Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 51.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер51.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

МБОУ «Богатенская ООШ» учитель биологии и химии Скляренко Л.Ю.

Урок по химии в 9 классе
Тема: «Жёсткость воды и способы её устранения».

Цель: познакомить учащихся с понятием жёсткости воды и способами её устранения; продолжить формирование практических умений учащихся и творческого отношения к учебной деятельности, коммуникативных умений при работе в группах.
Ход урока

I. Вводная часть.

Сегодня на уроке мы поговорим не о дистиллированной воде, а о самой обычной, которая течёт из наших кранов, о воде из рек и прудов. Поговорим об одном из качеств воды, обусловленном присутствием в ней солей, – о жёсткости.

У нас сегодня не обычный урок, а урок-практикум. Предлагаю, не приступая к выполнению работы, побыть в роли теоретиков и поставить перед собой задачи урока.

(Узнать, с содержанием в воде каких ионов связана жёсткость, вид жёсткости, способы её устранения, применение этих способов на практике. Научится распознавать жёсткую воду, устранять жёсткость воды.)

Итак, тема сегодняшнего урока «Жёсткость воды и способы её устранения».

Математик Н.М.Крылов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна». Пусть эти слова послужат нам девизом к уроку.

Работать предстоит в группах, у каждой группы своё задание, у каждого в группе индивидуальное задание, которое порекомендует лидер группы.

II. Работа в группах.

Лидер (назначен учителем) распределяет вопросы и задания среди учеников в группе. Учащиеся выполняют задания, используя рекомендованную учебную литературу. Записывают на доске уравнения реакций, лежащие в основе заданий.

Работа в группе проводится в течение 10 – 13 минут.

На классной доске записана форма таблицы «Жесткость воды», которую учащиеся заполняют по ходу выполнения заданий:


Состав жёсткой воды

Вид жёсткости

Способ устранения

катионы

анионы


Ca2+, Mg2+


HCO

Карбонатная, временная

Нагревание, добавление соды, известковой воды, обработка ионообменной смолой


Ca2+, Mg2+

Cl, SO42– , NO3

Некарбонатная, постоянная

Добавление соды, обработка ионообменной смолой


Ca2+, Mg2+

Cl, SO42– , NO3, HCO3

Общая

Добавление соды, обработка ионообменной смолой

Задания для группы 1.

  1. Сформулируйте определение жёсткости воды, составьте схему по классификации видов жёсткости.

  2. Как устраняют жёсткость воды в промышленности? Объясните, для чего устраняют жёсткость воды.

  3. Как устраняют жёсткость воды в быту? Объясните для чего устраняют жёсткость воды.

  4. Получите воду с временной жесткостью. Объясните, как можно получить воду с временной жёсткостью.


Задания для группы 2.

  1. Сформулируйте определение временной, карбонатной жёсткости воды. С наличием каких катионов и анионов связана временная, карбонатная жёсткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жёсткость воды».

  2. Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жёсткости воды кипячением. Запишите уравнения реакций в ионном виде.

  3. Проведите опыт по устранению временной жёсткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнения реакций в ионном виде.

  4. Проведите опыт по устранению временной жёсткости воды добавлением известковой воды (раствора гидроксида кальция). Запишите уравнения реакций в ионном виде.

  5. В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с временной жёсткостью (содержит гидрокарбонаты кальция и магния). Распознайте, в какой пробирке находится вода с временной жёсткостью. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.


Задания для группы 3.

  1. Сформулируйте определения постоянной, некарбонатной жёсткости воды. Наличием в воде каких анионов и катионов обусловлена постоянная, некарбонатная жёсткость воды? Заполните соответствующую графу таблицы «Жёсткость воды».

  2. Проведите опыт по устранению постоянной, некарбонатной жёсткости воды добавлением соды ( карбоната натрия).

  3. В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с постоянной жёсткостью (содержит сульфат магния). Распознайте, в какой пробирке находится вода с постоянной жёсткостью. Запишите уравнения проведённых реакций в ионном виде.

  4. Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Поясните ваши действия.


Задания для группы 4.

  1. Сформулируйте определение общей жёсткости воды. С наличием в воде каких анионов и катионов связана общая жёсткость? Заполните соответствующую графу в таблице «Жёсткость воды».

  2. Проведите опыт по устранению общей жёсткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнения реакций в ионном виде.

  3. В пробирках 1 и 2 находятся мягкая вода и вода с общей жёсткостью (содержит гидрокарбонат магния и хлорид кальция). Распознайте, в какой пробирке находится вода с общей жёсткостью. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.

  4. Получите воду с общей жёсткостью. Поясните свои действия.


Задания для группы 5.

  1. Получите воду с временной, карбонатной жёсткостью. Устраните жёсткость с помощью раствора мыла, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Что представляет собой налёт на кисточке? Когда мыло начинает пенится в жёсткой воде?

  2. Получите воду с временной карбонатной жёсткостью. Устраните её раствором стирального порошка, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Появляется ли на кисточке налёт? Когда синтетическое моющее средство начинает пенится в жёсткой воде? На основании опытов 1 и 2 сделайте вывод: каким моющим средством – мылом или стиральным порошком лучше пользоваться в быту для стирки. Ответ обоснуйте. Запишите уравнения проведенных реакций в ионном виде.

  3. Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Устраните жёсткость с помощью раствора мыла, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Что представляет собой налёт на кисточке? Когда мыло начинает пенится в жёсткой воде?

  4. Получите воду с постоянной, некарбонатной жёсткостью. Устраните её раствором стирального порошка, добавляя его кисточкой и взбивая пену. Появляется ли налёт на кисточке? Когда синтетическое моющее средство начинает пениться в жёсткой воде? На основании опытов 3 и 4 сделайте вывод: каким моющим средством – мылом или стиральным порошком лучше пользоваться в быту для стирки? Ответ обоснуйте. Запишите уравнения проведенных реакций в ионной форме.

  5. Сравните образование пены в воде с временной, карбонатной и постоянной, некарбонатной жёсткостью. Предложите, каким средством и почему лучше пользоваться при стирке в жёсткой воде.


III. Подведение итогов.

По теоретическим вопросам и результатам выполненных опытов учащиеся каждой группы делают итоговые сообщения по теме урока. Задают вопросы.

IV. Домашнее задание.

§ 28.4, упр 3, 5, 7, 8.

Учитель просит учеников при уходе из класса заполнить таблицу на магнитной доске: прикрепить карточку на магнитной основе со своей фамилией в соответствующую графу таблицы.

Материал усвоен полностью на уроке

Нужно ещё поработать дома с учебником

Требуется помощь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск