Конспект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе
Учитель начальных классов
МОУ СОШ с Нижняя Елюзань
Абушаева Джамиля Калюковна
Тема: «Добро и зло»
Цели урока:
-развивать представления детей о добре и зле, как основных этических понятий ,
- воспитывать умение слушать и слышать себя и других,
- учить определять свои недостатки и достоинства.
Ход урока.
Организационный момент.
Девиз урока: Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта- не пряник, не конфета.
2.Обсуждение выполнения домашнего задания, примеров, выполненных учащимися.
3.Изучение нового материала
1)Вступительная беседа, введение понятий «добро» и «зло».
Учитель :Кто я? Какой я ? Почему я такой?
Казалось бы, это простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них довольно трудно. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к самим себе и к другим людям. Добро и зло, положительное и отрицательное в человеке- вот те качества, к которым каждый из нас стремится приблизиться или от которых хочет избавиться. Мы понимаем, где добро, там и тепло. Не то тепло, которое исходит от огня, а то, что исходит от души человека. Попробуем порассуждать об этом и сделать кое- какие выводы.
-Понятны ли вам слова «добро», «зло»?
Высказывания детей о добре и зле ( подготовленные дома пословицы и изречения со своими рассуждениями, например «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»; А. Н. Толстой.,»Добрая слава лежит, а худая бежит»).
2)Чтение произведений К. Ушинского «Ворон и
сорока», « Худо тому, кто добра не делает никому»
-Какими вы увидели героев произведений?
-Как вы оцениваете их поступки?
3)Работа в группах: данные слова разделить по темам«Что здесь хорошо, а что дурно?»
(доброта, вежливость, честность, отзывчивость, гордость, леность, трудолюбие, милосердие, зависть, искренность, ложь, злость, порядочность, упрямство, щедрость, скупость, благородство, скука, радость, благодарность.)
- Какой человек может быть добрым?
Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек в душе которого доброта, приятно выглядит. У него выражение радости и покоя на лице, и милая улыбка на губах.)
4)Работа со статьёй из пособия для учащихся.с 14-16
Задание: выписать в тетрадь, что такое добро, что такое зло.
-Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в пособии? (высказывания детей)
-Что входит в современное понятие добра?
-Доброе слово и добрые дела «лечат» людей, а злое калечит.
-Злой не верит, что есть доброта.
6)Чтение учащимися стихотворения
«Как бы жизнь не летела- Чтобы сердце горело,
Дней своих не жалей, А не тлело во мгле,
Делай доброе дело- Делай доброе дело-
Ради счастья людей. Тем живём на земле.
А. Лесных.
Учитель : Ребята,помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
К сожалению, в каждом человеке наряду с положительными качествами существуют и отрицательные. Один мудрец назвал их нашими драконами. Драконы мешают нам в жизни, в общение с людьми, в достижении намеченной цели. Чтобы приручить своих драконов, надо стараться избавляться от своих отрицательных качеств (рисунок дракона)
- Назовите отрицательные качества, от которых хотели бы избавиться.
(Запись слов под изображением дракона (ложь, грубость, лень …))
-Сейчас я сотру эти слова с доски, а вы будете стремиться, чтобы этих качеств у вас не было.
( Вместо этих слов на доске учителем в виде табличек прикрепляются правила.)
**Мы самые дружные.
**Мы работаем над собой, чтобы стать лучше.
** Умейте слушать и слышать собеседника.
** Чаще говорите друг другу добрые слова, а обидные говорить избегайте.
**Мы с уважением относимся ко всем, кто нас учит и кого знаем.
** Мы никого не обидим.
** Называйте друга по имени и так, как ему самому нравится.
** Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать как можно чаще.
Весёлый, добрый, жизнерадостный человек всегда привлекает.
**Будем помогать всем, кто нуждается в нас.
4. Подведение итогов урока
-Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, дурное настроение . Не всякий день несёт с собой одни радости и удачи, и человек не всегда пляшет от восторга и поёт, как весенний жаворонок. Тем не менее превращаться по любому поводу в огнедышащего дракона и извергать при этом поток бранных слов попросту нелепо.
Давайте попробуем оформить «дерево настроения». Зелёные листья обозначают, что настроение улучшилось, синие- осталось прежним, красные – стало хуже.(на доске дети работают с листочками».)
Идёт доброта по земле,
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле.
Пусть добро победит,
А зло проиграет,
Всем улыбка к лицу,
Настроение она поднимает.
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям что такое добро, зло. Подготовь рассказ с примерами о добрых злых поступков. |