Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кузбасская государственная педагогическая академия
Справочно-библиографический отдел библиотеки
ШАЛАВИНА ТАМАРА ИВАНОВНА
Библиографический указатель
Составитель: Е.И. Донягина
Новокузнецк, 2003
ББК 91.9:74
Ш18
Шалавина Тамара Ивановна: Библиографический указатель /Библиотека КузГПА; Составитель: Е.И.Донягина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003 .- 18 с.
В настоящем библиографическом указателе представлены основные направления исследовательской, научно-методической деятельности доктора педагогических наук, профессора Шалавиной Тамары Ивановны.
Издание предназначено для аспирантов, студентов педвуза, учителей и учащихся общеобразовательных учреждений.
ISBN-5-85117-037-9
ДОНЯГИНА Е.И.
КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| От составителя
| 4
| 2.
| Канторович Н.Я. Шалавина Т.И.
| 5
| 3.
| Библиография трудов Т.И. Шалавиной
| 8
|
От составителя Библиографический указатель «Шалавина Т.И.» включает публикации профессора, доктора педагогических наук, Шалавиной Тамары Ивановны с 1977г. по 2002г. – статьи из сборников, отдельно изданные методические пособия, монографии, учебные программы для студентов педвуза и слушателей ИПК.
При составлении указателя использовались справочно-библиографические данные библиотеки КузГПА и библиографические описания из личных архивов Т.И.Шалавиной.
Материал представлен в хронологическом порядке.
Библиографическое описание произведений дается в соответствии с ГОСТом 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Библиографический указатель адресован преподавателям педвуза, аспирантам, учителям, социальным работникам, учащимся общеобразовательных учреждений.
Шалавина Тамара Ивановна
Шалавина Тамара Ивановна трудится в Новокузнецкой государственной педагогической академии свыше 30 лет. Сначала работала на кафедре методики преподавания физики физико-математического факультета, а в настоящее время является заведующей кафедрой развития личности на факультете педагогики и методики начального обучения.
Это творческая личность с высоким научным потенциалом.
Уже несколько лет Тамара Ивановна возглавляет творческий коллектив Дома детства, работающий по проблеме: «Воспитание детей в условиях нетрадиционной семьи». Ею разработаны концепция и методические основы ранней профориентации и профессиональной подготовки детей-сирот; концепция ранней психодиагностики детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков; концепция физического и эстетического воспитания детей как средство развития детей и социальной адаптации. Под руководством Шалавиной Т.И. разработана система учебно-методической работы педклассов детей-сирот и детей, живущих в семьях.
В настоящее время под руководством Шалавиной Т.И. Дом детства работает в экспериментальном режиме, позволяющем более детально и тщательно отработать организацию и методическую работу по ранней профессиональной подготовке детей-сирот, их физическому и эстетическому воспитанию и поиску путей оптимизации этих процессов.
Результаты научной работы Дома Детства подведены на республиканской научно-практическй конференции: «Проблемы воспитания детей в условиях нетрадиционной семьи» (Октябрь, 1997г.). Присутствовавшими на конференции представителями Академии педнаук, представителями из различных регионов России (Красноярск, Барнаул, Ачинск и др.), дана высокая оценка теоретическому и практическому вкладу в эту проблему. Материалы конференции обобщены в учебно-методическом пособии «Дом детства – детства дом» (Ответственный редактор Шалавина Т.И.)
При активном участии Шалавиной Т.И. была проведена подготовка и организация региональных конференций: «Подготовка учителя начальных классов в условиях аксиологической парадигмы образования» (Октябрь 1997г.), «Подготовка будущего учителя начальных классов в условиях непрерывного образования» (Декабрь, 1998г.). Подготовлены материалы конференций.
Т.И. Шалавина успешно руководит подготовкой кандидатских диссертаций. Она является членом Совета Кемеровского университета и Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка по защите кандидатских диссертаций. Неоднократно выступала в качестве первого оппонента.
Шалавина Т.И. работает в учебно-педагогическом комплексе, ведет курсы специализаций «Учитель-исследователь», «Учитель-профориентолог», участвует в работе курсов повышения квалификации учителей в Кемеровском ИУУ. Разработала проблему технологии выполнения курсовых и дипломных работ.
Она является автором ряда монографий, статей, изданных в Москве, Кемерово, Ярославле, Новосибирске.
В 1996 году Т.И. Шалавина стала первым доктором педагогических наук в Новокузнецком пединституте и в Кузбассе.
Свой богатый опыт и знания она передает студентам, аспирантам и работникам образования.
Декан факультета ПМНО,
профессор Канторович Н.Я.
Библиография трудов Т.И. Шалавиной
Методические указания к лабораторным работам по курсу общей физики. – Новокузнецк, 1977. – 106с. (в соавторстве с С.Д. Лившиной, Н.Х. Савуковой).
Методические указания к лабораторным работам по курсу общей физики: учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, 1979. – 181с. ((в соавторстве с Н.Х. Савуковой, С.Д. Лившиной, М.Г. Токмашевым).
Методические рекомендации по организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов при изучении курса общей физики (раздел «механика»). – Новокузнецк, 1981. – 45 с. (в соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Спектральные свойства аминозамещенных бензофенола // Журнал прикладной спектроскопии. Т.XXXIV. – Вып.6. – Минск, 1981 (В соавторстве с Л.К. Артемовой, В.Г. Клименко, К.Л. Рудовской).
Проблемное изложение лекционного материала по термодинамике // Вопросы вузовской педагогики: Тезисы научно-практической конференции Кемеровской области отделения педагогического общества РСФСР. – Новокузнецк, 1982. – С.37-40.
Методические рекомендации по организации и управлению учебно-познавательной деятельностью студентов при изучении курса общей физики (раздел: «Молекулярная физика»). – Новокузнецк, 1983. – 42с. (В соавторстве с В.И. Гроздевой, Н.Я. Канторовичем).
Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов на лекциях по общей физике // Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. – Петрозаводск, 1983. – С.152-156 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем)
Роль проблемных лекций в формировании у студентов познавательной самостоятельности // Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в пединституте. – Новосибирск, 1984. – С.90-102 (В соавторстве с М.Г. Гаруновым).
Формирование познавательной самостоятельности студентов на практических занятиях по общей физике // Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в пединституте. – Новосибирск, 1984. – С.16-28 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Методические указания к лабораторным работам по физике для студентов дневного и заочного отделения (Механика). – Новокузнецк, 1985. – 131с. (В соавторстве с Г.Г. Васильевой, С.Д. Лившиной, Н.Х. Савуковой).
Оптимальное сочетание проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения в курсе общей физики в пединституте // Теория и практика активного обучения в вузе. – Куйбышев, 1985. – С.89-93.
Профессиональная ориентация учащихся в учебном процессе VII-XI классов: Физика: Программа // Примерная программа содержания, форм и методов профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. – М., 1986. – С.31-36.
Роль курса общей физики в подготовке студентов к профориентационной работе с учащимися (тезисы) // Рекомендации по подготовке студентов-физиков к осуществлению политехнического обучения и профессиональной ориентации. – Оренбург, 1986. – С.47.
Подготовка учащихся к выбору рабочих профессий на уроках физики (тезисы) // Научно-практические проблемы формирования профессиональных намерений учащейся молодежи: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции // Кемеровское областное отделение педагогического общества РСФСР, НГПИ. – Новокузнецк, 1987. – С.20-23.
Профессиональная ориентация учащихся на уроках физики в 6-7 классах // Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательной школы в преподавании учебных предметов. – Кемерово, 1987. – С.36-41.
Условия развития познавательной самостоятельности студентов педвуза при изучении спецдисциплин // Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя советской школы. – Новосибирск, 1988. – С.3-17 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем, М.Г. Гаруновым).
Профессиональная ориентация школьников в процессе преподавания учебных предметов // Теория и практика профессиональной ориентации учащейся молодежи. – М., 1988. – С.63-69.
Формирование познавательной самостоятельности студентов педвуза как фактор интенсификации обучения // Интенсификация подготовки будущих специалистов. – Казань, 1988. – С.118-124.
Формирование интереса учащихся к профессиям на уроках физики // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Новокузнецк, 1989. – С.15-18.
Система профориентации учащихся в процессе преподавания физики // Вопросы педагогического творчества учителя: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Новокузнецк, 1989. – С. 181-182 (В соавторстве с А.Д. Плотниковой, И.Ф. Поцелуевой, Н.Н. Гляненко).
Развитие творческой познавательной самостоятельности студентов педвуза в лабораторном физпрактикуме // Повышение уровня научно-теоретической и практической подготовки студентов-физиков пединститута к работе в школе: Тезисы докладов XXIV зонального совещания преподавателей пединститутов Урала и Дальнего Востока. – Курган, 1989. – Ч.1. – С.4-6.
Возможности профессиональной ориентации школьников в процессе обучения физике: Методическая разработка // Основы методики профессиональной ориентации школьников. – Петрозаводск, 1990. – С.37-49.
Подготовка будущего учителя к профориентационной работе в школе // Совершенствование профессиональной ориентации молодежи: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Брянск, 1990. – С.65-67.
Особенности самостоятельной работы студентов при коллективной форме организации практических занятий по общей физике // Организация и формы самостоятельной работы студентов и учащихся. – Новосибирск, 1990. – С.102 (В соавторстве с М.Е. Кузнецовым, Л.Н. Кузнецовой).
Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие. – Петрозаводск, 1991. – 131с. (В соавторстве с С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной, О.С. Шелковниковой, И.Н. Скударновой и др.).
Подготовка студентов к профориентации школьников при изучении курса общей физики // Пути и формы профессионально-педагогической подготовки учителя физики в системе естественных дисциплин: Тезисы докладов зонального совещания-семинара преподавателей пединститутов Поволжья и Северного Кавказа. – Грозный, 1991. – С.84.
Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. – М., 1991. – 23с. (В соавторстве с С.Н. Чистяковой, М.А. Холодной, Е.А. Риковой).
Дневник выбора профессий для учащихся 8-11 классов. – М., 1991. – 63с. (В соавторстве с В.П. Бондаревым, С.Н. Чистяковой).
Методические рекомендации по использованию «Дневника выбора профессий для учащихся 8-11 классов». – М., 1991. – 82с. (В соавторстве с В.П. Бондаревым, Т.М. Занковской, С.П. Зуевой, Л.Н. Кабардовой и др.).
Формирование у школьников способности к выбору профессии: Методическое пособие. – М., 1991. – 34с. (В соавторстве с М.С. Гуткиным, С.П. Зуевой, В.П. Бондаревым, Г.Ф. Михальченко, Т.В. Пфейфер и др.).
Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в условиях становления и развития рыночных отношений // Школа-Труд –Профессия: Международный семинар по программе ЮНЕСКО «Эротехнет». – Ярославль, 1991. – С.48-52.
Передача студентам педагогического опыта организации самостоятельной работы как часть профессиональной подготовки будущих учителей // Активизация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки: Тезисы докладов XXVI зонального совещания преподавателей пединститутов Урала, Сибири и Дальнего Востока. – Абакан, 1992. – С. 16 (В соавторстве с М.Е. Кузнецовым, Л.Н. Кузнецовой, М.Г. Токмашевым).
Дидактические материалы для интенсификации процесса обучения физике с использованием ПМК и ЭВМ. – М., 1992. – 95с. (В соавторстве с Г.В. Жусь, Л.Н. Заварыкиной, А.Н. Кравцовым, Е.Б. Фроловой).
Программа курса «Человек - Труд - Профессия» // Школа и производство. – 1992. - №3-4. – С.36-43 (В соавторстве с В.П. Бондаревым, М.С. Гуткиным).
Методика преподавания курса «Человек - Труд - Профессия»: Методические рекомендации // Школа и производство. – 1992. – №№9-10. – С.36-39; №№11-12. – С.26-33 (В соавторстве с В,П. Бондаревым, М.С. Гуткиным).
Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. – Ярославль, 1993. – 54с. (В соавторстве с С,Н. Чистяковой, М.А. Холодной, И.А. Умовской).
Программа и методика преподавания курса «Человек - Труд - Профессия». – Ярославль, 1993. – 46с. (В соавторстве с М.А. Холодной, В.П. Бондаревым, М,С. Гуткиным, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко и др.).
Формирование способности к анализу профессионального труда в учебном процессе современной школы // Проблемы содержания и технологии подготовки учащихся к работе в условиях перехода к рыночным отношениям: Тезисы докладов на научно-практической конференции. – Брянск, 1993. – С.42-44.
Я в мире труда и профессий: Учебное пособие для школьников. – Ч.1. – Ярославль, 1994. – 114с.
Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учащихся старших классов. – М., 1994. – 71с. (В соавторстве с С.Н. Чистяковой, Т.В. Васильевой, Е.Н. Землянской, А.Я. Журкиной, Н.С. Пряжниковым).
Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1994. – 128с. (В соавторстве с С.Н. Чистяковой, В.А. Власовым, М.С. Гуткиным, С.П. Зуевой, В.В. Колинько и др.).
Профориентация и методика профориентационной работы с младшими школьниками: Программа спецкурса для студентов пединститута. – Новокузнецк: НГПИ, 1994. – 41с.
Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях: Сборник материалов Российской научно-практической конференции. – Чебоксары, 1994. – С.143-144.
Концептуальные основы совершенствования профориентационной подготовки будущего учителя в новых социально-экономических условиях // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы областной научно-практической конференции. – Кемерово, 1994. – С. 62-63.
Подготовка учителя-профориентолога начальных классов в условиях гуманизации и демократизации образования // Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования: тезисы докладов научно-практической конференции. – Ч.1. –Новокузнецк: НГПИ, 1994. – С.109-111.
Содержание педагогической деятельности учителя по проведению профориентационной работы с учащимися // Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики: Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинск-Кузнецкий, 1994. – С,109-117 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Критериально-оценочный аппарат готовности будущего учителя к формированию профессионального самоопределения школьников // Содержание и технологии многоуровневого образования: Сборник докладов научно-практической конференции. – Ч.1/Отв. Ред. В.Ф. Курилов. – Новокузнецк: НГПИ, 1995. – С.86-87.
Особенности подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников в условиях свободной экономической зоны // Общее и профессиональное образование в условиях СЭЗ: Материалы международной конференции. – Калининград, 1995. – С.112-115.
Мир труда и профессии: Учебно-методическое пособие. – Кемерово: Департамент образования и науки Администрации: Обл. ИУУ, 1995. – 196с.
О разработке стандарта профориентационного профессионализма // Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.1. – Кемерово, 1995. – С.178-186.
Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: ИОСО РАО, 1995. – 31с.
Стандарты в формировании педагогического профессионализма // Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом: Материалы научно-практической конференции. – Ч.1/Отв. Редактор В.Ф. Курилов. – Новокузнецк: НГПИ, СФ МИЭП, 1996. – С.8-13.
Ранняя профессиональная подготовка детей-сирот в условиях «Дома детства» // Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях: Материалы научно-практической конференции. Ч.2. – Кемерово, 1996. – С. 186 (В соавторстве с Л.С. Кочкиной).
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 191с. (В соавторстве с М.С. Гуткиным, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, Н.П. Зазнобиной, Н.Ф. Родичевым и др.).
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 189с. (В соавторстве с С.Н. Чистяковой, И.А. Умовской, А.И. Цукановым).
Теоретические предпосылки разработки модели личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: Тезисы // Качество подготовки и проблемы повышения конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда: Материалы научно-практической конференции «Содержание педагогического образования в условиях рынка». – Новокузнецк, 1997. – С.50-52.
Технология выполнения курсовых и дипломных работ по педагогике: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, 1997. – 58с. (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем, Н.М. Голянской).
«Дом детства» - детский дом: Книга для учителя-воспитателя детского дома, школы-интерната. – Новокузнецк, 1997. – 124с.
Самообразование студентов педвуза в процессе овладения профориентационной деятельностью (тезисы) // Профессиональное самоопределение молодежи и рынок труда: материалы региональной научно-практической конференции (11-12 мая 1998г.). – Абакан, 1998. – С.26-28.
Формирование жизненного и профессионального самоопределения детей-сирот Дома детства № 95 // Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов в образовании. – Новокузнецк, 1998. – С.256-264.
Комплексный подход к диагностике и реабилитации детей-сирот в целях их профессионального самоопределения // Подготовка будущего учителя начальных классов в условиях непрерывного образования: Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, 1998. – С.60-62 (В соавторстве с Л.С. Кочкиной).
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112с. (В соавторстве с И.Л. Арефьевым, Т.В. Васильевой, А.Я. Журкиной, Н. Родичевым, Н.С. Пряжниковым и др.).
Обучение детей-сирот в педагогических классах – важнейшее условие их жизненного и профессионального самоопределения // Непрерывное образование – самоопределение - профессиональная карьера молодежи. – Пущино, 1998. – С.32-54 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем, Л.С. Кочкиной).
Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Педагогика: наука, технология, практика. – Барнаул, 1999. - №1(6). – С.114-117.
Динамика готовности детей-сирот к профессиональному самоопределению в условиях Дома детства // Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях. – Кемерово, 1999. – С. 100-103 (В соавторстве с Л.С. Кочкиной).
Цивилизованный подход к историческому анализу развития проблемы профессионального самоопределения молодежи // Непрерывное образование, самоопределение и самореализация личности в условиях социальных перемен. – Кемерово: Издательство Обл. ИУУ, 2000. – С.357-360.
Социально-психологическая характеристика современного учителя начальной школы // Проблемы и перспективы современного образования. – Новокузнецк, 2000. –С.2-11 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Педагогическая технология формирования у будущего учителя готовности к профессиональной ориентации школьников // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе. – Кемерово, 2001. – С.228-231.
Формирование профессионально значимых качеств будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, 2002. – 121с. (В соавторстве с Г.Н. Поповой, Н.Я. Канторовичем).
Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: Методическое пособие. – Новокузнецк: Издательство ИПК, 2002. – 132с. (В соавторстве с Л.С. Кочкиной).
Особенности личностно ориентированной позиции учителя начальной школы // Повышение качества образования в современных условиях: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции: Часть 1. – Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2002. – С.26-30 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Оценка состояния подготовки учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности // Теория и практика подготовки учителя начальных классов к профессиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.В. Занкова: Часть 2. – Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2002. – С.3-11.
Концептуальные основы подготовки будущего учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности // Теория и практика подготовки учителя начальных классов к профессиональной деятельности: Тезисы докладов Региональной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.В. Занкова: Часть 1. – Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2002. – С.3-13 (В соавторстве с Н.Я. Канторовичем).
Формирование профессиональной направленности учителя начальных классов в системе «Школа – педвуз - школа» // Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры и критерии оценки: Материалы научно-методической конференции. – Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2002. – С.24-27.
|