«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г. Рабочая программа по обществознанию
На 2013-2014 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424
Класс 9 «А»___
Общее количество часов за год ____34ч.__________ в неделю ___1ч.______
Количество контрольных работ _______________
__________________________________________________________________
(указать вид работы и количество часов)
Учитель:
ФИО ________Зайцева О.С._____________________________________________
Квалификационная категория ____Высшая_____________
Педагогический стаж ____30л.________________ Составлена на основе программы Боголюбова Л.Н.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Распределение учебного материала в 9 классе
№ п/п
| Наименование раздела
| Количество часов
| 1
| Политика
| 9
| 2
| Право
| 21
| 3
| Итоговое повторение
| 4
|
| Итого
| 34
|
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М. : Просвещение, 20 !0.
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы и
методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко,. С. П. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : АСТ : Астрель ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. -М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград: Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М. : Легион, 2009.
Тематическое планирование курса Обществознания
в 9-х классах
№ урока
| Тема урока
| Материал учебника | Количество часов
| Сроки изучения
| Тема 1: Гражданин. Государство. Право.
| 1.
| Гражданин, право, мораль
| Урок систематизации знаний
| 1 час
| сентябрь
| 2.
| Роль права в жизни человека, общества, государства
| § 29
| 1 час
|
| 3.
| Правовая ответственность
| § 30
| 1 час
|
| 4.
| Правовое государство
| § 31
|
|
| 5.
| Творческий урок по теме: мое правовое государство
| Урок обобщения
| 1 час
|
| 5.
| Гражданское общество и государство
| § 32
| 1 час
| октябрь
| 6.
| Конституция России
| § 33
| 1 час
|
| 7.
| Основы конституционного строя в России
| § 34
| 1 час
|
| 8.
| Выводы и итоги к главе
| Урок систематизации знаний
| 1 час
|
| Тема 2: Права человека и гражданина
| 9.
| Гражданин- человек свободный и ответственный
| § 35
| 1 час
| ноябрь
| 10.
| Всеобщая декларация прав человека
| § 36
| 1 час
|
| 11.
| Международное гуманитарное право
| § 37
| 1 час
|
| 12.
| Частная и публичная жизнь гражданина
| § 38
| 1 час
| декабрь
| 13.
| Труд и трудовое право
| § 39
| 1 час
|
| 14.
| Собственность, предпринимательство, гражданское право.
| § 40
| 1 час
|
| 15.
| Творческий урок – «Право учащегося в моем государстве»
| Урок обобщения
| 1 час
| январь
| 16.
| Духовная жизнь
| § 41
| 1 час
|
| 17.
| Свобода совести
| § 42
| 1 час
|
| 18.
| Семейное право
| § 43
| 1 час
| февраль
| 19.
| Домашнее строительство
| § 44
| 1 час
|
| 20.
| Социальные права человека
| § 45
| 1 час
|
| 21.
| Творческий урок – «Социальные права человека в моем государстве»
| Урок обобщения
| 1 час
|
| 22.
| Политические права и свободы
| § 46
| 1 час
| март
| 23.
| Право на образование
| § 47
| 1 час
|
| 24.
| Выводи и итоги к главе
| Урок систематизации знаний.
|
|
| Тема 3: Личность и мораль
| 25.
| Личность и личный выбор
| § 48
| 1 час
| апрель
| 26.
| Что такое мораль?
| § 49
| 1 час
|
| 27.
| Добро и зло
| § 50
| 1 час
|
| 28.
| Долг и совесть
| § 51
| 1 час
|
| 29.
| Роль морали в жизни человека
| § 52
| 1 час
|
| 30.
| Нравственные основы любви, брака и семьи
| § 53
| 1 час
| май
| 31.
| Нравственная культура
| § 54
| 1 час
|
| 32.
| Творческий урок – «Личность в моем государстве»
| Урок обобщения
| 1 час
|
| 33.
| Выводи и итоги к главе
| Урок систематизации знаний
| 1 час
|
| 34.
| Заключение
| Контроль знаний
| 1 час
|
| |