Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович





НазваниеДроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович
страница1/6
Дата публикации10.08.2014
Размер0.84 Mb.
ТипВыпускная квалификационная работа
100-bal.ru > Право > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

«Основные христианские нормы и правила поведения православного человека в повседневной жизни»

или

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ, как ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Разработка урока для взрослых в воскресной школе – лектории

«Церковный этикет в семье»

Выпускная квалификационная работа

Выполнил: Дроботенко Вячеслав Яковлевич
Руководитель: Ракушин Антон Владиленович
Рецензент: Юдин Виталий Валентинович

Москва

2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Титульный лист - Стр. 1
2. Оглавление - Стр. 2
3. Введение - пояснительная записка с

определением целей и задач урока и

указанием выбранной темы в общей

программе - Стр. 3- 6
4. Богословское, духовно-нравственное

Содержание работы - Стр. 7-21
5. Методы проведения урока - Стр. 22


  1. Основная часть - урок с развернутым

Планом на два занятия по теме

«Церковный этикет в семье» - Стр.23-44
7. Заключение с подведением итогов работы - Стр. 45
8. Библиографический список - Стр. 46-47

ВВЕДЕНИЕ

(Пояснительная записка)
Предлагаемая к защите выпускная квалификационная работа: «ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ», с темой занятия – «ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ В СЕМЬЕ», представляет собой разработку уроков для взрослых в воскресной школе – лектории.

Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому религиозному беспамятству,   прервали немало традиций,   которые скрепляли поколения,   придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям,   установлениям.   Утеряно,   и теперь только по частям и с трудом восстанавливается то,   что наши прадеды впитывали с детства, то, что становилось потом естественным,   ­   правила поведения, обхождения,   учтивости,   дозволенности, которые сложились на протяжении долгого времени, на основании норм христианской нравственности.

Специфика церковного этикета связана, прежде всего, с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека ­ почитание Бога и благочестие. Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному человеку свод правил поведения вроде и ни к чему, дескать, были бы главное вера, благочестие и смирение, - поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце... Но в этом- то и дело, что правила православного этикета, будучи основаны на христианской любви и на Законе Божием, в отличие от светского этикета, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге. Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке... Человек, искренне желающий жить по Заповедям Божиим, просящий помощи Божией и благословения во всех затруднительных случаях, будет иметь определенные жизненные, духовные ориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях.

Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» - термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его лежат именно нравственные категории. Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничениями, следуя которым, человек нравственно преображается, и восходит из рабства греха к образу и подобию Божию.

Для нормального функционирования христианской Церкви очень важно, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил церковного поведения и обхождения, сложившиеся на протяжении всей её тысячелетней истории. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований, т. е. (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления человека стать подлинным членом Церкви Христовой. Феофан Затворник писал: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговенства пред Богом, с посвящением Ему всего».

Поэтому церковный этикет должен пониматься не только, как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего.   В миру христиане живут в семье, основой которой, являются муж и жена, связанные перед Богом для вечности обетами взаимной любви и общности всей жизни в служении Богу. Вместе с детьми и всеми домочадцами они образуют домашнюю церковь Христову. Основной задачей христианской семьи является не только вырастить детей, но непременно вырастить их как истинных чад Церкви Христовой — подготовить для Господа благоговейных Его служителей.

Учитывая вышесказанное, мне показалось не просто важным, а жизненно необходимым - сделать обязательным изучение в воскресной школе или лектории - православного церковного этикета, всеми прихожанами нашего храма стремящимися стать высоконравственными и благочестивыми христианами. Выбранная тема разработки предлагаемой к защите - «Православный человек в семье», -выбрана, как одна из наиболее емких, важных и интересных тем в рамках общего курса «Христианские нормы и правила поведения православного человека в повседневной жизни или Православный церковный этикет как важная составляющая христианской нравственности».

Вся тематика курса и данная работа рассчитана на аудиторию с широким спектром слушателей, отличающихся друг от друга :

- по возрасту - крещеная молодежь, взрослые и пожилые люди;

- по духовному опыту христианской жизни;

- по принадлежности к разным социальным и культурным слоям нашего общества.
Основными целями работы являются:

1. Восстановление православных традиций;

2. Донесение до понимания слушателей важности духовной составляющей

правил церковного этикета;

3. Усвоение слушателями духовных ориентиров для выработки правил поведения

в различных ситуациях;

4. Формирование у слушателей понимания важности необходимости изучения и соблюдения правил церковного этикета, для воспитания в себе и членах своих семей основ христианской нравственности, морали, и истинного православного благочестия.
Основной задачей - качественное усвоение слушателями основ нравственных и моральных требований церковного этикета к православному человеку.

Тема представленной разработки - «Церковный этикет в семье», является темой №9 и проводится на 9-ом и 10-ом занятии, предлагаемого курса: «ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ»
План тематических занятий по православному церковному этикету
Тема №1 Занятие 1

Немного о православном церковном этикете, как о практическом христианстве. Девять церковных заповедей.
Тема №2 Занятие №2

Общие правила поведения в православном Храме.

  1. О посещении храма.

  2. Внешний вид и культура общения.

  3. О милостыне.

Тема №3 Занятие №3

О Крестном знамении и нательных крестиках.
Тема №4Занятие №4

Правило о поклонах и крестном знамении во время богослужений
Тема №5 Занятие №5

О церковных святынях

  1. Свеча

  2. Освященный хлеб, Святая вода,


Тема №6 Занятие №6

Церковные требы

  1. Церковная записка и сорокоуст.

  2. Как правильно подавать записки.

  3. Молебен.

  4. Панихида.


Тема №7 Занятие №7

Ветхозаветные заповеди
Тема №8 Занятие №8

Заповеди блаженства
Тема №9 Занятие №9

Церковный этикет в семье.

  1. Церковный этикет в семье – важная неотъемлемая часть

православного церковного этикета

  1. Домашняя церковь

    1. Православный человек в семье

Тема №9 Занятие №10

2. Домашняя церковь

    1. Дом, квартира.

  1. Слава Богу за всё!



Тема №10 Занятие №11

Иконы

Тема №11 Занятие №12

Общение со священнослужителями

  1. Обращение к диакону.

  2. Обращение к священнику.

  3. Поведение при разговоре.

  4. Как приглашают священника для исполнения треб.


Тема №12 Занятие №13

Взаимное общение мирян

  1. Взаимное приветствие мирян

  2. Общение на письме

  1. За столом в приходской трапезной

  2. О поведении прихожан несущих церковное послушание


Тема №113 Занятие №14

Вне церковных стен

  1. Как вести себя с ближними



Тема №14 Занятие №15

Праздничные традиции.

1. Свадебные традиции.

2. О подарках в дни важных духовных событий
Тема №15 Занятие №16

В дни скорби

  1. Почему надо молиться об усопших

  2. Отпевание усопших.

  3. О смерти, погребении усопших.


Тема №16 Занятие №17

В монастыре

11.1. Духовно административное устройство монастыря

11.2. Обращение к монахам

Тема №16 Занятие №18

11.3. О монастырских правилах

11.4. Как вести себя на приеме у епископа
Тема №17 Занятие №19

Часто спрашивают.
Тема №18 Занятие №20

Итоговое занятие

с применением системы ролевого ситуационного моделирования по всему изученному материалу.

ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ В СЕМЬЕ

1.

ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ В СЕМЬЕ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА

До конца XVIII века состоятельные российские граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Эта книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала только отцу: «он суд семейный вершил, и жену ленивую да лукавую наказывал, и сыну ребра ломал за непослушание». Для просвещения дворянских отпрысков и изменения нравов

«на европейский манер», Петр I, велел трижды переиздать популярную тогда в Европе книгу, «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». В это же время в русском языке появляется слово «этикет», в период, когда складывался придворный быт абсолютной монархии. Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым. Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином человеческом обществе. Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения с рационально вложенным в них содержанием и здравого смысла в заранее определенных ситуациях.

Основы этикета достаточно просты, это: культура речи; внешний вид; умение правильно вести себя в различных ситуациях при любых обстоятельствах; умение выражать свои мысли в разговоре, таким образом, чтобы они были интересны собеседнику и не выглядели как нравоучение; умение управлять своими отрицательными эмоциями; умение быть внимательным и чутким к людям.

Различают несколько видов этикета. Приведу пример некоторых из них, это: дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет, и наконец – православный церковный этикет.

Церковный этикет определяет правила обращения с духовенством и друг с другом в храме, в монастыре, в семье, правила принятые у православных верующих христиан. Другими словами этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали выработанной на протяжении многих веков в соответствии с представлениями людей о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве и бытовой целесообразности.

Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие в итоге к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. С большим трудом восстанавливается то утерянное, что наши прадеды впитывали с детства и что было для них естественным – правила обхождения, учтивости, дозволенности, сложившиеся за века на основании норм христианской нравственности, то есть то, что мы условно называем церковным этикетом. Специфика церковного этикета связана, прежде всего, с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, - с почитанием Бога, с благочестием.

Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (что есть человек), при этом нормой является целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной сформированности). Основной принцип отношения человека к ближнему – честность, при этом нормой являются правдивость и искренность. Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают право со дерзновением обращаться к Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке со-спутника к Богу и со-наследника Божией благодати.

Упражнению в благочестии (1 Тим. 6, 11) , должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (Иак. 1, 26). Благочестие – это как бы вертикаль устремленная от земли к небу (человек > Бог), церковный этикет – горизонталь (человек > человек).

Нельзя подняться к небу не любя человека, и нельзя любить человека не любя Бога.

«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4, 12) и «…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит (1 Ин. 4, 20). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

Существует мнение, что «манерничать ни к чему» так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Равно, как и способность людей с помощью хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать преткновением на пути малоцерковного человека к Богу.

В общении с людьми – и церковными, и нецерковными – святые отцы советуют, что надо бороться не против грешника, но против греха и всегда давать человеку возможность исправиться, помня при этом, что он, покаявшись в тайниках своего сердца, может быть, уже помилован Богом. Мы видим, таким образом, что, в отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом, связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только, как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Семейная жизнь  ­ частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней

церковью,   то и здесь следует говорить о церковном этикете. Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет

весь строй жизни верующего.   Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия,

затронем некоторые вопросы,   касающиеся этикета.

Обычно в миру христиане живут в семье; основой, которой, являются муж и жена, связанные перед Богом для вечности обетами взаимной любви и общности всей жизни в служении Богу.

Вместе с детьми и всеми домочадцами они образуют домашнюю церковь Христову, посвященную тем святым, имена которых носят члены семьи.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Мф. 18, 20)

 Ап. Павел так характеризует одну из христианских семей: «Приветствуйте Прискиллу.и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 3-4).

Основной задачей христианской семьи является не только вырастить детей, но непременно вырастить их как истинных чад Церкви Христовой — подготовить для Господа благоговейных Его служителей.

Человек – это всегда плод воспитания. Пусть не на сто процентов, но всегда в значительной степени. История располагает фактами воспитания человеческих младенцев в животной среде. Прожившие до трех – пяти лет в стае волков дети так уже и не смогли научиться читать, членораздельно говорить, есть при помощи вилки.. «Богу угодно, чтобы люди учили людей», - так сказал Ангел благочестивому и праведному епископу, вставлявшему в молитву еретические добавления. Господь вовсе не должен всякий раз вмешиваться в нашу жизнь лично, когда мы ошибаемся или нуждаемся в подсказке. Он хочет, чтобы люди помогали друг другу и учили друг друга.

Если над вашей колыбелью не молились, этого не вернешь и не восполнишь в зрелом возрасте. Если в отроческие годы вы не видели родителей, непрестанно занятых трудом, то в пору собственной зрелости вам будет трудно воспитать в себе трудолюбие. До какого-то рубежа накопленные в вас негативные изменения могут быть исправлены, уврачеваны благодатью Святого Духа, но за некоторой гранью деструктивные процессы становятся неуправляемыми, и сам процесс деградации человека выходит из под контроля. Сказанное напрямую относится к кризису семейных ценностей – аборты, разводы.

К будущей семье, готовит человека семья. Набор добродетелей, произрастающий на почве семейственности, не только закаляет человека для жизни земной, но и окрыляет его для полета в вечность. Неизбежно необходимые для спасения качества, такие как жертвенность, желание и умение послужить, трудолюбие, терпение, органичны одновременно, как для христианской аскетики, так и для семейной жизни. Взгляд на семью, как на школу любви и спасительный образ жизни, сегодня особенно востребован. Монашество в древности вырастало до чудотворных высот именно благодаря незыблемости семейного уклада в миру. Паисий Святогорец говорил: «Когда исчезнет христианский брак, исчезнет и монашество и священство».

.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однажды моя бабушка прочитала мне рассказ “Заяц- всезнаец”. Он мне так понравился, что захотелось узнать, кто же автор этой интересной...
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconМосковский городской шахматный клуб мгшк
Гоголевский бульвар, дом 14, станция метро Кропоткинская. Контакты: Кузин Антон Валентинович руководитель спортивно-массового отдела,...
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconВиталий гитт чародей
Виталий Демьянович Гитт – чародей. Он творит чудеса, делает невозможные вещи. Причем, каждый день. Чудо, которое постоянно находится...
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconВасилий Яковлевич (Фридрих Георг Вильгельм) Струве
Альтона, находившемся во владении датского короля (ныне – западный район Гамбурга, Германия), родился будущий русский астроном и...
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconВ 7 «б» классе 19 человека среди них 11 мальчиков и 8 девочек. В...
Есть учащиеся, которые требуют к себе особое внимание, слабо учатся, невнимательны на уроках, часто не готовят домашние задания:...
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconВячеслав Андреевич Майер. Чешежопица Вячеслав Андреевич Майер (Некрас Рыжий). Чешежопица

Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconПрограмма дисциплины Екатеринбург 2014 I. Паспорт дисциплины направление...
Составитель: Корепанов Константин Владиленович, старший преподаватель ноу впо «Миссионерский институт»
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconПлан работы методического объединения учителей естественно-математического...
Проанализировать влияние разнообразия педагогических технологий на различные аспекты деятельности учащихся
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconУчебное пособие г. Москва 2006 Меркулова Г. И., Куприянова Т. В.,...
Меркулова Г. И., Куприянова Т. В., Спорыхина М. В., Юдин В. П. Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России....
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconВиталий Иванович Масловский с кем и против кого воевали украинские...
Виталий Масловский: «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны»
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconТрубицин Сергей Валентинович
Организационное. План работы на декабрь, анализ проведённых мероприятий за ноябрь
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconПрограмма межрегиональной конференции
«Современные проблемы реализации обучения в збр» – Илья Яковлевич Каплунович, научный
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconФамилия Имя Отчество Ходенков Анатолий Валентинович директор школы(1 квалификационная категория)
Семинар «Модель организации внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении»
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconЛисовой вячеслав Витальевич
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жаров Олег Валентинович, учитель английского языка, мбоу «Гимназия», г. Протвино
Дроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович iconЗакон и законодатели
Автор: Меркурьев Сергей Валентинович, педагог Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск