Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пежемская средняя общеобразовательная школа№14»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор
по УВР__________/ В.Н.Погонщикова/ ______________/ Е.Н.Ковалёва/
«____» _____________ 20__ г «______»_______________ 20 ___ г
приказ №___ от «____»______20 ___ г Рабочая программа
по русскому языку вторая ступень обучения
(5-9 классы)
Составители:
Погонщикова В.Н.,
Митинский В.С.
с.Пежма, 2011г. Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык 5 - 9 классы» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, примерной программы 5-9 классов, а также на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского «Русский язык. 5 -9 классы», -М.: «Просвещение», 2010г. и предназначена для изучения русского языка в 5-9 классах на базовом уровне.
Данная программа предполагает работу с учебниками:
5 класс, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова., -М.: Просвещение, 2009г;
6 класс, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова., -М.: Просвещение, 2005г;
7класс, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова., -М.: Просвещение, 2009г;
8класс, Борхударов С.Т., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. -М.: Просвещение, 2009г;
9класс, Борхударов С.Т., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. -М.: Просвещение, 2009г
Учебники 5,6,7 классов имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», 8,9 классов – «Допущено».
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.;
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего оьразования;
3. Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;
4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
5. Учебный план «МБОУ Пежемская СОШ №14» на 2013-2014 учебный год;
6. Положение о рабочей программе «МБОУ Пежемская СОШ №14» .
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне,
предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология» На изучение предмета в 5 -9 классах предусмотрено следующее количество часов:
5 класс - 204 часа (6 часов в неделю);
6 класс - 204 часа (6 часов в неделю);
7 класс - 136 часов (4 часа в неделю);
8 класс - 102 часа (3 часа в неделю);
9 класс - 68 часов (2 часа в неделю). Краткая характеристика сущности предмета «Русский язык», его функций, специфика и значение Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Общая характеристика курса Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданственности и толерантности в поликультурном обществе. Русский язык оказывает влияние на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса располагается следующим образом:
Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы. Изучается фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. 2) 8–9-й классы. Предметом изучения является системный курс синтаксиса. В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Однако в 5 классе вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации, что позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса русского языка в 8–9-м классах. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа:
В 5-6 классах даются темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
В 5, 6, 9 классах даются сведения по стилистике и речеведению. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
При распределении количество часов по развитию речи, диктантов, изложений и сочинений в 5-9 классах был использован сборник методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в ОУ Архангельской области:
Вид работы
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Диктанты
| 4
| 4
| 4
| 2
| 2
| Изложения
| 2
| 2
| 2
| не менее 3
| не менее 3
| Сочинения
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Всего уроков РР
| 30
| 28
| 28
| 17
| 15
|
Материал курса русского языка в 5 классе представлен в таблице:
№п/п
| Учебные четверти
| Раздел
| Количество часов
| 1
|
I четверть:
(9 недель – 54 ч.)
| 1. Язык – важнейшее средство общения.
| 3
| 2
| 2. Повторение изученного в нач. кл.
| 21
| 3
| 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
| 24+7
| 4
|
II четверть:
(7 недель – 42 ч.)
| 1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (продолжение).
| 7
| 5
| 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
| 16+2
| 6
| 3. Лексика. Культура речи.
| 8+2
| 7
| 4. Морфемика. Орфография. Культура речи.
| 7+2
| 8
|
III четверть:
(10 недель – 60 ч.)
| 1. Морфемика. Орфография. Культура речи (продолжение).
| 16+2
|
| 2. Морфология. Орфография. Культура речи.
| 9
| А) Самостоятельные и служебные части речи.
| 1+0
| 10
| Б) Имя существительное.
| 20+4
| 11
| В) Имя прилагательное.
| 12+4
| 12
|
IV четверть:
(8 недель – 48 ч.)
| Г) Глагол.
| 2+0
| 13
| 1. Глагол (продолжение).
| 34+6
| 14
| 2. Повторение и систематизация пройденного в 5 кл.
| 4+1
|
| итого
| 170 +34 РР
| |