Скачать 85.16 Kb.
|
Урок-практикум по математике Тема: «Движение в противоположных направлениях. Решение задач». Цели: 1. Сформировать способность к исследованию изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксация установленных закономерностей одновременного движения табличным и аналитическим (формульным) способами. 2. Закрепить понятия скорости сближения и удаления двух объектов, отработать использование соответствующих формул при решении задач на движение. 3. Тренировать способность к действиям с многозначными и смешанными числами, решению текстовых задач и уравнений изученных видов. Ход урока I. Орг. момент. II. Тренинг мыслительных операций.
Выбери правильный вариант ответа, если нужно: Флипчарт №1 2/3 а а : 3 * 2 - найти числа 7/8 в в : 7 * 8 - найти число, если его составляют 35% с с : 100 * 35 - найти от числа 4% d d : 4 * 100 - найти число, если его составляют < = >
Флипчарт №2 18 % 9 %
Флипчарт №3 6 8 9 ? 5 12 2 9 3 7 4 4 (Ответ: 11, так как сумма чисел в клетках каждой пирамиды равна 20)
(Какую нашли закономерность?) Флипчарт №4 Ответы:
1). Решение уравнений (а * 16 – 720) : 30 = 400 – 392 (95 – 380 : в) + 35 = 16 + 99 2) Составь программу и вычисли: (600 : 30 – 7) * 5 – (24 – 4 * 4) * (32 : 16) + 60 : 4 * 10
У Незнайки было 2 целых яблока, 8 половинок и 12 четвертинок. Сколько всего яблок было у Незнайки? 2 + (8 : 2) + (12 : 4) = 9 яблок III. Проверка домашнего задания: Проанализировать составленные выражения, обобщить и сделать вывод. Задача № 1 (с. 90 №5) - Каким выражением нашли время наполнения бассейна ёмкостью 300 м3 водой, поступающей одновременно из двух труб? 300 : (20 + 30) Задача №2 (с.90 №6) - Каким выражением нашли время выполнения заказа по изготовлению 1720 деталей двумя мастерскими, работающими одновременно? 1720 : (25 +18) Задача №3 (с.90 №2) - Воспроизведите по чертежу текст задачи на движение, по которому мы решали на предыдущем уроке. Флипчарт №5 70 км/ч через ? 80 км/ч 600 км - Какое выражение составили? 600 + (70 + 80) - Что общего в записи решения этих трёх задач? Во всех случаях было неизвестно время, а для его нахождения складывали скорости: в №1 – v наполнения бассейна, или производительность; в №2 – v работы или производительность; в №3 – v движения. - Почему это стало возможным? Это возможно, так как любое действие осуществлялось одновременно двумя объектами. Актуализация знаний. - О каком случае движения (судя по схеме) идет речь в задаче на движение О встречном. - Какие случаи одновременного движения вам известны? Встречное, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. - Изобразите их графики, дополнив схемы. Флипчарт № 6 в Vсб = V1 + V2 Vуд = V1 + V2 Vсб = V1 - V2 Vуд = V2 – V1 V1 стречное V1 V2 в противоположных н V1 V2 аправлениях в V1 V2 догонку с отставанием - О какой скорости идет речь в каждом случае и как её найти? Ответы учащихся вносятся в таблицу. - В каких случаях может произойти встреча? - Встречное, вдогонку. IV. Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке мы более детально остановимся на решении задач, где объекты движутся в противоположных направлениях, и основываясь на своих знаниях, выведем формулу движения в противоположных направлениях самостоятельно, а затем сверим ход своих рассуждений с материалами учебника. V. «Открытие» нового знаний. 1. - Запишите формулу зависимости между величинами S, V1, V2, и t при встречном движении S – (V1 + V2) * t Флипчарт № 7
- Потому что при сближении расстояние между объектами уменьшается. - Что происходит с расстоянием между объектами, движущимися в противоположном направлении? - Расстояние увеличивается. - Как же изменится формула движения, если будем рассматривать движение в противоположных направлениях? S + (V1 + V2) * t - Почему мы заменили знак « - » на знак « + » ? - Потому что расстояние при движении в противоположных направлениях увеличивается. 2. Проверка выдвинутой гипотезы (работа с учебником. Задача №1 с.93). Флипчарт №8 3 км/ч 5 км/ч А 6 км В
VI. Первичное закрепление знаний. (работа на интерактивной доске)
d= 635 (км)
d = 80 VII. Самостоятельная работа (по трем вариантам) S = v * t - Пользуясь формулой пути и формулой встречного движения d = S + (V1 + V2) * t решите обратные задачи по схемам. Задачи 4 (б,в,г) стр. 94 VIII. Включение в систему знаний и повторение.
5 км/ч 20 км/ч t = 3 ч ? - Что изменилось в схеме? - Как изменится выражение? - Выбери выражение, соответствующее условию задачи: 15 * 3 + 20 15 * 3 + 20 * 3 20 * 3 - 15 (15 + 20) * 3 + 20
(работа на интерактивной доске) - Попробуйте решить задачу с помощью уравнения. - Запишите формулу движения в противоположных направлениях (a + b) * t = S - Подставьте в формулу известные значения, решите полученные уравнения: (25 + в) * 3 = 168 25 + в = 168 : 3 25 + в = 56 в = 56 – 25 в = 31 (км/ч) Итог урока: - Что общего в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях? - Какую скорость находим в каждом случае? - Какой формулой пользуемся? Ответы учащихся фиксируются в виде схемы: Флипчарт № 10 V1 + V2 Vсб Vуд S + (V1 + V2) * t S - (V1 + V2) * t Д/з: стр. 94 № 6, № 12(б), № 10 (по желанию). Урок – практикум «Движение в противоположных направлениях. Решение задач» УМК «Школа 2000» 4 класс Учитель: Федотова Лариса Викторовна 2008 год |