Разработка проектов в среде Visual Basic Пример проекта
(для просмотра щелкнуть по ссылке с нажатой клавишей ctrl)
Класс: 7-8
Форма: комбинированный урок
Цели : 1. Сформировать умение разработки проекта в среде Visual Basic по алгоритму (карте задания);
2. Развивать память, мышление;
3. Воспитывать информационную культуру учащихся.
Содержание
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
3. Выставление оценок за контрольную работу, работа над ошибками
4. Изучения нового материала
5. Закрепление материала
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
3. Выставление оценок за контрольную работу, работа над ошибками
4. Изучение нового материала
Проект (Project). С одной стороны, система объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic является системой программирования, так как позволяет кодировать алгоритмы на этом языке. С другой стороны, система объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic является средой проектирования, так как позволяет осуществлять визуальное конструирование графического интерфейса.
Результатом процессов программирования и проектирования является проект, который объединяет в себе программный код и графический интерфейс. Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic содержит программу-транслятор, поэтому проекты могут выполняться в самой системе, а также могут быть преобразованы в приложения, которые выполняются в операционной системе Windows.
Ж± Программы-трансляторы языков программирования *& бывают двух типов: интерпретаторы и компиляторы. Интерпретатор - это программа, которая обеспечивает последовательный «перевод» команд программы на машинный язык с одновременным их выполнением. Поэтому при каждом запуске программы на выполнение эта процедура повторяется. Достоинством интерпретаторов является удобство отладки программы (поиска в ней ошибок), так как возможно «пошаговое» ее выполнение, а недостатком - сравнительно малая скорость выполнения.
Компилятор действует иначе, он переводит весь текст программы на машинный язык и сохраняет его в исполнимом файле (обычно с расширением ехе). Затем этот уже готовый к выполнению файл, записанный на машинном языке, можно запускать на выполнение. Достоинством компиляторов является большая скорость выполнения программы, а недостатком - трудоемкость отладки, так как невозможно пошаговое выполнение программы.
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic позволяет работать в режиме как интерпретатора, так и компилятора. На этапе разработки и отладки программы используется режим интерпретатора, а для получения готовой исполнимой программы - режим компилятора.
Система программирования Visual Basic 2005. Система программирования Visual Basic 2005 предоставляет пользователю удобный графический интерфейс в процессе разработки проектов.
После запуска системы программирования ввести команду [Файл-Создатъ проект...] ([File-New project...]). В появившемся диалоговом окне Новый проект (New project) выбрать тип создаваемого проекта Приложение Windows (Windows Application) и в текстовое поле Имя (Name) ввести название проекта, например Первый проект. Щелкнуть по кнопке ОК (рис. 2.2).
После этого появится окно системы программирования, включающее несколько окон.
Визуальное конструирование графического интерфейса проекта производится в окне Конструктор форм (Designer). Оно располагается в центре окна разработки проектов и содержит форму (в данном случае Forml), являющуюся основой графического интерфейса проекта.
На форму можно поместить различные элементы управления: кнопки (Button), текстовые поля (TextBox), надписи (Label) и т. д. Пиктограммы элементов управления располагаются на Панели объектов (ToolBox), которая размещается в левой части окна системы программирования Visual Basic 2005.
С формой связан программный код проекта, для ввода и редактирования которого служит окно Программный код (Code) (на рис. 2.3 оно размещено под окном Конструктор форм).
Л Для перехода в окно Программный код применяется ^^ команда [Вид-Код] ([View-Code]), а для обратного перехода в окно конструирования графического интерфейса Конструктор форм применяется команда [Вид-Конструктор] ([View-Designer]).
Справа располагается окно Свойства (Properties). Окно содержит список свойств, относящихся к выбранному объекту (форме или элементу управления на форме). В левом столбце находятся названия свойств, а в правом - их значения. Установленные по умолчанию значения могут быть изменены
Этапы разработки проекта. Создание проектов в системе объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic реализуется в режиме [design]. Создание проекта можно разделить на несколько этапов.
1. Создание графического интерфейса проекта.В окне Конструктор форм с использованием Панелиобъектов на форму помещаются элементы управления,которые должны обеспечить взаимодействие проектас пользователем.
2. Установка значений свойств объектов графического интерфейса. С помощью окна Свойства задаются значения свойств элементов управления, помещенных ранее на форму.
3. Создание и редактирование программного кода.В окне Редактор кода производится ввод и редактирование программного кода проекта.
4. Сохранение проекта. Так как проекты включаютв себя несколько файлов, необходимо каждый проект сохранять в отдельной папке. Сохранение проекта производится командой [Файл-Сохранить все] ([File-Save all]).
В появившемся диалоговом окне Сохранить проект (Save Project) в текстовом поле Имя: (Name:) можно уточнить имя проекта. Ввести путь к папке проекта можно в текстовом поле Расположение: (Location:) или выбрать ее расположение в файловой системе после щелчка по кнопке Обзор... (Browse...).
Выполнение проекта. Загрузка проекта в систему программирования Visual Basic 2005 производится путем активизации в папке проекта основного файла проекта (файла с расширением vbproj).
Запуск проекта на выполнение производится командой Ютладка-Начатъ] ([Debug-Start]) или щелчком по кнопке ► на панели инструментов окна системы программирования. После этого система программирования переходит в
режим выполнения проекта run, в котором редактирование графического интерфейса или программного кода невозможно.
Для окончания выполнения проекта и перехода в режим конструирования проекта [design] необходимо ввести команду [Отладка-Остановитъ отладку] ([Debug-Stop Debugging]) или щелкнуть по кнопке ■ на панели инструментов окна системы программирования
5. Закрепление материала
1.Перечислите основные окна системы программирования VisualBasic 2005 и объясните их назначение.
2.Каковы основные этапы разработки проекта на языке VisualBasicH 2005 и порядок его сохранения?
3. Какие существуют режимы работы с проектом в системе програм мирования Visual Basic 2005?
Карта задания по созданию проекта «Российская Федерация»
Создать приложение, состоящее из 5 форм, связанных между собой командными кнопками. Форма 1 – FrmMenu
Назначение (содержание): Меню.
Содержит 5 кнопок, 2 графических объекта, 1 метку.
Метка: название приложения Российская Федерация
Кнопки и их назначение: 1. переход к форме FrmMain
2. переход к форме FrmGeogr
3. переход к форме FrmFloraFauna
4. переход к форме FrmNaselenie
5. выход
Графические объекты: Image1 и Image2 – изображения герба и флага России Форма 2 – FrmMain
Назначение (содержание): Основная информация
Содержит 2 кнопки, 1 графический объект, 2 метки.
Метки: 1. Название формы Основная информация
2. Текст – первый пункт документа Россия.doc
Кнопки и их назначение: 1. возврат к форме FrmMain
2. выход
Графический объект: Image1– изображение карты России
Форма 3– FrmGeogr
Назначение (содержание): Особенности географии
Содержит 2 кнопки, 1 графический объект, 2 метки.
Метки: 1. Название формы География России
2. Текст – второй пункт документа Россия.doc
Кнопки и их назначение: 1. возврат к форме FrmMain
2. выход
Графический объект: Image1– изображение карты России
Форма 4– FrmFloraFauna
Назначение (содержание): Флора и фауна
Содержит 2 кнопки, 1 графический объект, 2 метки.
Метки: 1. Название формы Флора и фауна
2. Текст – четвертый пункт документа Россия.doc
Кнопки и их назначение: 1. возврат к форме FrmMain
2. выход
Графический объект: Image1– изображение Форма 5– FrmNaselenie
Назначение (содержание): Население
Содержит 2 кнопки, 1 графический объект, 2 метки.
Метки: 1. Название формы Население
2. Текст – пятый пункт документа Россия.doc
Кнопки и их назначение: 1. возврат к форме FrmMain
2. выход
Графический объект: Image1– изображение
Справочный материал
Россия (от греч. Ρωσία — Русь; официально — Российская Федерация или Россия) — страна, расположенная в Восточной Европе и Северной Азии.
Является самым большим государством мира (17 075 400 км² или 11,46 % площади всей суши Земли).
Население на 2010 год составляет 141 927 296 человек.
Государственный язык — русский.
Столица — город-герой Москва.
Всего в России 11 городов с населением более миллиона человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.
Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США. География
Россия расположена в Северном полушарии, на севере материка Евразия. Она омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Чёрным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем, при этом обладая самой протяжённой береговой линией (37 653 км). Уральские горы и Кумо-Манычская впадина делят Россию на европейскую и азиатскую части, последняя включает в себя Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток России. Гидрология
В России более 120 тысяч рек и около 2 миллионов озёр. Наиболее крупные реки: Амур, Лена, Енисей, Иртыш, Обь, Волга, Кама; крупнейшие озёра — Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское.
Реки в России традиционно играли огромную роль — не только как транспортные пути, но и как трассы заселения и хозяйственного освоения новых территорий. На реках построены практически все крупные города.
Значительная часть островной Арктики занята ледниками. Ледники также есть в горах Южной Сибири, на Камчатке и Кавказе.
Огромные территории заняты болотами (особенно Западная Сибирь). Флора и фауна
Леса занимают свыше 40 % территории. На территории России находится пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Животный мир разнообразен — здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды, и др.
В России расположены 35 национальных парков и 84 заповедника. Единственный в стране природный парк, находящийся в черте города — омская «Птичья гавань». Языки народов России
Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди наиболее распространённых разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский, армянский, осетинский и немецкий (индоевропейская языковая семья), татарский, чувашский и башкирский (алтайская языковая семья), удмуртский, марийский и эрзянский (уральская языковая семья), чеченский, аварский и даргинский (нахско-дагестанские языки), кабардино-черкесский (абхазо-адыгская языковая семья). Русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России (92 % населения России).
Самым распространённым языком в России является русский. Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции. Число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек. Республики в её составе вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.
Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению языкового разнообразия, в России сохраняется общемировая тенденция централизованных государств к распространению государственного языка, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этноса.
В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. |