МБОУ «Богатенская ООШ» учитель биологии и химии Скляренко Л.Ю.
Урок по химии в 9 классе Тема: «Жёсткость воды и способы её устранения».
Цель: познакомить учащихся с понятием жёсткости воды и способами её устранения; продолжить формирование практических умений учащихся и творческого отношения к учебной деятельности, коммуникативных умений при работе в группах. Ход урока
I. Вводная часть.
Сегодня на уроке мы поговорим не о дистиллированной воде, а о самой обычной, которая течёт из наших кранов, о воде из рек и прудов. Поговорим об одном из качеств воды, обусловленном присутствием в ней солей, – о жёсткости.
У нас сегодня не обычный урок, а урок-практикум. Предлагаю, не приступая к выполнению работы, побыть в роли теоретиков и поставить перед собой задачи урока.
(Узнать, с содержанием в воде каких ионов связана жёсткость, вид жёсткости, способы её устранения, применение этих способов на практике. Научится распознавать жёсткую воду, устранять жёсткость воды.)
Итак, тема сегодняшнего урока «Жёсткость воды и способы её устранения».
Математик Н.М.Крылов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна». Пусть эти слова послужат нам девизом к уроку.
Работать предстоит в группах, у каждой группы своё задание, у каждого в группе индивидуальное задание, которое порекомендует лидер группы.
II. Работа в группах.
Лидер (назначен учителем) распределяет вопросы и задания среди учеников в группе. Учащиеся выполняют задания, используя рекомендованную учебную литературу. Записывают на доске уравнения реакций, лежащие в основе заданий.
Работа в группе проводится в течение 10 – 13 минут.
На классной доске записана форма таблицы «Жесткость воды», которую учащиеся заполняют по ходу выполнения заданий:
Состав жёсткой воды
| Вид жёсткости
| Способ устранения
| катионы
| анионы
|
Ca2+, Mg2+
|
HCO–
| Карбонатная, временная
| Нагревание, добавление соды, известковой воды, обработка ионообменной смолой
|
Ca2+, Mg2+
| Cl– , SO42– , NO3–
| Некарбонатная, постоянная
| Добавление соды, обработка ионообменной смолой
|
Ca2+, Mg2+
| Cl– , SO42– , NO3–, HCO3–
| Общая
| Добавление соды, обработка ионообменной смолой
| Задания для группы 1.
Сформулируйте определение жёсткости воды, составьте схему по классификации видов жёсткости.
Как устраняют жёсткость воды в промышленности? Объясните, для чего устраняют жёсткость воды.
Как устраняют жёсткость воды в быту? Объясните для чего устраняют жёсткость воды.
Получите воду с временной жесткостью. Объясните, как можно получить воду с временной жёсткостью.
Задания для группы 2.
Сформулируйте определение временной, карбонатной жёсткости воды. С наличием каких катионов и анионов связана временная, карбонатная жёсткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жёсткость воды».
Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жёсткости воды кипячением. Запишите уравнения реакций в ионном виде.
Проведите опыт по устранению временной жёсткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнения реакций в ионном виде.
Проведите опыт по устранению временной жёсткости воды добавлением известковой воды (раствора гидроксида кальция). Запишите уравнения реакций в ионном виде.
В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с временной жёсткостью (содержит гидрокарбонаты кальция и магния). Распознайте, в какой пробирке находится вода с временной жёсткостью. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.
Задания для группы 3.
Сформулируйте определения постоянной, некарбонатной жёсткости воды. Наличием в воде каких анионов и катионов обусловлена постоянная, некарбонатная жёсткость воды? Заполните соответствующую графу таблицы «Жёсткость воды».
Проведите опыт по устранению постоянной, некарбонатной жёсткости воды добавлением соды ( карбоната натрия).
В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с постоянной жёсткостью (содержит сульфат магния). Распознайте, в какой пробирке находится вода с постоянной жёсткостью. Запишите уравнения проведённых реакций в ионном виде.
Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Поясните ваши действия.
Задания для группы 4.
Сформулируйте определение общей жёсткости воды. С наличием в воде каких анионов и катионов связана общая жёсткость? Заполните соответствующую графу в таблице «Жёсткость воды».
Проведите опыт по устранению общей жёсткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнения реакций в ионном виде.
В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с общей жёсткостью (содержит гидрокарбонат магния и хлорид кальция). Распознайте, в какой пробирке находится вода с общей жёсткостью. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.
Получите воду с общей жёсткостью. Поясните свои действия.
Задания для группы 5.
Получите воду с временной, карбонатной жёсткостью. Устраните жёсткость с помощью раствора мыла, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Что представляет собой налёт на кисточке? Когда мыло начинает пенится в жёсткой воде?
Получите воду с временной карбонатной жёсткостью. Устраните её раствором стирального порошка, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Появляется ли на кисточке налёт? Когда синтетическое моющее средство начинает пенится в жёсткой воде? На основании опытов 1 и 2 сделайте вывод: каким моющим средством – мылом или стиральным порошком лучше пользоваться в быту для стирки. Ответ обоснуйте. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.
Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Устраните жёсткость с помощью раствора мыла, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Что представляет собой налёт на кисточке? Когда мыло начинает пенится в жёсткой воде?
Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Устраните её раствором стирального порошка, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Появляется ли налёт на кисточке? Когда синтетическое моющее средство начинает пениться в жёсткой воде? На основании опытов 3 и 4 сделайте вывод: каким моющим средством – мылом или стиральным порошком лучше пользоваться в быту для стирки? Ответ обоснуйте. Запишите уравнения проведенных реакций в ионной форме.
Сравните образование пены в воде с временной, карбонатной и постоянной, некарбонатной жёсткостью. Предложите, каким средством и почему лучше пользоваться при стирке в жёсткой воде.
III. Подведение итогов.
По теоретическим вопросам и результатам выполненных опытов учащиеся каждой группы делают итоговые сообщения по теме урока. Задают вопросы.
IV. Домашнее задание.
§ 28.4, упр 3, 5, 7, 8.
Учитель просит учеников при уходе из класса заполнить таблицу на магнитной доске: прикрепить карточку на магнитной основе со своей фамилией в соответствующую графу таблицы.
Материал усвоен полностью на уроке
| Нужно ещё поработать дома с учебником
| Требуется помощь
| |