Урок изобразительного искусства во 6- классе
Тема: Пейзаж в гравюре Учитель ИЗО МКОУ СОШ № 8 г. Пятигорска – Французова О. А.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие графических пейзажей, грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства, выполнять гравюру на картоне с передачей фактуры поверхности.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию представления о гравюре и о технике выполнения ксилографии, линогравюры, литографии.
содействовать приобретению опыта выполнения гравюры различными художественными материалами и в разных техниках;
создать условия для активизации и первичного закрепления этапов выполнения печатной формы и отпечатков с нее в устной речи и практической части.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение строить логическую цепь рассуждений, умение, умение работать самостоятельно.
Формирование регулятивных УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Воспитательные:
Способствовать формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
Способствовать формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Способствовать формированию эмоционального восприятия произведений различных видов искусств и выражение своего отношения к ним на примере гравюр Д. Митрохина, В.Фаворского.
Методы обучения: словесный (беседа, чтение учебника, подводящий диалог), наглядный (наблюдение, демонстрация - рассматривание слайдов с репродукциями), репродуктивный, частично-поисковый, «Мозговой штурм», практический, метод контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные: умение распознавать виды графики; познакомится с гравюрой и техникой выполнения ксилографии, линогравюры, литографии; научится выполнять простую печатную форму для гравюры и делать отпечатки с нее, т.е. гравюру.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование мотивации изучения изобразительного искусства и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Изобразительное искусство».
Метапредметные: целеполагание в учебной деятельности; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам.
Ход урока:
Этап урока
| УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
включить учащихся в учебную деятельность
| Регулятивные:
самоопределение,
волевая саморегуляция, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.
| -Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в мир графики. Вы уже многое знаете и умеете.
И я думаю, что сегодня вы будете такими же активными и сообразительными, как и всегда.
- Девизом урока я выбрала такие слова: «С малой удачи начинается большой успех». А как вы понимаете эти слова? Слайд 2.
- Сейчас мне очень бы хотелось увидеть, с каким настроением вы пришли сегодня ко мне на урок. Слайд 2.
Какой рисунок вам больше нравится? Поднимите руку, кому нравится 2-ой рисунок.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Ну, а хорошие отметки вы всегда рады получить. А подготовка есть? Ну-ка, проверим!
- Ребята, обратите внимание, что у вас на столе лежат листочки разного цвета и материалы, которые нам потребуется на разных этапах урока. Урок будет насыщенным, поэтому стареемся работать быстро.
- Мы будем работать и самостоятельно, и в парах, и в группах.
| Выслушиваются мнения детей.
Поднимают.
| 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в проблемном действии.
Цель:
зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.
(работа в парах – тестовое задание)
| Регулятивные:
выдвижение гипотез.
| Начинаем урок с маленького теста (каждый отвечает самостоятельно) (Слайд 4-5-6-7). 1. Ребята, перед вами несколько определений, найдите определение
пейзажа.
2. Какой пейзаж лишний?
3. Верно ли я подписала жанры ИЗО? Где допущена ошибка?
4. Какого пейзажа не бывает? (выбрать из списка). Почему?
(работа в парах - поменялись друг с другом , дети читают вопрос – ответ, остальные проверяют (проговаривание).
(Слайд 8)
- А сейчас, ребята, давайте поможем мальчику Косте решить возникшую проблему: (Слайд 9).
– Дело в том, что мальчик Костя очень любит рисовать пейзажи. Вот он и решил на 23 февраля в подарок своим братьям сделать рисунки пейзажа. Но как всегда оставил все на последний момент. Братьев у него 7, времени – всего 1 час. За час он сможет выполнить только один рисунок, а ксерокса у него нет.
(И он бы очень хотел, чтобы рисунки были одинаковыми, чтобы не обидеть братьев).
– Как помочь Косте?
|
Ученики отвечают на вопросы
(работа в парах).
САМООЦЕНКА 1 (тестовые задания на повторение)
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
– Выполнить печатную форму и сделать с неё отпечатки, оттиски.
| 3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:
-организовать фиксацию места, где возникло затруднение
(фронтальная беседа)
| Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
| – Вы знаете, как? (Нет).
– Значит, у нас есть затруднение? (Есть. Как выполнить печатную форму, чтобы сразу получилось несколько отпечатков?)
(Слайд 10)
- Может быть, кто-то помнит, как называется вид графики, полученный с печатной формы? (гравюра). Рис. Гравюры и деньги
(Слайд 11-12).
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
- А что мальчик Костя любит больше всего рисовать? Мы ведь собираемся ему помочь (пейзаж).
- Да если вспомнить еще и тему четверти и соединить с гравюрой?
Тема урока: Пейзаж в гравюре. (Слайд 13).
Какую же цель урока мы можем поставить перед собой? (Слайд 13).
1) Узнать о гравюре.
2) Научиться выполнять гравюру).
Узнать ===========
Научиться_________________
Отметить учеников, активно работавших на данном этапе.
| Дети затрудняются ответить либо предлагают ксилографию, но учитель напоминает им, что деревянных досок у них нет.
Как выполнить печатную форму для гравюры?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
Гравюра
Гравюра.
Пейзаж.
Пейзаж в гравюре.
Узнать о разновидности графики – гравюре. Научиться выполнять гравюру.
САМООЦЕНКА 2 (устные фронтальные ответы)
| 4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока. (ГРУППОВАЯ РАБОТА)
| Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| – Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? Как выполнить печатную форму для гравюры? (Нет.)
- Мы можем сейчас сразу сделать пейзаж в гравюре или печатную форму для гравюры?
- Значит, надо этому научиться. А где мы можем научиться и, соответственно, найти материал о гравюре? (в интернете, в учебнике, найти дополнительный материал).
- Итак, затруднение есть, желание есть, давайте попытаемся построить проект выхода из этого затруднения.
1. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Учитель предлагает детям открыть учебник на с. 164 (закладку) ПРИЛОЖЕНИЕ 1, прочитать текст, познакомиться с разными видами гравюры и составить план работы над гравюрой, т.е. как сделать гравюру
- Прежде, чем приступить к работе, я напоминаю вам (читают вслух)
Правила поведения в группе: (Слайд 15 )
1. Работать должны все.
2. Один говорит, другие слушают.
3.Если не понял, переспроси.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
Распределите роли:
читает (литератор)
ищет ответы в тексте (искусствовед)
пишет ответы (секретарь)
следит за временем ( )
руководитель – отвечает
(спрашиваю после окончания работы – руководителя каждой группы = по 1 вопросу = по цепочке (ПРОГОВАРИВАНИЕ)
– Как вы думаете, какое слово в плане самое главное? (слайд =выделить слово)
– Без чего не получится оттиска?
- Проиллюстрировать план работы над гравюрой на ВИДЕО нам сейчас поможет Витя Ризниченко. (Слайд 18)
- А какие виды гравюр бывают? (Слайд 17 ) (линогравюра) = опережающее задание (Слайд 18)
- Как вы думаете, как можно сделать гравюру из того, что лежит на столе?
| Выдвигают свои версии, учитель записывает ключевыми словами несколько версий.
Нет.
В интернете, в учебнике, найти дополнительный материал.
План: (Слайд 16)
– наносим рисунок на доску;
– подрезаем ножом линии, выдалбливаем фон;
– на выпуклости наносим краску;
– прижимаем к доске бумагу и получаем отпечаток.
– Главное – получить выпуклые формы.
САМООЦЕНКА 3.
(групповая работа и фронтальный опрос)
Ксилография, литография, линогравюра,
офорт,
граттаж,
монотипия
Предлагают версии.
| 5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
ГРУППОВАЯ РАБОТА
| Познавательные:
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации;
продуктивное чтение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
| ГРУППОВАЯ РАБОТА. (расстелить клееночки для работы)
2. Учитель предлагает детям получить выпуклые формы другим путём и выполнить картонную гравюру, работая в группе, по следующему алгоритму - ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Слайд 19-20):
1. В группе выполнить 3-4 наброска пейзажа.
2. Выбрать лучший эскиз и увеличить его на А4 .
3. Перевести через копировальную бумагу на картон, из которого будем вырезать элементы.
4. Проработка и прорисовка в тоне (определение черно-белых пятен, т.е. что будет более выпуклым, что менее выпуклым).
5. На картонке (формат А4, расположенный вертикально) провести линию, разделяющую картонку на две части: небо и землю.
6. На «землю» аккуратно нанести клей и приклеить кусочек бинта.
7. Из плотного картона или других подручных материалов (кожи, мятой бумаги и т.п.) вырезать силуэты элементов пейзажа (деревья, дома, облака, церковь).
8. Разместить силуэты на картонке и приклеить.
9. Чем больше выступает картон, тем темнее будет отпечаток и наоборот.
10. Дать работе подсохнуть. (проговаривание )
МУЗЫКА во время работы.
Сравнение с эталоном (работой учителя и Приложением 3 – таблицей) (Слайд 21).
| Выполняют. САМООЦЕНКА 4.
(групповая работа)
|
|
| Физминутка (пока сохнет печатная форма, давайте немного отдохнем и проведем зарядку для глаз)
(Слайд 22)
|
| 6. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция.
| 3. Учитель предлагает рассмотреть гравюру В. Митрохина «Старый город», В.Фаворского и ответить на вопросы по содержанию урока (Слайд 23).
Верны ли эти утверждения: (Слайд 24-25)
1.Печатное воспроизведение рисунка, выполненного различными способами на доске (деревянной, металлической) – ГРАВЮРА (да)
2. Гравюра относится к станковой графике (авторской), (нет, печатной)
3. Разновидность углубленной гравюры, выполненной на дереве = ЛИНОГРАВЮРА, (нет, на линолеуме)
4.В гравюре на картоне - оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов, (да)
5. Без выпуклых форм в гравюре на картоне не получится оттиска (да).
| Отвечают.
САМООЦЕНКА 5.
| 7. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону.
Цель:
- тренировать навыки получения оттиска с картонной гравюры, навыки передачи разной фактуры.
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция.
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.
| 4. Учитель предлагает детям выполнить оттиски с картонной формы (Слайд 26): МУЗЫКА во время работы.
1 способ:
6. Нанести краску на картонную форму (только на выпуклые части и на траву, море и т.п.), (губкой, валиком, гуашь).
7. Приложить лист бумаги к форме и слегка прижать.
8. Аккуратно снять оттиск.
9. Если оттиск слишком чёрный, то к форме сразу прижать ещё один лист, оттиск должен получиться более качественный.
10. Нанести ещё раз краску и сделать новые оттиски.
2 способ: (Слайд 27)
На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом.
В результате получается зеркальное отражение.
3 способ:
На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.
ТБ в обращении с утюгом.
(Слайд 28) – варианты картонной гравюры, мои оттиски – эталон.
(я делаю оттиск прямо на уроке, который будет ЭТАЛОНОМ).
ГРУППОВАЯ РАБОТА (сделать несколько оттисков)
- Сравним ваши работы с эталоном. За эталон я взяла свою картонную гравюру. Вижу, что у вас получилось не хуже.
| Выполняют оттиски, после чего приводят в порядок рабочее место.
САМООЦЕНКА 6. (групповая работа)
| 8.Включение в систему знаний.
Цель: организовать повторение учебного содержания.
| Регулятивные: прогнозирование.
Коммуникативные: управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
| Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на нег:
- Как выполнить печатную форму для гравюры? (Слайд 29).
Учитель предлагает детям продумать ещё варианты выполнения печатных форм (слайд 30 с различными печатными формами).
- Ребята, как вы думаете, где это вам может пригодиться в жизни? И пригодится ли в жизни?
- Ребята, чтобы новые слова у вас остались в памяти, я даю вам памятку, которую вы вклеите в свои словарики.
Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока
| Отвечают.
Из картошки, пластилина…
САМООЦЕНКА 7.
| 9. Рефлексия в учебной деятельности.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность.
Домашнее задание.
| Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
| Рефлексия деятельности. (Слайд 31)
- Вспомним тему урока.
– Что же нового вы сегодня узнали, чему научились?
– Что вас удивило на уроке?
- Сейчас мы с вами организуем презентацию ваших работ – выставку. Попробуем оценить вашу деятельность.
- А командира каждой группы я прошу выйти к доске и защитить выбранную вами лучшую гравюру. Хорошо бы и со стихом.
(название гравюры, какой пейзаж выполнили, какую технику выбрали, оцените работу своей группы, стихотворение). (Слайд 32).
ВЫСТАВКА РАБОТ.
Ребята, вы блестяще справились со всеми заданиями.
- Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха (Слайд 33).
Рефлексия настроения:
Перед вами смайлики, но у них отсутствует рот. Выразите выражением лица смайлика свое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку). С каким настроением вы уходите с урока? Прикрепите свои смайлики мне на доску.
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЕМ РАБОТЫ НА УРОКЕ наиболее активных учащихся.
(Слайд 34).
– Всем разгадать кроссворд (раздаю кроссворды).
– По желанию приготовить презентацию о пейзаже в живописи (опережающее обучение).
- Индивидуальное опережающее задание:
1) Творчество И.Шишкина
2) Творчество И.Левитана
(Слайд 35.)
- Спасибо за урок!
|
Выполняют.
Отвечают САМООЦЕНКА 8.
Записывают.
|
№
| Вопрос
| Ответы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Ребята, перед вами несколько определений, найдите определение пейзажа.
|
| +
|
|
|
|
| 2
| Какой пейзаж лишний?
|
|
| +
|
|
|
| 3
| Верно ли я подписала жанры ИЗО? Где допущена ошибка?
|
|
|
|
|
|
| 4
| Какого пейзажа не бывает? (выбрать из списка). Почему?
| +
|
| +
|
| +
| +
| |