Автор: Сулейманова Елена Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «ЗСОШ № 6» Заинского муниципального района Республики Татарстан
Класс: 1 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Предмет: Математика
Тема: Знакомимся с задачей
Цели:
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи, выделять задачи из предложенных текстов, формулирование условия, вопроса, ответа задачи; структурирование задачи в виде схемы; добывание новых знаний: извлечение информации, представленной в разных формах (текст, схема, иллюстрация)
Развивающие: Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: осознание необходимости самосовершенствования; понимание значения границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования; понимать значения границ собственного знания и «незнания». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выделение существенной информации. (Познавательные УУД).
Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)
Оборудование (ресурсы): Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска Smart Notebook 10)
Презентация «Урок математики. Задача»
Учебник Математика 1 кл. 1 часть. В.Н. Рудницкая и др.
Электронные физкультминутки
Шаги учебной деятельности (12 этапов)
Рабочая тетрадь «Я учусь считать» 1 класс. 2 часть.
Веер цифр
Набор «Цветные фигуры»
Литература:
Рудницкая, В. Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века» / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Ссылки на используемые изображения и ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные книги и презентации
http://mobirobi.net/films/mult_dkino/52641-vinni-pux-i-vse-vse-vse-1972-dvdrip.html- иллюстрация Винни-Пуха
http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php - «Школа 2100».Педагогам.
http://chechinaelena.ucoz.ru
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Речь и деятельность учителя
| Речь и деятельность ученика
| Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
| -Вот опять звенит звонок,
Начинается урок! Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись!
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
(Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.) -Ребята, а вы любите мультфильмы?
-И сегодня одному из героев мультфильма Винни-Пуху нужна наша помощь. Поможем ему?
(Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.)
2. – Разгадайте ребус.
- А что такое задача?
- Хотите узнать?
(Слайд 3) Девиз урока: «Думаем, считаем, запоминаем, отвечаем!»
- Значит, чему будет посвящён наш урок?
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
- А сейчас мы были на этапе 1.
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). Показывает данный этап на картинке.
| Включаются в учебную деятельность.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
-Да.
-Да. Включились в учебную деятельность.(Слайд 2- 1 мин)
-Задача. (Отвечают на вопрос.)
-Да.
Проговаривают девиз урока.
- Открытию нового знания.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. - Настраивались на работу на уроке.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
| II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
| - А теперь переходим к следующему этапу (2).
- Что мы будем делать?
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
- Математика нас ждёт
Начинаем устный счёт.
1. Логическая задача.
Винни-Пух, Пятачок и Ослик Иа начертили такие фигуры, по одной каждый.
Ослик Иа чертил не многоугольник и
не треугольник. Пятачок не треугольник.
Какую фигуру начертил Винни-Пух ?
2. Игра «Помогите Винни-Пуху» (Слайд 4)
- Какие числа пропущены в каждом ряду?
3. (Слайд 5)
- Составьте рассказ по картинке. - Как вы думаете, рассказ это задача?
4. Задание для пробного действия.
- А теперь мы переходим к этапу 3. Получаем задание для пробного действия.
(Слайд 6).
- Прочитайте тексты.
- Винни-Пух не знает, какой текст является задачей? Почему? - Какой наш следующий этап?
|
-2.
- Повторять.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом.
Проговаривают название этапа с учителем. Решают логическую задачу.(Слайд 3)-1мин
Показывают из набора «Цветные фигуры» фугуру-ответ.
- Треугольник.
(Слайд 4- 1 мин)
Дети показывают результат на веере цифр, читают, повторяют изученный материал.
(Слайд 5- 2 мин)
Организует актуализацию умений составлять рассказ по картинке.
-Нет. (Слайд 6- 5 мин)
- Этап 4 – «Что я не знаю?»
| III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
| 6. Выполнение пробного действия
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
|
-При выборе задачи.
-Не знаем, что такое задача.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
| 1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Поможем Винни-Пуху и сами найдём способ) Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
2. - Какой наш следующий этап?
(Постановка цели)
- Какую цель ставим?
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.
3. – А какое наше действие следующее? (Составить план. Этап 7)
- Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет?
Организует определение средств.
Физкультминутка
(Гимнастика для глаз)
| - Этап 5.«Сам найду способ» (Поможем Винни-Пуху и сами найдём способ)
С помощью учителя проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
-Этап 6. Постановка цели.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
-Узнать, что такое задача.
- Составить план. Этап 7.
- Свой опыт, учебник, учитель.
Называют средства
| V. Реализация построенного проекта
(9 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
| 1. - Какой наш следующий этап?
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
2. Подводящий диалог:
1) - Чем отличается 1 текст от третьего?
- Вы можете на него ответить?
- Значит в задаче должен быть … (вопрос)
Слайд 4 (Появляется слово «вопрос»)
2)
- Прочитайте 2 текст. Это задача?
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие)
На слайде 4 появляется слово «Условие»
3)
- Прочитайте 4 текст. Это задача? (Нет)
- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)
-Значит в задаче вопрос связан с условием.
-Так какой же текст подходит к этим требованиям?
-А сейчас мы можем решить эту задачу?
-Как решается эта задача?
-Если мы можем решить задачу, то значит в задаче есть….
-Мы можем теперь ответить на вопрос задачи?
-Каков же будет ответ задачи?
Значит в задаче есть ещё и … Слайд 7. Совместно с детьми проговаривают вывод:
Вывод: В задаче есть условие, вопрос связанный с условием, решение и ответ
3. Сопоставление с учебником.
стр. 66 №1
4. – Какой следующий этап?
- Какая тема урока сегодня? (Задача).
| -Этап 8. Выполняем по плану действия
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках, отвечают на вопросы. -В 3 тексте есть вопрос. -Вопрос
-Нет.
-Нет данных. - Условие
(Отвечают на вопросы учителя)
-Нет.
-Вопрос не подходит к условию. -Да, в задаче вопрос связан с условием. 3 текст. -Да 5+2=7 шаров -Решение.
-Да. 7 шаров
-Ответ. (С помощью учителя проговаривают вывод)
(Слайд 7 -2 мин)
-Вывод: В задаче есть условие, вопрос связанный с условием, решение и ответ Сопоставляют вывод с учебником -Этап 9.Устранение затруднение.
-Знакомство с задачей
| VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(8 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
| - Переходим к следующему этапу 10 - Закрепление.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Стр.66 №2.
-Найдите карточку с задачей.
- Объясните свой выбор.
Стр.66 №3.
- Прочитай текст и дополни задачу по рисунку.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Стр.66 №4.
-Назовите следующее при счёте число.
Стр.66 №5.
-Расположи данные фигуры, соблюдая цвет и форму
-А теперь мы отдохнем. Физкультминутку проведем. Физкультминутка
| -Этап 10. Закрепление.
Выполняют задание устно, находят карточку с задачами, объясняют свой выбор, используя слова условие, вопрос. Читают текст и дополняют задачу по рисунку.
Называют следующее при счёте число. Раскладывают фигуры, соблюдая цвет и фору, используют набор «Цветные фигуры»
| VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| - Какой наш следующий этап? Этап 11. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание (Рабочая тетрадь урок 28, с.13 № 1, №2, №№ 3, 4, 5)
Организует самопроверку по эталону.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём причина?
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
- Самооценка.
| Этап 11. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку
| VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| - Мы переходим к последнему этапу 12. Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите чему научились на уроке.
- Какое открытие сделали для себя?
- Что было трудным?
- Какие умения были необходимы для достижения поставленной цели?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из Смайликов.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Всё сумели! Всё смогли! Винни-Пуху помогли! Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
|
Подводят итог работы на уроке.
-Помочь Винни-Пуху узнать, что такое задача. -Да
-Знакомство с задачей
Ответы детей.
Дают самооценку учебной деятельности. (Слайд 8,9 - 1 мин)
|
Примечание: время использования на этом уроке мультимедиа оборудования -13 минут. |