Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»





Скачать 344.23 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Изобразительное искусство»
Дата публикации27.07.2014
Размер344.23 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Право > Рабочая программа курса
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена в соответствии:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

  • ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №1578);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 26 » ноября 2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  • учебным планом МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 24».

На основе:

- авторской учебной программы «Музыка» Л.В.Шкляр, В.О.Усачевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с Образовательной системой «Школа 2100»;

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

• общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• задачам образования – развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего

научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

– музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

– учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками- передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике.

В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом –

«Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:

– создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;

– используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицировали.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности.

Программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей
Особенности содержания программы
В этом варианте программы органично соединены программы

1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не по четвертными темами.

Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
Общая характеристика учебного курса
Особенностью урока музыки является то, ч то предмет состоит из трех компонентов:

  1. Вокально-хоровое развитие ребенка;

  2. Теоретическая часть;

  3. Слушанье и запоминание музыкальных фрагментов из произведений.

При изучении предмета музыка предусмотрено широкое использование межпредметных связей: окружающий мир, русский язык, математика, изо, технология, информатика, литературное чтение, что придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика, способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.
Для организации учебного процесса используются:

  1. Виды урока: комбинированный урок, интегрированный урок, практическая работа, виртуальная экскурсия, урок-путешествие, викторина, эрудицион, внеурочная деятельность по предмету.

  2. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, группы переменного состава, дифференцированная (АСО).

  3. Методы работы: проектный метод, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения

  4. Средства обучения:

Портреты композиторов, тематические плакаты, ЦОР, грамзаписи, учебный и раздаточный материал.

  1. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.


Описание учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю (34 часа в год 2-4 класс, 33 часа – 1 класс).

В соответствии с авторской программой Л.В.Школяр, В.ОУсачевой на изучение предмета музыка отводится с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю (34 часа в год 2-4 класс, 33 часа – 1 класс). Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год на изучение предмета музыка отводится с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю (34 часа в год 2-4 класс, 33 часа – 1 класс), т.о. авторская программа Л.В.Школяр, В.О.Усачевой изучается в полном объеме.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. балалайка);

- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).
Обучающийся получит возможность научиться:

- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
2 класс

Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.


Обучающийся научится:

- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;

- понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;

- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;


Обучающийся получит возможность научиться:

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4..
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.

Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

-демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

-проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

-выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

-знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

-уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;


4 класс

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
-установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).
Выпускник получит возможность научиться:

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

-соотносить образцы народной и профессиональной музыки.

Содержание рабочей программы
Данный раздел рабочей программы составлен на основе примерной программы по музыке и отражает:

  1. класс

1.«Три кита в музыке» – 9 часов,

Песня, танец, марш- Ведущая проблема года. Мелодия, напев – важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». Узнавание, восприятие черт и разновидностей песен, танцев, маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности. Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков

2. «О чем говорит музыка» – 7 часов

Музыка выражает чувства человека. Музыкальная лаборатория. О чем говорит музыка? Что выражает музыка? Музыкальный портрет. Изобразительность в музыке. Разучиваем, поём, играем

3. Куда ведут нас «три кита» - 17 часов

Куда ведут нас «три кита»? Опера. М. Коваль «Волк и семеро козлят». Балет. Волшебный мир танца. Симфония. Концерт. Опера и симфония. Музыкальная лаборатория. Марш в опере, балете, симфонии.
2 класс

  1. Что такое музыкальная речь (9 ч.)

Что такое музыкальная речь? Мелодия, темп, лад, регистр. Разучиваем, поём, играем

Музыкальная лаборатория. Средства выразительности в музыке. С.Прокофьев «Петя и волк». Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра. Создание музыкальных образов.

  1. Интонация (7 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Интонация – выразительно-смысловая частица музыки. Выразительные и изобразительные интонации.

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

  1. Развитие музыки (10 часов)

Знакомство с понятием развитие музыки. Композиторское и исполнительское развитие музыки. Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. Развитие музыки в процессе работы над каноном. Развитие музыки в процессе работы над каноном. Знакомство с понятием кульминация. Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Ладово-гармоническое развитие музыки. Развитие музыки в произведениях Э. Грига.

  1. Построение (формы) музыки (8 часов)

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. Знакомство с формой рондо.

Вариационная форма построения музыки. Средства построения музыки – повторение и контраст. Общие представления о музыкальной жизни Костромской области.


  1. класс

  1. Музыка моего народа (9 часов) Музыка моего народа. Русская народная песня. Русская народная и композиторская музыка. Частушки. Жанры русских народных песен «Русский шаг» в солдатской песне. Русские народные инструменты. Особенности композиторской музыки. Лаборатория музыки.

  2. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов). Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ. Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

3. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.) Музыкальный язык. Разучиваем, поём песню и размышляем. Взаимопроникновение музыкального языка. Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира. Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта. Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского. Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена. Музыкальный язык – интернационален.

4. Народная песня в творчестве композиторов (8ч)

Музыка Украины и Белоруссии. Музыка Чехии и Польши. Музыка Прибалтики. Музыка Норвегии. Музыка Австралии. Музыка Германии. Музыка народов Азии, Америки. Музыка Закавказья. Музыка Индии и Китая. Музыка Америки.


  1. класс

  1. Композитор – имя ему народ (9 часов). Ты откуда русская зародилась музыка. Ты запой мне ту песню. Как сложили песню. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Народная песня как источник вдохновения композиторов. На великий праздник собралася Русь.

  2. В краю великих вдохновений (7 часов). Творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, связь его произведений в народной песне, в песнях и романсах композиторов (П.Чайковский, Г.Свиридов. М.Яковлев), в классических произведениях(Н.Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» и др.

  3. Гермонии таинственная власть … (10 часов). Музыкальные инструменты. Оркестр. Вариации на тему рококо. Творчество Шопена, М.П.Мусорского, П.И.Чайсковского, М.И.Глинки.

  4. Театр уж полон, ложи блещут (8 часов). Опера «Иван Сусанин». Театр музкомедии, мюзикл. Оперетта «Летучая мышь», Штраус.


Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса
Литература для учителя


  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010

  2. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах . Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – Изд. 2 – е, испр. – М. : Баласс, 2011.

  3. .В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка». Учебник для 1 –го класса. – М. : Баласс, 2011.

  4. Барсова И. Симфонический оркестр и его инструменты, М.:С.К. 2012

  5. Белованова М. Азбука пения для самых маленьких. Ростов-на –ДонуФЕНИКС, 2011

  6. Изместьева Ю.Д. Музыка. Поурочное планирование уроков музыки. Волгоград – 2012.

  7. Золина Л.В. Уроки музыки, 1-8 классы. Современная школа с применением информационных технологий. Москва, Глобус - 2008

  8. Криткая Е.Д., Максимова Т.С. Музыка. Поурочные планы. 2 классы Волгоград «Учитель», 2012

  9. Криткая Е.Д., Максимова Т.С. Музыка. Поурочные планы. 3 классы Волгоград «Учитель», 2012

  10. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Уроки музыки», Поурочные разработки 1-4 кл., М., Просвещение, 2012.


Материалы на электронных носителях и Интернет- ресурсы


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)

  2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

  3. http://viki.rdf.ru/ Мультимедийные презентации к урокам в начальной школе

  4. http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогический идей «1 сентября»

  5. http://www.sch2000.ru/ Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»

  6. http://900igr.net/ методические разработки уроков в начальной школе, мультимедийные презентации к урокам в начальной школе

  7. http://www.slotos.ru/mo_shul_08.html Методическая копилка.Занимательный русский язык

  8. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_matematiki/zanimatelnye_zadachi Для учителей и родителей


Информационно-техническая оснащенность учебного кабинета


  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс)

  4. Документ-камера

  5. Интерактивная доска

  6. Фортепиано

  7. Баян


Печатные пособия:

  1. Портреты композиторов в электронном виде

  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

  3. Транспарант: поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

  3. Учебно-практическое оборудование

  4. Синтезатор

  5. Детские музыкальные инструменты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы....
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconТематическое планирование курса «изобразительное искусство,икт»
Программа: «Изобразительное искусство Л. А. Неменская под ред. Б. М. Неменского. «Школа России»
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
Министерством образования РФ и управлением образования сегодня предпочтение отдается программам: «Изобразительное искусство» (авторский...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск