Скачать 198.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Рабочая программадисциплины__________Охрана труда_________________________________ для специальности (группы специальностей 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Уфа 2004г. Одобрено Составлена в соответствии с Предметной Государственными требованиями к (цикловой) минимуму содержания и уровню подготовки комиссией выпускников по специальности естественно-научных дисциплин Протокол № от 3.09.03 Председатель Хакимьянова Г.Г. СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по Методист Кильдебекова А.Г. учебно-воспитательной __________ работе________Туктарова Л.Р. Авторы: Хакимова А.Р. Рецензенты: Ишмуратов Н.Г. – преподаватель УГКР Богданов М.Р.-доцент каф. информатики и ТСО БГПУ РЕЦЕНЗИЯНа программу «Охрана труда», разработанная преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Хакимовой А.Р. для специальности: «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Сети связи и системы коммуникации», «Многоканальные телекоммуникационные системы». Программа данной дисциплины содержит пояснительную записку, примерный тематический план, содержание дисциплины, перечень рекомендуемой литературы. В тематическом плане раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, показано распределение учебных часов по разделам и темам. Содержание дисциплины состоит из разделов, включающих темы, рекомендованные для изучения. Программа рассчитана на 32 часа, (в том числе 8 часов на практические работы) для базового уровня. Содержание программы полностью соответствует государственным требованиям к минимуму содержания уровня подготовки выпускников по указанной выше специальности и может быть рекомендована для средних специальных заведений. Рецензент: Богданов М.Р.-доцент каф. информатики и ТСО БГПУ РЕЦЕНЗИЯ На программу «Охрана труда», разработанная преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Хакимовой А.Р. для специальности: «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Сети связи и системы коммуникации», «Многоканальные телекоммуникационные системы». Программа данной дисциплины содержит пояснительную записку, примерный тематический план, содержание дисциплины, перечень рекомендуемой литературы. В тематическом плане раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, показано распределение учебных часов по разделам и темам. Содержание дисциплины состоит из разделов, включающих темы, рекомендованные для изучения. Программа рассчитана на 32 часа, (в том числе 8 часов на практические работы) для базового уровня. Содержание программы полностью соответствует государственным требованиям к минимуму содержания у ровня подготовки выпускников по указанной выше специальности и может быть рекомендована для средних специальных заведений. Рецензент Ишмуратов Н.Г. – преподаватель УГКР Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………… 3 Тематический план…...………………………………………………………………… 4 Содержание дисциплины………………………………………………………………. 5 Перечень лабораторных работ и практических занятий…………………………..… 10 Перечень самостоятельных работ…………………………………………………..… 11 Аудио - визуальные средства обучения…………………………………………….…12 Региональный компонент……………………………………………………………… 13 Профессиональная направленность…………………………………………………... 14 Литература……………………………………………………………………………… 15 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Охрана труда (Безопасность труда)» (далее «Охрана труда») – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов. Изучением учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда. Основная цель учебной дисциплины «Охрана труда» - вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для: - идентификация негативных факторов производственной среды; - защита человека от вредных и опасных производственных факторов; - создание комфортных условий для трудовой деятельности; - обеспечений условий для безопасного труда; - оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников средних специальных учебных заведений в области безопасного труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Тематический план для специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Содержание дисциплины. Введение. Студент должен знать: - содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста; - основные понятия, термины и определения в области охраны (безопасности) труда; уметь: - объяснить различие между негативными факторами физической группы; - распознавать риск трудовой деятельности; - разъяснять основные задачи охраны труда. Основные понятия и терминология труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда. Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды. 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов. Студент должен знать: - основные стадии идентификации негативных производственных факторов; - классификацию опасных и вредных производственных факторов; - наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве; - наиболее опасные и вредные виды работы. уметь: - давать анализ негативным факторам производственной среды; - различать воздействия опасных и вредных производственных факторов. Самостоятельная работа студента: Подготовка доклада. 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. Студент должен знать: - источники негативных факторов и их воздействие на человека; - принтеры нормирования и предельно-допустимые уровни негативных факторов; уметь: - выявлять источники негативных факторов; - проводить нормирование на ПДК негативных факторов. Опасные механические факторы: механические движения и действия технического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования, подъемно- транспортное оборудование. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток. Химические негативные факторы (вредные вещества) – классификация и нормирование. Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность – основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности; герметические системы, находящиеся под давлением - классификация герметических систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности; статистическое электричество. Самостоятельная работа студента: Составление теста, крассворода. Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов. 2.1. Защита человека от физических негативных факторов. Студент должен знать: - способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникших в сфере будущей профессиональной деятельности; уметь: - применять средства защиты от физических негативных факторов; Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности. Самостоятельная работа студента: Заполнение таблицы. 2.2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов. Студент должен знать: - способы защиты от загрязнения воздушной среды; - способы защиты от загрязнения водной среды; - средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов; уметь: - правильно применять средства защиты воздушной, водной среды; - распределять средства индивидуальной защиты по способу их применения; Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечения качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. Самостоятельная работа студента: Составление доклада. 2.3. Защита человека от опасности механического травмирования. Студент должен знать: - безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом; - особенности обеспечения безопасности; уметь: - выполнять безопасные приемы работы с ручными инструментами; - применять средства защиты при работе с ручным инструментом; Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства – оградительные устройства, тормозные устройства, устройства аварийного отключения, предохранительные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования. Самостоятельная работа студента: Составление кроссворда, теста. 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера. Студент должен знать: - методы пожарной защиты на промышленных объектах; - методы защиты от статистического электричества и молнии; - методы обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением; уметь: - применять пассивные и активные меры защиты тушения пожара; - правильно действовать в условиях пожара; - применять меры защиты от статистического электричества; Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушение вещества и особенности их применения. Методы защиты от статистического электричества; молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей. Самостоятельная работа студента: Составление схемы поведения при пожаре. Практическая работа № 1. Оценка качества питьевой воды. Практическая работа № 2. Расчет уровня шума в жилой застройке. Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности. 3.1. Микроклимат помещений. Студент должен знать: - принципы терморегуляции организма человека; - параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование; - методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. уметь: - определять условия способствовающие нормальному теплообмену; - проводить нормирование микроклимата помещения рабочей зоны с допустимыми и оптимальными значениями СанПиН. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях. Самостоятельная работа студента: Заполнение таблицы параметров микроклимата. 3.2. Освещение. Студент должен знать: - требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах; - методы расчета и контроля освещения; - требования к организации освещения на рабочих местах. уметь: - правильно организовывать рабочее место для создания комфортных зрительных условий. - рассчитывать освещение. Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения. Лабораторная работа № 1. Измерение нормативов микроклимата в рабочей зоне. Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда. 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда. Студент должен знать: - виды трудовой деятельности; - общность и различия между физическими и умственным трудом; - влияние алкоголя на безопасности труда; - энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности; - способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности; - способы оценки тяжести и напряженности труда. уметь: - применять способы снижения утомления; - проводить оценку тяжести и напряженности труда. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма. Самостоятельная работа студента: Подготовка к зачету. 4.2. Эргономические основы безопасности труда. Студент должен знать: - основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. уметь: - проводить организацию рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований. Самостоятельная работа студента: Подготовка к зачету. Раздел 5. управление безопасностью труда. 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда. Студент должен знать: - законодательство о труде; - систему стандартов безопасности труда; - систему управления безопасностью труда в РФ; - систему контроля и надзора за безопасностью труда; уметь: - регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве; - пользоваться нормативной документацией при решении профессиональных задач на предприятии; - контролировать условия труда. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России. Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда. Самостоятельная работа студента: Подготовка к зачету. 5.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда. Студент должен знать: - составляющие экономического ущерба и принципы их расчета; - принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда. уметь: - рассчитывать экономический ущерб. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от производственного травмртизма и профессиональных заболеваний. Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований охраны и улучшению условий труда. Практическая работа№3: Классификация, учет и расследование несчастного случая на производстве. Раздел 6. Первая помощь пострадавшим. Студент должен знать: - общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве. уметь: - оказывать первую помощь пострадавшим на производстве Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы. Самостоятельная работа студента: Подготовка к зачету. Перечень практических и лабораторных работ
Перечень самостоятельных работ
Аудио - визуальные средства обучения
Региональный компонент.
Профессиональная направленность.
Литература
|
Уфимский государственный колледж радиоэлектроники На программу дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», разработанную преподавателем Уфимского государственного... | «уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической... | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Уфимский государственный колледж радиоэлектроники проблемы качества образования Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ дисциплина «химия» Методические указания для выполнения лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного... | «Губкинский государственный музыкальный колледж» утверждаю директор... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23 | ||
Уфимский государственный колледж радиоэлектроники Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Обработка экспериментальных данных на эвм» «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур) | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |