Скачать 132.27 Kb.
|
Автор: Щербакова Светлана Петровна Полное название образовательного учреждения: Республика Хакасия, город Абакан Предмет: математика Класс: 4 Тема урока: Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Цель урока: закрепление умения решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Задачи урока: - закрепить и систематизировать знания связи между величинами скорость, время, расстояние; учить применять их в нестандартной ситуации; - совершенствовать вычислительные навыки; - развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять; - формирование творческой фантазии и воображения; - содействовать повышению интереса к математике через игру, воспитывать трудолюбие, чувство ответственности и взаимовыручки. Тип урока: урок закрепления знаний по изученным темам. Форма урока: урок – игра «Путешествие по морю математики» Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учебно-методическое обеспечение: М.И. Моро, М.А. Бантова, учебник «Математика» 4 класс. – М. Просвещение, 2011 Время реализации урока: 45 минут Авторский медиапродукт: 1. редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word. 2. вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала. Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: конверты с заданиями по количеству групп, сигнальные флажки, фишки. План проведения урока:
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Петровна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Но сначала давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу. С радостным настроением мы начинаем наш урок.
- А начать его я бы хотела со слов известного математика Дьёрдь Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Слайд №2)
- Сегодня я приглашаю вас в морское путешествие по морю математики. (Слайд № 3) А с какой целью мы с вами отправляемся в путь, вы узнаете, если правильно выполните 1 задание (Слайд № 4): Назовите «лишние» единицы измерения. Объясните свой выбор:
ч, мин, с, т, год, сут. м/мин, км/ч, ч, км/с, м/с - Кто догадался, чем нам предстоит заняться на уроке? Какие задачи будем решать? - А еще проверим, сможем ли мы использовать наши знания и умения в непривычных, сложных ситуациях. - Поплывем мы с вами вот на этом корабле, который поведет опытный капитан. ( Слайды № 5) Но отправиться в путь мы сможем, если дадим название нашему кораблю. Ведь, как говорил капитан Врунгель: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». А для этого нужно выполнить 2 задание (карточка №1). Для 1 группы: Расположите единицы в порядке возрастания и сопоставьте им соответствующие буквы:
Для 2 группы: Расположите единицы в порядке убывания и сопоставьте им соответствующие буквы:
Для 3 группы: Расположите единицы в порядке возрастания и сопоставьте им соответствующие буквы:
Для 4 группы: Расположите единицы в порядке убывания и сопоставьте им соответствующие буквы:
- Ребята, давайте хором скажем, как называется наш корабль? (Дружба) - Значит, какой должна быть наша команда? (Дружной, сплоченной, внимательной друг к другу) Повторение правила нахождения величин. - Итак, отправляемся в путь. А направляемся мы с вами к острову для того, чтобы познакомиться с его обитателями и способами их передвижения. - Ребята, к нам на корабль поступила радиограмма (Слайд6): … = … х t V = … : … … = S : … - Как вы думаете, что в ней может быть зашифровано? (Это, наверное, правила) - С каждой группы мы отправляем по одному радисту, которые будут расшифровывать это сообщение. А все остальные члены команды на время становятся сигнальщиками. Я буду называть математические высказывания. Если вы с ними согласны – поднимаете зеленый флажок, если нет – красный. Игра «Да - нет»: В 3 км – 300м (нет) В 2 ч – 120с (да) Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени. (да) 2сут. больше, чем 48ч (нет) Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость (да) Если чайка летит со скоростью 20м/мин, значит, за 2ч она пролетит 20м. (нет) Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. (да) - Давайте, посмотрим, удалось ли нашим радистам прочитать сообщение. - Как вы думаете, зачем нам отправили эту радиограмму? Где она нам может пригодиться? (При решении задач) Решение задач на установление связи между величинами. - Но тут подул сильный ветер, набежали тучи, начался шторм. Чтобы вывести корабль из шторма, надо выполнить 3 задание, а для этого вы все становитесь лоцманами – помощниками капитана. Карточка №3 Найдите подходящие друг к другу условия и вопросы, образуйте задачи.
Решите задачу, номер которой соответствует номеру вашей группы.
- Какие знания помогли нам выйти из шторма? (Знания правила) -Но вот долгожданный берег. Мы высаживаемся на остров. После утомительного плавания нам надо хорошо отдохнуть.
- Вспомните, для чего мы прибыли на этот остров. (Мы должны познакомиться с обитателями острова и способами их передвижения) – При исследовании острова могут возникнуть ситуации, в которых, два объекта могут совершать одновременное движение в разных направлениях. Предположите, как могут двигаться эти объекты. (1. Два объекта могут двигаться одновременно навстречу друг другу. 2. Два объекта могут двигаться одновременно в противоположных направлениях. 3. Два объекта могут двигаться одновременно в одном направлении). (Слайд 8) - Вспомните, как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? (Скорость сближения – Vсбл.). - Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? (Скорость удаления – Vуд). - При каком направлении движения скорость сближения и скорость удаления находятся суммой скоростей движущихся объектов? ( При движении в разных направлениях).
- Итак, вперед за открытиями. В конце вашего путешествия по острову вы должны будете рассказать нам о своих наблюдениях, а помогут вам задания, которые находятся в конвертах. (Слайд 9) 1. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы увидели? 2.Определите, в каком направлении они двигаются? 3. Составьте задачу по схеме. Решите ее. 4.Расскажите о своих наблюдениях по плану. Конверт №1 (Слайд 10)
Конверт №2 (Слайд 11)
Конверт №3 (Слайд 12)
Конверт №4 (Слайд 13)
- Что вы узнали о передвижении обитателей острова?
- Вы замечательно справились с заданием. И теперь мы отправляемся в обратный путь. Наш корабль движется со скоростью 25км/ч, а навстречу нам движется другой корабль со скоростью 30км/ч. Ребята, посмотрите, чей же это корабль? (Слайд 14) -Что же нам делать? Сможем ли мы избежать нападения или вступим в бой? Карточка №4 (Закрыть фишками правильные ответы) «Морской бой» (Слайд 15):
- Какие числа остались не закрытыми? (1, 3, 5) - Молодцы, ребята! Мы одержали победу и теперь продолжаем путь к родным берегам А расстояние до нашего порта это самое наибольшее число из оставшихся чисел. Назовите его. (5)
- Наше путешествие подошло к концу. И перед тем, как высадиться на берег, давайте подведем итог. - Чему был посвящен урок? - Удалось ли вам использовать свои знания и умения во время путешествия? В каких ситуациях? - Ребята, а какие чувства испытывает человек, который возвращается домой? - Передайте свои чувства морячкам, которые лежат у вас на столе. Покажите их мне. Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Мне тоже было приятно с вами работать.
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсов:
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%94%D1%8C%D1%91%D1%80%D0%B4%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%B9%D0%B0
http://www.solnushki.ru/creative/clip00291 |