Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер94.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Гуманитарные аспекты обучения математике в рамках перехода на ФГОС ОО.

Учитель математики МОУ СОШ №30 г. Твери

Остапенко Галина Николаевна.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно- нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственность.

Находясь в потоке информации , рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливается в своем развитии входит в мир страдания.

Он создает материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое- воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а также - раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами.

Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти функции, формулы, теоремы, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И первый в учебном году урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - это не только "нужно", но ещё и интересно и увлекательно!

Гуманитаризация как духовная культура предполагает обогащение учебных предметов общечеловеческими проблемами, ценностями, а также требует изменение принципов взаимодействия гуманитарных, естественных, технических дисциплин, освобождение их от назидательности и схематизма, выявления в них духовности.

Суть гуманитаризации математического образования по словам Е.Н.Шиянова заключается в том, чтобы «культура как некоторая целостность, как гармония знания, творческого действия, чувства и общения» проникла в само содержание математики.

В школьной практике используется ряд путей гуманитаризации образования:

- увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин;

- увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин;

- разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам;

- выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук.

В словарной литературе гуманитаризация образования определяется как система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности.

В философской, педагогической, методической литературе: гуманитаризация обучения - это «насыщение содержания образования объектами, идеями, ценностями, проблемами, представляющими общечеловеческий интерес».

Не случайно подчеркивал Я.А.Коменский необходимость приобретать знания не только из книг, «но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи», а не чужие наблюдения.

Важно также отметить, что гуманитарное знание всегда персонализированное, цолостно-ориентированное, диалогичное, конкретное знание. Это подтверждает мысль Н.А.Бердяева о том, что гуманитарность выступает как средство осознания множественности «выпадения» в эту множественность, ее «схватывания» умом и сердцем; пребывания в ней с сохранением индивидуальности, умением «пропускать через себя миры, оставаясь самим собой». Следовательно, только личностно значимые гуманитарные знания обеспечивают подлинный процесс образования. Поэтому гуманитаризацию можно рассматривать как методологический принцип обучения, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к другим методологическим принципам обучения:

- он связан с закономерностями процесса познания, образным видением явлений и опирается на эстетический критерий истины;

- формирует представление о методах теоретического познания в естественно-математических науках;

- связан с целями обучения и способствует развитию творческих способностей;

- является самостоятельным и дополняет остальные принципы обучения.

Выделяются с позиции современной образовательной парадигмы следующие составляющие гуманитарного потенциала математики:

- несмотря на то, что математика имеет широкое применение в естествознании, она не относится к естественным наукам;

- математика изучает не только развитие природы, но и законы развития общества, и законы мышления;

- математика относится больше к гуманитарным наукам, т.е. является языком описания действительности;

- в интеллектуальном развитии личности роль математики очень велика, т.к. ни один из школьных предметов не может конкурировать с ней в развитии мышления.

«Гуманитаризацию» нужно отличать от « гуманизации» процесса обучения (повышение внимания к личности обучаемого, поиск форм и методов преподавания, обладающих личностной значимостью, т.е. созданием комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в учебном процессе).

Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть, на очереди понятия добра и зла.  Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал. Т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у обучающихся.

Например, в восточной части Амстердама есть улица, названная именем Архимеда. В Сиракузах есть площадь Архимеда. Предприимчивые сиракузцы показывают дом, в котором «жил» Архимед.

За что же чтут память человека, жившим более двух тысяч лет назад? Конечно, он был величайшим математиком. Но так ли уж много это значит по тем масштабам, которыми мерит великих людей обыкновенный человек? Дело, скорее, в патриотизме Архимеда, представлявшем собою хотя и легендарный, но хрестоматийный факт, знакомый каждому, кто хоть немножко учился. Кто не знает, что Архимед с помощью кранов собственной конструкции вынимал из моря корабли римского захватчика Марцелла, ставил их на берег, где они разламывались под силой собственного веса. Те же корабли, которые краны не доставали, он сжигал с помощью увеличительных стекол. Эти эпизоды, рисующие Архимеда как героя обороны Сиракуз, и сама его трагическая смерть гораздо понятнее большинству людей, чем его гениальные математические работы. Думаю, что этот пример не оставит никого равнодушным. Уместным будет и прочтение стихотворения «Архимед» Дмитрия Кедрова:

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейде в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть- лихую гостью-

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели число!

В последние годы вопросы нравственности особенно актуальны. Приходится констатировать, что нравственность сильно понизилась. Это в первую очередь отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель любого предмета должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке. На уроках математики, мы с детьми тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: факты свидетельствуют о том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имея хороший нравственный облик, живут, соблюдая некие нравственные нормы.

Все обучающиеся знают кто такой Пифагор. Но не всем известен тот факт, что не смотря на то, что два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью.

- статую красит вид, а человека – деяние его;

- истинное отечество там, где есть благие нравы;

-спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит;

- не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне; первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.

- огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде. Взять хотя бы строгие правила умножения положительных и отрицательных чисел и истолковать их новым образом:

  • « Друг моего друга – мой друг»: ( + · + = +)

  • «Враг моего врага – мой друг»: ( - · - = +)

  • «Друг моего врага – мой враг»: (+ · - = - )

  • «Враг моего друга – мой враг»: (- · + = - );

Иногда, при работе в парах, замечаешь как ребенок не желая поступить честно и решить более легкое задание, получив за него тройку, подсаживается в пару к более успевающему, чтобы списать и получить незаслуженную пятерку. В таком случае я говорю ему: «Твой выбор в сторону обмана и зла огорчает и отдаляет от тебя твоего Ангела-хранителя. И в самый ответственный момент он не успеет к тебе на помощь».

И в заключении хочу сказать, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Москва. Мылсль. 1990.

  2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Москва. Просвещение. 1981.

  3. Сенько Ю.С. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва. Академия. 2000.

  4. Шиянов Е.Н. Теоретические основы педагогического образования. Дис. д-ра пед. наук .Москва. 1991.

  5. Б.А.Кордемский. Увлечь школьников математикой. Москва. Просвещение. 1991г.

  6. К.А.Малыгин. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. Москва. 1983г.

  7. В мире математики. Сборники научно-популярных статей. Под ред. д-ра физ.-мат. наук проф. М.И.Ядренко. Выпуски:№13,№15,№16,№17. Киев.2002г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск