Скачать 60.67 Kb.
|
ОГБОУ СПО «Галичский индустриальный колледж Костромской области» Е.А. Тощева, преподаватель математики О.П. Осокина, преподаватель химии Интегрированный урок «Методы решения задач на определение массовой доли веществ в растворах» Галич 2012 Тема: «Методы решения задач на определение массовой доли веществ в растворах» Цель: обобщить и закрепить теоретические знания и их практическое применение по теме «Растворы». Задачи: Повторить и закрепить теоретический материал из курса химии и математики. Раскрыть и показать суть способа решения задач по теме: «Растворы» Закрепить навыки решения расчетных задач по химии и математике Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и математики. Понятия: растворы, процентная и мольная концентрации, пропорция. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование урока: набор весов и разновесов, 2 пробирки, стакан с водой, перманганат калия. Дидактический материал: карточки с задачами, раздаточный материал по лабораторной работе, карточки с тестовыми заданиями, мультимедийная презентация, буклет. Ход урока 1. Организационный момент (1 мин) - Здравствуйте ребята, садитесь. (проверка наличия письменных принадлежностей) 2. Актуализация знаний (3 мин) Е.А.: Сегодня мы проведем интегрированный урок, где мы совместили два предмета: химия и математика. Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Методы решения задач на определение массовой доли веществ в растворах». О.П. С начала этого учебного года мы с вами познакомились с такими понятиями как растворы, процентная концентрация, значение растворов. Научились решать задачи на расчет концентрации растворов и массовую долю вещества. Е.А.: По математике вы знакомы с такими понятиями как пропорция и проценты. С этими понятиями мы часто сталкиваемся при решении различных примеров. О.П.: Сегодняшний урок будет проходить в форме зачета, где вы должны воспользоваться знаниями по данной теме. Е.А.: Цель нашего урока проверить, какие знания вы получили по данной теме, умеете ли пользоваться знаниями на практике, а именно при решении задачи и проведении лабораторной работы. О.П.: на уроке вы будете работать в подгруппах. Каждая подгруппа должна будет решить задачи, выполнить лабораторную работу, и проверить себя в тестовых заданиях. Е.А.: Для этого имеются три рабочих места, одно – где вы будете решать задачи, второе – где вы будете проводить лабораторную работу, и третье рабочее место, где вы должны будете ответить на тесты. О.П.: группа начинает выполнять ту работу, за которой находится в данный момент. На решение заданий на каждом рабочем месте вам отводится 8 минут, затем подгруппы меняются рабочими местами. Е.А.: После выполнения всех трех заданий вы сдаете тетради для проверки. В журнал идут две оценки: по математике и химии. О.П.: но прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте повторим основные понятия и формулы пройденного материала. 3. Повторение изученного материала (10 мин). О.П. - что такое растворы? - где применяются растворы? - массовая доля вещества в растворе? - расчетная формула " массовой доли вещества в растворе" Е.А. - дайте понятие пропорции - при решении задач на растворы используется такое правило из темы пропорция, как правило креста. Давайте вспомним это правило. - что такое процент? -например, как найти 3% от 400. Сначала найдём один процент. Это будет одна сотая, т.е. 400/100 = 4. Один процент – это 4. А нам сколько процентов надо? Три. Вот и умножаем 4 на три. Получим 12. Всё. Три процента от 400 – это 12. А теперь найдите 5% от 20кг. Надо 20 поделить на 100 (одна сотая – 1%), и умножить на пять (5%): 4. Работа подгрупп (3*8 = 24 мин) 1 рабочее место: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ЦЕЛЬ: приготовить раствор заданной концентрации. ОБОРУДОВАНИЕ: весы, мерная ложка, коническая колба, плоскодонная колба, мерный цилиндр РЕАКИВЫ: хлорид натрия (NACL) , перманганат калия (KMgO4) ХОД РАБОТЫ
а) приготовить 200г, 5% раствора поваренной соли. б) массовую долю ( W) можно найти по формуле: W = в) рассчитайте массу поваренной соли г) навесьте разновеску соли д) рассчитайте объем воды Вывод сформулируйте самостоятельно
2 рабочее место Решить задачи:
3 рабочее место
28 23,3 21,5 19,8
29,1 25,5 13,6 11,2
Одного компонента Двух компонентов Трёх компонентов Четырех компонентов
Дисперсная система Смесь двух веществ Простое вещество Гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов
34 г 45 г 40 г 28 г
А. Процентное содержание растворенного вещества Б. Масса растворенного вещества В. Масса раствора Г. Концентрация раствора 9.Выберите формулу массовой доли вещества А. Б. В. 10. Область применения растворов… А. Машиностроение Б. Сельское хозяйство В. Медицина Г. Социология 5. Итоги урока (3 мин) Е.А.: Все обучающиеся справились с выполнением поставленных задач, за что получат оценки, которые мы скажем вам на следующем уроке после проверки тетрадей. О.П.: Сегодня мы с вами вспомнили основные понятия и формулы по теме «растворы», применив знания по математике. Е.А.: Ребята скажите, что для вас было более затруднительным – решение задач, проведение лабораторной работы или выполнение тестовых заданий? О.П.: Какими формулами вы сегодня пользовались? Какие понятия вам пригодились? (ответы обучающихся) 5. Домашнее задание (2 мин) Е.А.: Задание на дом – решить две задачи на нахождение массовой доли вещества. А для того чтобы вы могли вспомнить основные формулы и понятия, которые встречались сегодня на уроке мы подготовили вам в помощь буклеты. Решить задачи:
6. Рефлексия (2 мин) И в заключении мы хотели бы узнать, каким для вас был урок? |