Скачать 76.99 Kb.
|
Мерзлютина Ирина Александровна город Воронеж, Воронежская область Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2 учитель начальных классов/ 2 класс «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ» Цели:
Ход урока.
- Где наши ножки? - Стоят на полу. - Где наши ручки? - Лежат на парте. - Где наши глазки? - Смотрят на доску. - Где наши ушки? - Ушки на макушке. - Прозвенел уже звонок – Начинается урок. - На наш урок математики пришли гости, и как полагается, гостей нужно приветствовать. Поверните головы к ним и обменяйтесь улыбками. 2. Постановка задачи - Давайте прочитаем девиз урока: Слайд 1. • Быстро, аккуратно, прочно. Хоровое чтение. - Как вы понимаете эти слова? Работаем быстро, пишем аккуратно, запоминаем прочно. - Согласны? Ну, тогда приступим. - Начнём наш урок с разминки. 3. Разминка. Слайд 2 - Ответьте на мои вопросы:
- Откройте тетради. Пропустили 4 клетки. Запишите число – 17 апреля. - Каким числом обозначена дата? Оно двузначное, для записи этого числа нужно две цифры. - Что обозначает каждая цифра в записи числа? 1д и 7ед - Представьте число 17 в виде суммы разрядных слагаемых. 10 + 7- один ученик на доске - Назовите последующее число. 18 - На сколько последующее число больше предыдущего? На 1 - Назовите предыдущее число. 16 - На сколько предыдущее число меньше последующего? На 1 - Запишите ниже в тетрадях: Классная работа.
- Ребята, а сейчас математический диктант? А проведём мы его вместе…. А в прочем отгадайте сами. Звучит музыкальный фрагмент песенки Винни-Пуха. Появляется картинка Винни-Пуха. - Ребята, два дня назад, а точнее 15 апреля – день рождение Винни-Пуха. Ответы записывают в тетрадь.
- Какое число “лишнее”? Почему? “Лишнее” число 9, т.к. оно не двузначное, а остальные числа двузначные. - Какое число мы называем двузначным? Двузначное число – число, которое записывается двумя цифрами, левое показывает число десятков, правое – число единиц. III. Постановка учебной задачи. - Мы встречались с этими числами на прошлом уроке. - Что мы учились делать с двузначными числами? Складывать и вычитать двузначные числа. - Сегодня на уроке мы продолжим тему “Сложение и вычитание двузначных чисел”. Слайд 6 - А ваши знания помогут Винни-Пуху справиться с заданиями, которые необходимо выполнить на уроке. - Изобразите графически число 31, 4. эти числа нужно сложить. Как это сделать? На доске. Надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы. Слайд 7
- Откройте учебник на странице 70 № 1 (а). Изобразите графически сумму чисел 31 и 4. На доске и в тетрадях. Слайд 8 - Какое число получили? Запишите его. 35 - Посмотрите на схему выражения под буквой (б). Число 4 заменили числом 40. - Что заметили? Вместо 4 единиц надо прибавить 4 десятка (число 40). - Зарисуйте сумму 31 и 40. - Каким правилом пользовались? Десятки прибавляем к десяткам… У доски выполняется сложение: 31 + 4 и 31 + 40. Выходят по рядам. - Ребята, давайте “оживим” это правило. Мальчики выполнят роль десятков, а девочки - единиц. - Зафиксируем их положение с помощью моделей. - Чего не хватает в записи? Знаков + и =. Куда их поставим? С чего начинаем сложение? Девочек пропустим вперед. Что получим? Где запишем? - Какое число получилось? Запишите сумму числом. Сумма 71. - А как изменится это правило, если потребуется вычесть? Поменять знак + на -.
- Пользуясь этими схемами, я предлагаю выполнить следующие выражения в № 1 с. 70 с помощью графического изображения чисел. Все выполняют № 1 - Тем ребятам, кто может без графического изображения чисел выполнить сложение и вычитание двузначных чисел, предлагаю № 2 с. 70. Все выполняют № 2. - Встанут те, кто выбирает № 1 и те, кто № 2. Работают самостоятельно. - А теперь выполним проверку. - Каким правилом пользовались?
Мы дружно потрудились Немного устали Быстро все сразу За партами встали. Руки поднимем, потом разведём. В ладоши похлопаем, потом их встряхнём. Направо посмотрим, налево посмотрим И очень глубоко всей грудью вздохнём! Или
Игра “ Танграм”. - Эти ответы для Винни-Пуха принесли животные, которые получились у вас при составлении аппликаций из частей квадрата. - Это гости Винни-Пуха. - Вывесите свои работы на доску, кто хочет. - Те ребята, которые составили фигуры по своему замыслу, подарят свои аппликации имениннику. Вывешивают на доску аппликации, выполненные дома по заданию из учебника № 5 с. 69. - Выйдем и посмотрим на работы друг друга. Это было очень интересное задание. Физкультминутка. - Попробуем изобразить, как двигаются эти животные: кенгуру – прыгаем, страус – наклоняемся (прячет голову), журавль – летит из теплых стран.
- Посмотрите на с. 70 учебника, кто спешит в гости к Винни-Пуху? Пятачок и ослик ИА - Мы должны помочь им доставить подарки. Для этого прочитаем задание № 3. - Что такое равенство? Выражение, левая часть которого равна правой. - Попробуем составить эти равенства из чисел: 40, 8, 48. На доске изображение весов 48 = 40 + 8 - Кто может составить другое равенство из этих чисел? 48 - 8 = 40 - Кто может сам составить двумя способами, выполните задание под (б) в № 3 в парах. Работают в парах, составляют равенства. Слайд 8 - Кому трудно, поднимите сигнальную карточку (учитель оказывает индивидуальную помощь). Проверка у доски. Дети, которые затрудняются, выполняя задание, поднимают сигнальную карточку.? - Какое правило помогло справиться с этим заданием? Физкультминутка (Идем в гости к Винни-Пуху). “Кочка” - присесть, “стог” - встать, “тропинка” - руки в стороны, “дорожка” - руки вперед. Мы шли-шли-шли – землянику нашли, Раз, два, три, четыре, пять – мы идем искать опять. Шагают, приседают. VII. Решение составных задач. № 4 с. 71. Слайд 9 - Послушайте задачу и подберите схему к этой задаче. Показывают схему задачи. - Откройте с. 71 № 4 и проверьте себя. - Заполним схему. - Как решить задачу. Известно, что с одной грядки собрали 27 кг клубники, а со второй – на 15 кг меньше. Надо узнать, сколько клубники собрали с двух грядок. Чтобы это узнать, надо сложить клубнику, которую собрали с I грядки и со II грядки. - Почему? Ищем целое. Сразу мы это сделать не можем, т.к. неизвестно сколько клубники собрали со II грядки. Чтобы это найти, надо из 27 вычесть 15, т.к. ищем меньшее число. - Какое же будет I действие? 27 – 15 = 12 (кг) - Какое же запишите II действие? Вторым действием надо сложить 27 кг и 12 кг. - Запишите решение в тетрадях. 27 + 12 = 39 (кг) - Назовите ответ задачи. Ответ: 39 кг клубники собрали с двух грядок. - Какие правила помогли сосчитать значения выражения в задаче № 4? - Составьте, пожалуйста, выражение ко второй схеме в № 5 и найдите его значение. - Какое выражение составили? 64 – 31 – 20 = 13 - Почему вычитали? Искали часть.
- Посмотрите на схему внимательно. Похожа она на ту задачу, которую мы решали на уроке? Да, ищем целое. Неизвестно меньшее число. - А чем отличается? Первым действием находим первую часть, а не вторую. - Составьте, пожалуйста, задачу к этой схеме дома и решите ее. №№ 7,8
- Подведём итог. - С какими числами работали? С двузначными. - Какие действия выполняли? + и - - Как складывать двузначные числа? Ответы детей. - Как вычитать? |