Урок литературы в 11 классе «Три встречи» по роману Е. Замятина «Мы», роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Фантастической сказке А. Костюнина «Математическое ожидание» (сравнительный анализ).
Цель: показать гуманистическую направленность произведений Замятина, Булгакова, Костюнина, утверждение писателями общечеловеческих ценностей.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках литературы.
2.Совершенствование речевых навыков учащихся при полных ответах на вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций.
3.Совершенствование навыков частичного и полного анализа произведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Формирование умений преодолевать трудности, обеспечение ситуаций эмоциональных переживаний.
2.Формирование умений сравнивать, обобщать и формулировать выводы.
3. Развивать речевую активность и самостоятельность.
4. Продолжение работы над умением переноса знаний в новые ситуации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Способствовать в ходе урока формированию гуманистического мировоззрения, осознанию этических норм.
2.Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока вопросы о гуманизме, этических нормах поведения, нравственных ценностях.
3.Способствовать формированию нравственной позиции учащихся.
Методические приёмы: обсуждение вопросов, предоставленных для обсуждения, работа с текстом, анализ эпизодов, проверка знаний учащихся по теории литературы.
Использование ИКТ: презентация (портреты писателей, жанры, вопросы для обсуждения по блокам).
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
План урока
Организационный момент.
Приветствие класса и настрой учащихся на работу.
Объявление темы и постановка цели и задач урока.
Сравнительный анализ текстов романа Е.Замятина "Мы", М Булгакова «Мастер и Маргарита», А. Костюнина «Математическое ожидание»
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Оценки за урок.
Ход урока
Слайд №1: Объявление темы урока, постановка цели и задач.
Слайд №2:
Время написания произведений.
- В какой период написано каждое из произведений?
Слайд №3.
В начале сказки Костюнина есть прямое указание на роман Замятина. Какая тема романа получила развитие в « Математическом ожидании»?
Что нового привнес в ее понимание автор? Какие мотивы объединяют сказку с романом Замятина?
Слайды №4 -5:
Не стоит забывать и о жанровом своеобразии. Перед нами 2 романа и одна сказка. Давайте поговорим об определении жанров, о том, как воплощены особенности жанра в каждом из произведений. Особенное внимание уделяем «Фантастической сказке». Чего же больше? Фантастики или сказочности? Обращаем внимание на то, что это довольно новый жанр.
Слайд №6:
Из разножанровости следует и различие целей, задач, поставленных авторами.
Что, по-вашему, является главным в каждом из произведений?
Какие идеи развивают авторы в каждом из произведений?
Следует при этом особое внимание обратить на то, что Костюнин указывает на роман Замятина в качестве источника. Это должно указывать на схожесть и преемственность некоторых идей в произведении.
Слайд №7:
В чем схожесть произведений, героев? В чем заключается своеобразие?
Что особого, неповторимого привносит каждый из авторов?
Слайд №8:
Подведем итоги. (см. слайд).
Что же объединяет эти довольно разные произведения?
Почему темы, затронутые авторами, не теряют своей актуальности несмотря на ход времени?
Слайд №9:
Домашнее задание
Эссе на тему «Вечные ценности – личные ценности»
Оценки за урок.
|