Скачать 111.27 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 Муниципальный конкурс методических разработок «Мой лучший урок» Предмет: математика. Тип урока: ознакомление с новым материалом. Тема: «Перестановка слагаемых». Продолжительность: 1 урок, 45 минут. Класс: 1. Технологии: проблемно-диалогического обучения, оценивания учебных действий. Автор работы: Култыгина Елена Владимировна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория. г. Узловая 2012 Оглавление.
Пояснительная записка. Направление работы – данный урок относится к первому направлению. Тема урока: «Перестановка слагаемых». Программа «Математика», авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., Москва «Просвещение, 2011 год. Учебник «Математика», 1 класс. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Москва «Просвещение», 2011 год. Тема «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Количество часов в неделю – 4 часа. Количество часов за год -132 часа. Урок №34. Тип данного урока – ознакомление с новым материалом. Этапы урока: организационный момент, актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала, рефлексия, подведение итогов урока. Методический приём: деятельностный метод, метод наглядности, исследовательский метод. Применяемые технологии: проблемно-диалогического обучение, оценивания учебных действий. На уроке используется мультимедиа-проектор, экран, компьютер. Во время урока демонстрируются слайды, которые помогают вовлечь всех учащихся в совместный процесс обучения, применять полученные знания при решении упражнений, делать выводы, развивать логическое мышление. Форма использования:проецирование на экран при фронтальной работе с классом. Цель урока: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида □ ± 1,2,3,4; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи одним недостающим данным; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; делать умозаключения по результатам исследования. Ход урока.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. Сегодня наш класс становится научной лабораторией. А вы будете исследователями. Слайд №1. «Научная лаборатория №1»
Слайд №2 «Примеры» 2+4 4+2 3+1 1+3 1+4 4+1 Посмотрите на примеры. Что вы заметили? Итак, тема нашего исследования: наблюдение за результатами в таких примерах. Итог – научное открытие.
Но сначала мы проведём небольшую разминку. 1). Логическая разминка. Работа в группах. Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры. ( Рисунки на доске и у каждой группы).
Проверка: один ученик выходит к доске и дорисовывает фигуру. Ребята из других групп оценивают его ответ. 2). Задачи-шутки. У младенца Кузи ещё только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3. Сколько всего зубов у бабушки и внука? С первого куста смородины собрали 5 стаканов садовых вредителей, а со второго – на 4 стакана меньше. Сколько стаканов садовых вредителей собрали со второго куста смородины? В понедельник Вова не поделился с Федей 2 конфетами, а во вторник – 4 конфетами. На сколько конфет больше зажилил Вова во вторник? 3). Слайд №3 «Задание на смекалку» . . 5, 7, 9. Какие числа надо поставить вместо точек? Почему вы так решили? 4) Слайд №4 Игра «Найди пару». Числа, которые складываем значение суммы Результат сложения слагаемые При сложении стоит на первом месте сумма Выражение со знаком плюс второе слагаемое В выражении на сложение второе число первое слагаемое Молодцы! Вы прекрасно готовы к научным открытиям. Итак, вперёд! Слайд №5 «Внимание! Идёт эксперимент!
(Один ученик работает у доски). Положите слева 1 красный квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4. Сколько всего квадратов? (5) Запишите в тетради пример (1+4=5) Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 красный. Сколько стало квадратов? (5) Запишите пример под первым. (4+1=5) Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые одни и те же, но меняются местами, результат остаётся тем же) Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры. (Один ученик записывает на доске). Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2+3=5) Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму? (3+2=5) Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась.) 2). Работа по учебнику. Прочитайте тему урока на с.14. Рассмотрите первый рисунок. Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3) Прочитайте пример, называя компоненты и результат. ( Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3) Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами) Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3) Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3) Сравните примеры, объясните ,чем они похожи и чем отличаются. ( Слагаемые поменялись местами, а сумма не изменилась) Сравните полученные суммы, сделайте вывод. ( От перестановки слагаемых результат сложения не меняется.) Слайд № 6. «Правило». Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом? Слайд №7 «Эксперимент завершён»
А теперь нам надо закрепить результат нашего эксперимента. 1). Работа по учебнику. №1, с.14 Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример ( 3+2=5) Как получили второй пример? (Фишку перевернули) Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? ( Сумма не изменится) Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые. (Учащиеся считают и повторяют правило.) №2, с.14 Прочитайте условие и вопрос первой задачи. Запишите решение. (4-1=3) Назовите ответ. (Сегодня Дима прочитал 3 страницы.) Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу. Запишите решение. ( 4+3=7) Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц) 2). Работа в тетрадях с печатной основой. №1.- самостоятельная работа с проверкой. Вывод. №3. – работа в парах.
Учебник. «Проверь себя.» с.14 Один ученик читает равенства. Если равенство составлено правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет –молчат. Наше исследование подошло к концу. Подведём итог урока. Приготовьте смайлики. Слайд №8. 1.Оцените свою работу на уроке. 2. Какой математический закон мы сегодня открыли? 3. какое чувство вы испытали, когда сделали открытие? 4. Что интересного вы расскажите дома родителям об уроке? Слайд №9 «Спасибо!» Приложение №1. Методические комментарии. Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (Тема исследования: наблюдение за результатами в примерах.Итог – научное открытие). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа. Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании. Приложение №2 Урок математики. Групповая работа на уроке. Результаты групповой работы. Работает над новым материалом. Использование ЭОР. Отдыхаем. Весёлая физкультминутка. Список использованных источников.
Рецензия. Урок математики в 1 классе. Тема «Перестановка слагаемых». Тип урока: ознакомление с новым материалом. В теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» этот урок № 34 . к уроку поставлены следующие цели и планируемые результаты: -вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. -учащиеся научатся выполнять вычисления вида □ ± 1,2,3,4; -решать задачи изученных видов; - дополнять условие задачи одним недостающим данным; - в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; - делать умозаключения по результатам исследования. Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы деятельностный метод, метод наглядности, исследовательский метод обучения, которые способствуют мотивации, обеспечивают диалог в обучении. На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Использование технологии проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Для создания проблемной ситуации использованы электронные образовательные ресурсы в виде презентации и математические задания на разных этапах урока. На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа со счетным материалом, в результате которой дети «открывали» новые приемы вычислений, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания. Во второй части урока закреплялись приобретенные знания при решении примеров в различных ситуациях. Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала. Средства обучения обеспечивают усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия, используя технологию оценивания учебных действий. На уроке реализованы следующие принципы:
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными. Цели, поставленные на урок, достигнуты. |