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание.
(Слайды 4-8)
| Повторение раннее изученного материала в игровой форме, погружение в тему.
Самоконтроль
|
III Создание проблемной ситуации - 2 мин
|
-Я вижу замешательство на ваших лицах. Что случилось?
|
Понимание разрыва между необходимостью и невозможностью выполнения задания.
|
IV.
Формулирование учебной проблемы -2мин.
|
-В чем проблема? Почему мы не смогли ответить на эти вопросы? -Так какая сегодня перед нами стоит цель? -Итак, сегодня на уроке нам предстоит найти ответы на эти вопросы.
(Слайд 9)
|
Осознание целей и задач обучения
|
V. Выход на тему урока с мотивирующим приемом-3мин.
|
-Но все эти понятия: демократия, референдум и выборы объединены в одну большую тему. А какую? Вам предстоит узнать с помощью вот этого ребуса.
(Слайд 10) -Итак, кто может назвать тему нашего урока?
(Слайд 11)
| Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Самостоятельное определение темы урока
|
VI. Открытие новых знаний-15мин.
| 1. Выдвижение гипотез
-Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие есть мысли, идеи?
Очень хорошо. Мы услышали много интересных мнений.
-Как эти мысли проверить? 2. Сценка (можно диалог из учебника)
-Какое слово остановило спор между вами и С.А.?
(Слайд 12) 3. Работа с текстом учебника.
-А что такое демократия, мы сейчас с вами узнаем.
-У вас на партах лежат жёлтые карточки с вопросами. Найдите ответы на эти вопросы в учебнике, обсудите правильность выбора в группах.
-Итак, что вы узнали об этом слове?
(Слайд 12)
-Составьте из слов «народ» и «власть» – сложное слово.
(Слайд 12)
-Так,значит, демократия – это …?
(Слайд 13)
Вывод. Правильно, при демократии власть принадлежит народу, управление обществом и государством возможно только по воле (по желанию) народа. 4.Практическая работа по учебнику
-Посмотрите на рисунки стр. 14.
-На какой из них изображён демократический способ управления, а на какой - недемократический? 5. Введение понятия «выборы»
-Хорошо, но как же может наш многомиллионный народ сам собой управлять?
-Существуют два основных способа управления: референдум и выборы.
(Слайд 14)
-Рассмотрим первый способ осуществления демократии в государстве – выборы.
- Что знаете об этом? Выскажитесь.
(Поднимите руки те, кто ходил с родителями на выборы. Кого выбирали на выборах?)
-Так что же такое выборы?
(Слайд 15) 6. Ролевая игра «Выборы».
- А сейчас мы проведём выборы. Нам предстоит выбрать одного учащегося, который будет представлять наш класс на конкурсе «Ученик года».
(Слайд 16)
Вывод. Когда вы получите паспорт, сможете отдать свой голос на государственных выборах. А сегодня вы поняли, как происходит тайное голосование?
-Счётная комиссия подведет итог голосования. Итоги голосования вы сможете увидеть в классном уголке. 7. Введение понятия «референдум»
- Следующим рассмотрим второй способ осуществления демократии в государстве – референдум.
-Обратимся к истории Иркутской области и вспомним: в прошлом году мы с вами обсуждали статью в газете, где говорилось об Иркутской области и Усть-Ордынском округе и их объединении.
-Кто знает из вас, как решился этот вопрос?
-А кто принял это решение?
-Что помогло людям принять такое решение?
-Итак, народ принял решение по одному из важных вопросов в жизни государства с помощью голосования. А называется всё это - «референдум».
(Слайд 17)
-Итак, чем же отличается референдум от выборов? Обсудите это в группах и дайте ответ. При затруднении обратитесь к тексту учебника или словарю.
|
Выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Применение на практике и последующее повторение .
Проявление эмоционального отношения
Самоконтроль, взаимоконтроль
|
VII. Воспроизведение знаний-10мин
|
1. Посмотрите на слайд и определите, в каком случае (1 или 2) проводился референдум, а в каком - выборы. Свой ответ объясните.
(Слайд 18)
2. Посмотрите внимательно сюжеты ваших любимых мультфильмов и скажите, какие понятия, изученные нами сегодня на уроке, подходят к этим кадрам.
|
Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
|
VIII.
Итог урока-2мин
|
Игра «Политтеннис»
- А теперь вернёмся к нашей зелёной карточке и ответим на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале урока.
(Слайд 19-23).
-Смогли ли мы решить проблему урока? Докажите.
|
Внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Оценка и самооценка учебной деятельности
|
IX. Домашнее задание -2мин
|
-Перечитать текст учебника и придумать свою ситуацию демократического или недемократического способов управления. Вы это можете сделать по-разному: нарисовать рисунок, разыграть сценку, написать небольшой рассказ, вспомнить примеры из детской литературы. Благодарю всех за урок. Самыми яркими ответами сегодня были…(оценка учителя)
|
|
X. Рефлексия -2мин
|
Ролевая игра «Референдум».
-Дать ответ на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания, о которых вы говорили в начале урока?»
(Слайд 24)
Цитата Б. Шоу.
(Слайд 25)
|
Проявление эмоционального отношения
|
|