Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-»





Скачать 70.53 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-»
Дата публикации09.07.2014
Размер70.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и –ск-»

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Практические:

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,

  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,

  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока (слайд 1)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

– Ребята, к нам на урок пришли части слова(Слайд 2) Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. А для чего нам нужны суффиксы? Какую роль они выполняют? (Служат для образования новых слов) А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова. Я называю вам слова, а вы образуйте с помощью суффиксов новые (сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд).

- К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

А теперь, ребята, на листочках запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным (Слайд 3) Работаем парами: коллекция любителя, танец матроса, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев. (Любительская коллекция, матросский танец, ткацкий станок, соседская дача, немецкий язык) Выделите суффиксы.

Учитель

Ученики

- Посмотрим, как мини-группы выполнили задание.

Идет проверка

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

- К- и -СК-

Учитель

Ученики

- Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

- По-разному.

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

- Суффиксы прилагательных.

-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?(Слайд 4)

- Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Слайд 5)

- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

А теперь проведём исследовательскую работу.(Слайд 6) Вы должны определить, когда пишется суффикс –К- и когда суффикс –СК-

  1. бедняк – бедняцкий

  2. молодец – молодецкий

  3. ткач – ткацкий

  4. кузнец – кузнецкий

  5. море – морской

  6. француз – французский

  7. рыбак – рыбацкий

  8. дети – детский

Учитель

Ученик

- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

-Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, (относительные прил.)а после других букв пишется -СК-.

-Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

- Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

- Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

Учитель

Ученик

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- Да, верно.

- О чем мы с вами не сказали?

- О прилагательных, имеющих краткую форму.

- Что добавим к нашему выводу?

- В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -СК-. Качественные прил.

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

- Стечение согласных.

- Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

- Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

- Проговорим правило по опорной схеме.(Слайд 7)

- А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

- Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в своих листочках. (Любительская коллекция, матросский танец, ткацкий станок, соседская дача, немецкий язык)

Успешными людьми не рождаются, ими становятся. (Слайд 8) Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Совершенство достигается тренировкой».

Продвигаемся к совершенству, схема-ключ у вас в руках.

Тренировочное упражнение. (Слайд 9) ПО очереди будем выходить к доске и записывать нужный суффикс и объяснить свой выбор.

  • пиратский

  • петербургский

  • казацкий

  • эскимосский

  • шведский

  • кронштадтский




  • казахский

  • беларусский

  • английский

  • узбекский

  • бурлацкий

  • низкий

ВНИМАНИЕ (Слайд 10-13): Испытание для всех: определите, какое слово здесь лишнее:

  • узбекский, таджикский, иракский, эвенкский, угличский (башкирский);

  • низкий, узкий, дерзкий, скользкий (рыбацкий);

  • рыбацкий, ткацкий, батрацкий, бурлацкий (немецкий).

Минута отдыха (Слайд 14)

Встали дружно мы всем классом.

Потянулись. Вправо, влево повернулись.

Поморгали мы друг дружке.

Отдохнули мы немножко.

Работа с мини-текстом. (Слайд 15):

В качестве текста предлагается афоризм (Слайд 16) : Успешный человек – это боевая колесница, где дерзким умом управляет честная душа. Афоризм ученики записывают в тетрадь под диктовку. Затем определяется, простое или сложное это предложение. Учащиеся выделяют грамматическую основу первой части, затем - второй части. Необходимо дать объясните постановки тире в первой части. Совместно учитель и ученики дают толкование значения слова «колесница». (слайд № 17). Затем ученики выполняют следующие задания:

  • В прямом или переносном значении это слово употреблено в данном высказывании?

  • Определите основную мысль высказывания. Согласны вы с ней?

  • Объясните правописание слова «дерз к ий».

(Слайд 18-21) А теперь, ребята, попробуйте сами составить текст из 5-6 предложений с использованием прилагательных с суффиксами –к-, и –ск-. Разделимся на две группы. Каждая группа получает конверт, где указана тема.

1 конверт- «Наш дружный 6 класс» . Составьте текст на тему «Наш дружный 6 класс» из 5-6 предложений. В тексте используйте прилагательные с суффиксами –К- и –СК-. Например дружеские отношения, стали близкими друг к другу и др.

2 конверт «Моя школа» Составьте текст на тему «Моя школа» из 5-6 предложений. В тексте используйте прилагательные с суффиксами –К- и –СК-. Например Татышлинская средняя школа, русский, английский, башкирский, татарский языки и др.

Отчёт о проделанной работе нужно представить через 3 минуты.

Рефлексия. (Слайд 22-23)

(Слайд 24) Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconТема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск. Цели урока
Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка 6 класс тема: Различие на письме суффиксов прилагательных к и ск
Повторение на уроке: предложение, лексическое значение слова, способы образования прилагательных, разряды прилагательных, употребление...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока...
Познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению» с использованием средств икт
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных
Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Правописание н и нн в страдательных...
Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Целью нашего урока является следующее: знать условия выбора одной и двух н в прилагательных, уметь находить орфограмму в суффиксах...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconПлан-конспект урока английского языка в 7 классе. Тема: Всемирный конкурс для подростков
Познакомить учащихся со способами образования прилагательных при помощи суффиксов –able/-ible, -ous, -ive, -ful, -y, -ly, -ic, -(I)an,...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка во 2 «Б» классе по теме «Ударные и безударные...
Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-» iconУрок русского языка в 3 классе тема: Склонение имён прилагательных
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск