ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С. Атанасян.
Рабочая программа рассчитана на 68 час.
Контрольных работ -5 и зачетов – 4.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Требования к уровню подготовки выпускника
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-методический комплект включает:
Атанасян, Л.С. Геометрия: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений [Текст]/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.-М.:Просвещение,2006.
П о с о б и я д л я у ч и т е л я:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.
Зив, Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. [Текст]/ Б.Г. Зив.- М.: Просвещение, 2004.
Саакян, С.М. Изучение геометрии в 10 -11 кл. [Текст]: методические рекомендации к учебнику / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов.
Электронный учебник №7: «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 11»
Электронный учебник №10: «Открытая математика - стереометрия (полный интерактивный курс)»
П о с о б и я д л я у ч е н и к о в:
Зив, Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. [Текст]/ Б.Г. Зив.- М.: Просвещение, 2004.
Журнал «Математика в школе».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ:
http:// www.informika. ru/;
http://www.gov.ru/
http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5-9 классы: http:// www.kokch.kts.ru/cdo/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka/.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи-
ровка
|
|
| Глава V. Метод координат в пространстве.
| Основная цель: дать учащимся систематические сведения о методе координат в пространстве, систематизировать знания по видам движения.
| 15
|
|
|
|
| § 1. Координаты точки и координаты вектора.
|
Знать и понимать:
декартовы координаты в пространстве,
формулы координат вектора,
связь между координатами векторов и координатами точек,
формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями,
понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот,
свойства движения.
|
| 7
|
|
|
| 1
| Прямоугольная система координат в пространстве, п. 42.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция); упражнения двух типов..
| 1
|
|
|
| 2
3
| Координаты вектора, п. 43.
| Усвоение изученного материала в процессе решения упражнений по выработки навыка выполнения действий над векторами. СК, ИК
| 2
|
|
|
| 4
| Связь между координатами векторов
и координатами точек, п. 44.
| Практикум по решению упражнений. СР контролирующая (10мин). ИК, ВК.
| 1
|
|
|
| 5
| Простейшие задачи в координатах, п. 45.
| Исследование по проблеме: как найти координаты произвольного вектора? Закрепление материала в процессе решения задач.
| 1
|
|
|
| 6
| Решение задач.
| Урок обобщения и систематизации знаний. МД. Практикум по решению задач. ИК, ТК.
| 1
|
|
|
| 7
| Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора» п.42 – 45.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. ФК.
| 1
|
|
|
|
| § 2. Скалярное произведение векторов.
|
| 4
|
|
|
| 8
9
| Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов, п. 46, 47.
| Лекция с примерами. Практикум. Обучающая СР. МД. ГК. ВК. ИК.
| 2
|
|
|
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи-
ровка
|
| 10
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями, п. 48.
| Уметь:
выполнять действия над векторами,
решать стереометрические задачи координатно-векторным методом,
строить образы геометрических фигур при симметриях, параллельном переносе, повороте.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач. СК.
| 1
|
|
|
| 11
| Повторение теории, решение задач по теме.
| Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. ГК устный контроль.
| 1
|
|
|
|
| § 3. Движения.
|
| 1
|
|
|
| 12
| Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос, п. 49-52.
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. .Обучающий, тест.
| 1
|
|
|
| 13
| Повторение теории, решение задач по теме.
| Урок обобщения и систематизации знаний. Решение задач. С/Р Индивидуальный контроль.
| 1
|
|
|
| 14
| Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения.» п.46 – 52.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль.
| 1
|
|
|
| 15
| ЗАЧЕТ№1 по теме «Метод координат в пространстве».
| Урок – зачет. Закрепление пройденного материала. Индивидуальный контр. устный по карточкам
| 1
|
|
|
|
| Глава VI. Цилиндр, конус и шар.
| Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения.
| 17
|
|
|
|
| § 1. Цилиндр.
|
|
| 3
|
|
|
| 16
| Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра, п. 53, 54.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач. СК.
| 1
|
|
|
| 17
18
| Решение задач по теме «Цилиндр».
| Решение задач. С/Р Индивидуальный
| 2
|
|
|
| №
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи-
ровка
|
|
| § 2. Конус.
| Знать и понимать:
понятие о телах вращения и поверхностях вращения,
прямой круговой цилиндр, его элементы,
осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси,
прямой круговой конус, его элементы,
осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину,
шар, сфера,
сечение шара плоскостью,
касательная плоскость к сфере,
комбинация многогранников и тел вращения.
Уметь:
выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
|
| 3
|
|
|
| 19
| Понятие конуса. Площадь поверхности конуса п. 55-56.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач.
| 1
|
|
|
| 20
| Усеченный конус, п. 57.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач. Практикум по решению задач. МД.
| 1
|
|
|
| 21
| Решение задач по теме «Конус».
| Урок повторения и обобщения некоторых подходов к решению задач на конус. СР. ИК.
| 1
|
|
|
|
| § 3. Сфера.
|
| 4
|
|
|
| 22
| Сфера и шар. Уравнение сферы, п. 58 – 59.
| Лекция с набором задач. Решение задач. СР обучающая. ВК, СК.
| 1
|
|
| |