Скачать 0.93 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Муниципального образования город КРАСНОДАР УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДОД ЦРТДЮ М. Д. Ибрагимова_____________ (Ф.И.О., подпись) протокол педагогического совета от « » 20 г. № . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) __________Традиции войска кубанского_________ (наименование объединения) ________Традиции войска кубанского___ (наименование учебной дисциплины, курса) ___________________4 года_____________________ (срок реализации программы) ______________ авторская___________________ (вид программы) ________________7 – 18 лет___________________ (возраст обучающихся) _______Карпухин Александр Петрович___________ (Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя) Краснодар 2012 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения казачества. Это позволило создать благоприятные условия для восстановления различных областей традиционной казачьей культуры и образования. В общегосударственном масштабе и Краснодарском крае создаются высшие, средние специальные учебные заведения казачества, кадетские корпуса, казачьи школы и гимназии, открываются казачьи классы, клубы и другие объединения. В нормативно-правовых документах особое внимание уделяется подготовке и привлечению казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы: военной, природоохранной, правоохранительной, пограничной, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, физическое воспитание, как компонент феномена казачьей культуры, и учебная дисциплина в казачьих объединениях и классах, традиционно носит явно выраженный прикладной характер, основанный на исторически сложившихся формах и видах двигательных заданий и игр, неразрывно связанных с развитием духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Вместе с тем, осуществляемая в рамках образовательных учреждений, реализующих казачий компонент, физическая подготовка учащихся имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. Практически отсутствуют адаптированные к особенностям традиционной казачьей культуры методики организации физического воспитания, профессионально-прикладной подготовки, основанные на традиционных казачьих средствах (в основном используется унифицированное прогрммно-методическое обеспечение). В результате чего теряются те духовные ценности и многие морально-психологические аспекты, которые изначально присущи кубанской казачьей культуре и системе воспитания. Таким образом, актуальность программы заключается в необходимости применения в процессе профессионально-прикладной подготовки будущих казаков именно традиционных казачьих средств физического воспитания, неразрывно связанных с духовными ценностями кубанской культуры и ее носителя - кубанского казачества, как фактора формирования духовной, морально-психологической и физической готовности подрастающего поколения к несению казачьих видов государственной службы, направленной на защиту и служение своей Родине. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что физическое воспитание на основе традиционных казачьих средств: развивает физические качества - силу, гибкость, быстроту, выносливость и координационные способности; формирует двигательные умения и навыки, необходимые для будущей казачьей службы - верховой езды, приемов владения традиционным оружием, рукопашного боя; способствует формированию навыков здорового образа жизни в аспекте ее физического, социального и духовного начал; способствует пробуждению интереса к основам - традициям своей культуры и любви к малой родине - Кубани. Новизна данной образовательной программы заключается в том, что впервые традиционные казачьи средства профессионально-прикладной физической подготовки реконструированы для воспитания будущих казаков и представлены как с традиционной точки зрения, так и с позиции современных представлений физической культуры в контексте решения духовно-нравственных, интеллектуальных и собственно биологических задач физического воспитания подрастающего поколения. 1.2. Цель и задачи Цель программы - приобщение обучающихся к ценностям традиционной физической культуры кубанского казачества, подготовка к несению государственных видов казачьей службы, через изучение исторически сложившихся форм, средств и методов духовного, патриотического, физического воспитания казаков. Основные задачи программы классифицированы по трем группам: 1. Обучающие задачи учебно-воспитательного процесса:
2. Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса: -формирование у учащихся стойкой позитивной мотивации к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания, в том числе занятий исторически сложившимися видами и формами двигательных действий, упражнений и игр, направленных на повышение уровня профессионально-прикладной физической и двигательной подготовки; -укрепление связей с семьей, профилактика асоциального поведения подростков; -развитие у подростков познавательного интереса к традициям своих предков; -содействие развитию у подростков понимания и интереса к несению казачьих видов государственной службы. 3. Развивающие задачи учебно-воспитательного процесса:
1.3. Особенность данной программы заключается в использовании широкого перечня именно традиционных казачьих воспитательных средств, адаптированных к современным педагогическим требованиям, нормативно-правовым основам физического воспитания и социально-экономическим условиям. 1.4. Программа предназначена для профильной группы юношей (подростков, мальчиков) казачьей направленности 7-18 лет с постоянным составом. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1.5. Режим занятий: Первый год обучения: годовой объем 144 часа, с недельной нагрузкой - 2 занятия по 2 часа. Второй, третий и четвертый год обучения: годовой объем 216 часов, с недельной нагрузкой - 3 занятия по 2 часа. 1.6. Формы занятий. Основная форма организации детей на занятиях - групповая. Формы проведения занятий:
1.7. Ожидаемые основные результаты реализации программы: По окончании первого года обучения: - воспитанники будут знать традиционные казачьи средства физического воспитания и кратко их характеризовать; - будут иметь представление о казачьем фольклоре - заповедях, пословицах поговорках, преданиях; знать несколько казачьих песен; знать основные государственные праздники; - будут знать элементы формы кубанских казаков – от шаровар до папахи, их гигиеническое и военно-прикладное назначение; уметь изготовить учебный имитатор нагайки; - приобретут умение оказать первоначальную медицинскую помощь согласно программе первого года обучения; - будут знать особенности режима дня казаков, его связь с традиционным казачьим укладом в различные сезоны; - будут знать комплексы приемов владения оружием казаков и рукопашного боя без оружия, учебно-тренажерного комплекса "Казачья верховая езда", технику безопасности, казачьи игры, овладев базовыми основами техники не ниже среднего уровня (Приложение 2) согласно программе первого года обучения; - ознакомятся с основами туристической подготовки, правила организации казачьего полевого лагеря, пройдут итоговую аттестацию. - сформируется начальный интерес к традициям своих предков, семейным традициям, к несению казачьих видов службы, повыситься мотивация к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания; - появится осознанное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни; - будут демонстрировать уровень общей и специальной физической подготовленности не ниже среднего для своего возраста (согласно Приложению 1); - сформируют прикладные двигательные умения и навыки, необходимые для несения казачьих видов государственной службы (верховая езда, строевая подготовка); - укрепят психофизическое здоровье. По окончании второго года обучения: - воспитанники будут знать исторические виды казачьей службы и их краткое содержание; - расширят представление о значении казачьего фольклора и народных песен в морально-психологическом воспитании казака, будут знать народные праздники годового цикла (от Рождества до Покрова); - будут знать о традиционном оружии кубанских казаков; уметь изготовить учебный имитатор шашки; - приобретут умение оказать первоначальную медицинскую помощь согласно программе второго года обучения; - будут знать традиционную систему питания на Кубани и уметь приготовить простейшие блюда в походных условиях; - будут знать комплексы приемов владения оружием казаков и рукопашного боя без оружия, технику безопасности, закрепят упражнения комплекса учебно-тренажерного комплекса "Казачья верховая езда", овладев базовыми основами техники не ниже среднего уровня (Приложение 2) согласно программе второго года обучения; - закрепят основы туристической подготовки, правила организации казачьего полевого лагеря, пройдут итоговую аттестацию. - сформируется устойчивый интерес к традициям своих предков, семейным традициям, к несению казачьих видов службы, и повыситься мотивация к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания; - утвердится осознанное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни; - будут демонстрировать уровень общей и специальной физической подготовленности не ниже среднего для своего возраста (согласно Приложению 1); - сформируют прикладные двигательные умения и навыки, необходимые для несения казачьих видов государственной службы (верховая езда, строевая подготовка); - укрепят психофизическое здоровье. По окончании третьего года обучения: - воспитанники будут знать современные виды казачьей службы и краткую характеристику профессионально-прикладной физической подготовки для каждого вида службы; - будут понимать значение казачьего фольклора, будут обучены исполнению казачьих песен; будут знать войсковые праздники Кубанского казачьего войска; - будут иметь представление о походном снаряжении пластунов, уметь изготовить учебный имитатор кинжала; - приобретут умение оказать первоначальную медицинскую помощь согласно программе третьего года обучения; - будут знать правила и особенности закаливания с использованием природных источников (родников, рек, купелей); - будут знать комплексы приемов владения оружием казаков и рукопашного боя без оружия, усовершенствуют упражнения комплекса учебно-тренажерного комплекса "Казачья верховая езда", традиционные казачьи гимнастические комплексы упражнений, закрепят навыки верховой езды, овладев базовыми основами техники не ниже среднего уровня (Приложение 2) согласно программе третьего года обучения; - закрепят основы туристической подготовки, правила организации казачьего полевого лагеря, пройдут итоговую аттестацию. - сформируется устойчивая потребность изучать казачьи традиции, готовиться к несению казачьих видов службы, измениться мотивация к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания; - сформируют устойчивую потребность в осознанном отношении к своему здоровью, здоровому образу и стилю жизни; - будут демонстрировать уровень общей и специальной физической подготовленности не ниже среднего для своего возраста (согласно Приложению 1); - сформируют прикладные двигательные умения и навыки, необходимые для несения казачьих видов государственной службы (верховая езда, строевая подготовка); - укрепят психофизическое здоровье. По окончании четвертого года обучения: - воспитанники будут знать возрастные особенности физической культуры казаков, а также исторически сложившуюся систему физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества; -будут иметь представление о казуальных обрядах казаков (от рождения до поминове- ния), об основах казачьего уклада; правилах добра быта в казачьей семье, понимать значение казачьих традиций для формирования необходимых для несения службы качеств; - будут знать снаряжение конного казака; уметь изготовить учебный имитатор пики, уметь построить полосу препятствий в спортзале и полевых условиях; - приобретут умение оказать первоначальную медицинскую помощь согласно программе четвертого года обучения; - ознакомятся с простейшими оздоровительные гимнастики кубанских казаков, иметь представление о травах и минералах, используемых для лечения казаками, казачьих символах и оберегах как элементах "гигиены души"; - будут знать отдельные строевые приемы с оружием, комплексы приемов владения оружием казаков и рукопашного боя без оружия, технику безопасности, овладеют упражнения комплекса учебно-тренажерного комплекса "Казачья верховая езда", закрепят навыки верховой езды, освоив базовые основы техники не ниже среднего уровня (Приложение 2) согласно программе четвертого года обучения; - освоят основы туристической подготовки, правила организации казачьего полевого лагеря, общие правила выбора места разбивки лагеря, жилья с позиций "народной экологии", будут знать и применять основные правила здорового образа жизни; - закрепят устойчивая потребность изучать казачьи традиции, готовиться к несению казачьих видов службы, измениться мотивация к освоению основ казачьей традиционной культуры физического воспитания; - закрепят устойчивую потребность в осознанном отношении к своему здоровью, здоровому образу и стилю жизни; - будут демонстрировать уровень общей и специальной физической подготовленности не ниже среднего для своего возраста (согласно Приложению 1); - сформируют прикладные двигательные умения и навыки, необходимые для несения казачьих видов государственной службы (верховая езда, строевая подготовка); - укрепят психофизическое здоровье. 1.8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Для отслеживания результативности выполнения программного материала предполагаются следующие виды диагностик:
Основной формой контроля подготовленности воспитанников является аттестация, которая включает в себя следующие блоки: 1. Уровень сформированности теоретических знаний - оценивается по пятибалльной шкале методом опроса. 2. Уровень общей и специальной физической подготовленности (ОФП и СФП) оценивается на основе экспериментально разработанных таблиц по пятибалльной шкале. Приложение 1 для каждого года обучения. 3. Уровень сформированности двигательных умений и навыков определяется по пятибалльной шкале на основе Приложения 2. В конце каждого года обучения, по итогам аттестации, воспитаннику присваивается «очередное воинское звание», согласно казачьему «табелю о рангах», по принципу среднего балла, полученного при проверке уровня знаний, физической и прикладной подготовленности по каждой теме (блоки 1 - 3): по окончании первого года обучения - нижние чины: джура (ученик) "3", казак "4", приказный "5"; по окончании второго года обучения - нижние чины: младший урядник "3", урядник "4", старший урядник "5"; по окончании третьего года обучения - младшие чины: младший вахмистр "3", вахмистр "4", старший вахмистр "5"; по окончании четвертого года обучения - старшие чины: подхорунжий "3", хорунжий "4", сотник "5". Кроме того, формой контроля подготовленности воспитанников являются соревнования по различным направлениям подготовки. В ходе учебно-воспитательного процесса педагог также отслеживает: 1. Изменения мотивационно - потребностной сферы воспитанников, обеспечивающей необходимые условия для активного и сознательного отношения к профессионально-прикладной подготовке будущих казаков, осуществляется на основе анкетирования Приложение 3. 2. Изменения в состоянии здоровья занимающихся отслеживаются на основе ежегодного Медицинского обследования и опроса родителей. 2. Учебно-тематический план и краткое содержание тем программы Таблица 1 2.1. Учебно-тематический план занятий 1-й год обучения
Чем больше времени отводится на ту или иную тему, тем выше степень ее значимости в освоении программного материала. Профилирующей (основной) темой Программы является Тема № 10: упражнения с применением учебно-тренажерного комплекса «Казачья верховая езда». Краткое содержание тем первого года обучения |
Общая характеристика Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный» г. Липецка путем изменения типа существующего муниципального бюджетного... | История развития театрального искусства на ставрополье ... | ||
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... | Программа «Не за тридевять земель» Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества... | ||
Программа детского творческого объединения “ домино” «Основы хореографии и эстрадного танца» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества... | По уставу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей ярославской области «центр развития творчества детей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития, творчества... | ||
Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №2 ... | Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей | ||
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | Отчёт маоу дод центра развития творчества детей и юношества «Левобережный»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | Конкурс видеопрезентаций среди муниципальных образовательных учреждений... Департамент образования администрации городского округа город Воронеж, Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» |