Скачать 2.3 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.ДС.Ф.1 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020201 Биология Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: доктор педагогических наук, профессор Левитес Дмитрий Григорьевич 1.2 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Рогозина Л.Д., к.п.н., доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП в г.Мурманске Возница В.М. 1.3 Пояснительная записка. Программа «Теории обучения» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Разработанный курс «Теория обучения» предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, а также может использоваться при составлении учебных программ по дидактике в педагогических колледжах, институтах повышения квалификации педагогов. Цель курса помочь студентам:
В основе курса лежит идея приобщения к дидактике как теоретической основе будущей профессиональной деятельности через рефлексию личного учебного опыта и учебно-проектировочную деятельность. Цель лекций - создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на семинарских занятиях. *В перспективе, при появлении дополнительного времени (спецкурсы, курсы по выбору, факультативы) результаты групповых обсуждений во время семинаров могут облекаться в форму практических разработок (проектов), которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности. Требования к уровню подготовки студентов. Курс предполагает овладение студентами - будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения. По завершению изучения курса студенты должны знать:
умения и способы деятельности 1. Методологические:
2. Проектировочные:
3. Организационные:
4. Коммуникативные:
5. Диагностические:
6. Исследовательские:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Карта-бланк эксперта для оценивания качества подготовки студента по курсу «Теория обучения»
Результаты экспертизы заносятся в бланк, обобщающий достижения студента по всем критериям, а также по итоговому (интегральному) качеству подготовки по курсу (см. табл. 2). Для этого критерии предлагается использовать пять уровней достижений: от высокого до очень низкого. Оценка по критерию «качество подготовки» осуществляется экспертом по совокупности достижений студента по отдельным критериям: достижения на уровне А по всем критериям соответствуют высокому качеству подготовки; достижения на уровнях Б, В – среднему; на уровнях В, Г, Д – низкому или очень низкому. Обобщающий бланк оценивания качества подготовки по курсу «Теория обучения»
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ). Лекция 1-2. Тема: Дидактика: предмет, задачи, основные категории. Процесс обучения: сущность, структура. функции Происхождение и развитие дидактики: «Великая дидактика» Я.А.Коменского. Дидактика И. Гербарта. Дидактика прогрессистов. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические понятия. Образование: социокультурный и антропологический подходы к раскрытию содержания понятия «образование». Типы образования. Сущность обучение. Единство преподавания и учения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Структура процесса обучения. Лекция 3. Тема: Методологические основы теории обучения. Закономерности и принципы обучения. Структура и особенности деятельности обучения. Системообразующий характер целей обучения. Педагогическая деятельность как управление другой деятельностью. Педагогическая рефлексия Цели обучения. Цели - планируемые результаты деятельности и цели -векторы (“цели -процесса”). Проблема целеполагания в деятельности учителя. Закономерности обучения и принципы обучения. Принципы обучения: личностного целеполагания ученика, опоры на личный опыт и развития личного опыта ученика, обучение как соприкосновение с культурой, развитие потребностей и способностей ученика, дидактического кольца (согласование познавательных и развивающих целей с основными компонентами содержания образования), наглядности, доступности, сознательности и осознанности, активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Лекция 4. Тема: Дидактические концепции и системы. Сравнительный анализ моделей обучения. Социокультурный и антропологический подходы в обучении. Традиционалистско–консервативная и неогуманистическая парадигмы дидактики. Понятие дидактической системы. Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Бэлл-ланкастерская система. Мангеймская система. План Трампа Новая школа Френе. Система Монтессори. Вальдорфская школа. Метод проектов. Продуктивное обучение. Педагогическая мастерская (мастерская знаний). Современные авторские школы. Школа М.П. Щетинина. Школа диалога культур. Школа самоопределения. Сравнительный анализ моделей обучения: психологический и дидактический подходы . Лекции 5-6. Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Содержание образования как отражение социокультурного опыта. Знания в системе содержания образования: структура и функции знания. Принцип «ножниц». Опыт обретения умений. Специальные и надпредметные умения. Опыт творчества. Типы творческих задач. Опыт эмоционально-ценностных отношений. Пути формирования опыта эмоционально-ценностных отношений через отбор и конструирование содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования Структура общего среднего образования. Проблема модернизации содержания образования. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Учебная и образовательная программы. Учебники и учебные пособия. Требования к учебнику. Электронный учебник. Лекция 7. Тема: Современные подходы к проектированию урока: личностный, социальный и культурологический феномены современного урока Теория урока. Структура и типология урока. Структура комбинированного урока. Анализ урока. Проектирование урока. Личностный, социальный и культурологический феномены современного урока. «Нестандартные» уроки. Лекция 8. Тема: Мотивация учения. Потребности, мотивы и цели обучения. Внешние и внутренние мотивы. Положительные и отрицательные мотивы. Способы мотивации учения школьников. СЕМИНАР №1. Законы, закономерности, принципы и правила обучения. Цель: Анализ и осмысление понятий законы, закономерности обучения; принцип, принципы обучения, правила обучения. План (вопросы для коллективного обсуждения).
( Принципы обучения: личностного целеполагания ученика, опоры на личный опыт и развития личного опыта ученика, развитие потребностей и способностей ученика, дидактического кольца (согласование познавательных и развивающих целей с основными компонентами содержания образования), наглядности, доступности, сознательности и осознанности, активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой).
Конспектировать:
Темы докладов:
Литература основная:
4. Оконь В. Введение в общую дидактику.Москва,высшая школа-1989 Литература дополнительная:
Семинар № 2. Государственный образовательный стандарт. Учебный план, учебная программа. Цель: Проанализировать и осмыслить основные понятия по вышеперечисленным темам, познакомиться с основными документами, определяющими содержание основного общего полного среднего образования как необходимого условия для разработки качественных уроков. Знакомство с основными принципами государственной политики в области образования. План.
Конспектировать:
Темы докладов:
Задание для самостоятельной работы (дидактический практикум): Составьте и обоснуйте проект рабочего учебного плана для основной школы (5-9) классы) по реализации ученического (школьного0компонента образования. Для этого определите учебные предметы, которые будут предлагаться ученикам на выбор, отводимую на них учебную нагрузку. Составьте примерно расписание. Литература основная.
Литература дополнительная. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. –М.,1999.
Семинар № 3. Формы организации обучения. Современные модели организации обучения. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы Цель: Анализ и осмысление основные понятий – форма обучения, форма организации обучения. Дать характеристику известных науке форм организации обучения, провести их сравнительный анализ. Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. Индивидуальные, групповые фронтальные формы обучения: достоинства и недостатки. Сравнительный анализ организационных форм обучения: классно-урочная, белл-ланкастерская, мангеймская, бригадная, «план Трампа», дистанционная форма организации обучения. План.
Вопросы для коллективного обсуждения 1 Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения 2. С какой целью разрабатываются новые формы организации обучения, альтернативные классно-урочной системе. 3в чем преимущества и недостатки группового формы обучения 4.Назовите условия и конкретные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции. Задание для самостоятельной работы (дидактический практикум) Разработать план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена. Конспектировать(на выбор):
2. Хуторской А,В.Современная дидактика. стр.297-316 Темы докладов:
Литература основная:
Литература дополнительная:
Семинар № 4. Методы обучения в современной школе. Цель: разобрать основные понятия – метод, методы обучения, приемы обучения; закрепить знания о методах обучения, проанализировать их достоинства и недостатки. План.
Вопросы для обсуждения: 1.Предложите основания для классификации методов личностно-ориентированного обучения; 2. Какова связь целей и методов обучения? Методов и форм обучения? Конспектировать (на выбор):
2. Хуторской А.В. Современная дидактика. (с.318-318-330). Темы для докладов:
Литература основная:
Литература дополнительная:
Семинар № 5. Современный урок. Цель: закрепить знания о сущности, типах, структуре современного урока: сформировать у студентов гуманистическую профессиональную направленность в проектировании и организации урока. План (вопросы для коллективного обсуждения):
Конспектировать:
Темы докладов: Эвристическое обучение Творческий урок.
Литература основная:
Литература дополнительная:
Семинар № 6. Контроль и оценка результатов обучения. Цель: проанализировать основные понятия – контроль знаний и умений учащихся, оценка, отметка, показать важность и действенность своевременного контроля. (Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Функции контроля. Диагностика и оценка творческой деятельности. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения. Образовательные характеристики учеников). План.
Конспектировать:
Темы докладов:
Литература основная:
Литература дополнительная:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература.
|
Учебный курс «Аудиовизуальные технологии обучения» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Программа «проведения аттестационных испытаний при поступлении на... Нормативный срок обучения – 5 лет для студентов очной формы обучения, 6 лет для студентов очно-заочной и заочной форм обучения | ||
Трудовое право методические указания к изучению дисциплины и выполнению... В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | Аннотация рабочей программы дисциплины Химия неорганическая и аналитическая «Химия неорганическая и аналитическая» на основе модульной технологии обучения составлена для студентов очной формы обучения в соответствии... | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Математика» Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным... | Курсовая работа цели курсовой работы В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | ||
На 2007/08, 2008/09, 2009/10 учебные годы В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика и теория алгоритмов Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным... | ||
Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным... Данный курс представляет собой рассмотрение истории международных отношений как “широкой теории” под углом зрения | Учебный курс «Религиоведение» Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Об утверждении Положения о предметных комиссиях государственной экзаменационной... В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | «Московский психолого-социальный институт» В. Г. Муроме Владимирской... В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | ||
Методические рекомендации по подготовке к сдаче государственного экзамена В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... | Рабочая программа по дисциплине: «Теория и история хореографического... Составитель: Соболь В. А. доцент, профессор кафедры спортивного и эстрадного танцев | ||
Программа курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности... | Протокол №1 от 26. 03. 2012 Протокол №4 от 01. 03. 2012 №14 от 26. 03. 2012 В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... |