Календарно-тематическое планирование – 8 класс.
Здесь используются следующие обозначения: ИНМ – урок изучения нового материала, К – комбинированный урок, КУ – контрольно-учетный урок, курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников, после + указано дополнительное время, отводимое на повторение и обобщение учебного материала.
№
| Наиме-нование раздела про-граммы
| Тема урока
| Коли-чество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
план/факт
|
| Введение
| 1
|
|
|
|
|
|
| 1.
|
| Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
| 1
| ИНМ
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
| Уметь объяснять место и роль человека в природе, роль биологии в формировании современной естесвеннонауч-ной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.
| Вопросы после введения, суть основных понятий на с.5, вопросы после § 1, рабочая тетрадь №1 работа 1.
| Введение, §1
|
|
| 1. Общий обзор организма человека
| 4+1
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
| Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
| 1
| К
| Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Части тела, полости тела, внутренние органы.
| Уметь объяснять место и роль человека в живой природе, родство человека с млекопитающи-ми животными
| Вопросы после §2, Маш Р.Д. задания 5,6,7, или рабочая тетрадь №1 работы 4,5.
| §2
|
| 3.
|
| Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность
| 1
| ИНМ
| Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены. Состав клетки: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – ДНК, РНК – АТФ, ферменты. Рост, возбудимость, обмен веществ, деление клетки.
| Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки, сравнивать клетки растений, животных,
человека. Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
| Вопросы и задания после § 3, Маш Р.Д. задание 8,9, 10,11,13, или рабочая тетрадь №1 работы 6- 13.
| § 3
|
| 4.
|
| Ткани животных и человека.
| 1
| К
| Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия. Межклеточное вещество.
| Уметь рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека, уметь сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.
| Лаборатор-ная работа №1
«Изучение микроско-
пического строения тканей».
Вопросы после § 4, Маш Р.Д. задания 14, 15,16, 17, или рабочая тетрадь №1 работа 14.
| §4
|
| 5.
|
| Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.
| 1
| К
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов: исполнительные, регуляторные.
| Понимать сущность регуляции жизнедеятельно-сти организма
| Вопросы после § 5,
Маш Р.Д. задания 19, 20, 21, или рабочая тетрадь №1 работы 15,17.
| § 5
|
| 6.
|
| Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека».
| 1
| К
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий.
| Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 32-33
| Лаборатор-ная работа №2 «Распозна-вание на таблицах органов и
систем органов
человека»,
рабочая тетрадь №1 работа 18, задания на с.32-33 учебника «Проверьте себя»
| Закончить выполне-ние заданий «Проверь-те себя»
|
|
| 2.Опорно-двигательная система
| 7+1
|
|
|
|
|
|
| 7.
|
| Скелет. Строение, состав и соединение костей.
| 1
| ИНМ
| Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.
| Знать особенности строения скелета человека, уметь распознавать на таблицах основные части скелета человека.
| Вопросы после § 6, Маш Р.Д. задания 24,25, 42, 43, 44,или
рабочая тетрадь №1 работы 19-25.
| § 6
|
| 8.
|
| Скелет головы и скелет туловища.
| 1
| К
| Строение и функции опорной системы: скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).
| Знать особенности строения скелета головы и туловища человека, уметь распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.
| Маш Р.Д. задания 29, 30, 32, 34, или рабочая тетрадь №1 работы 26-29 .
| § 7
|
| 9.
|
| Скелет конечностей.
| 1
| К
| Строение и функции опорной системы: скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей: верхней (плечо: плечевая; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).
| Знать особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека, уметь распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
| Лаборатор-ная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей», Маш Р.Д. задания 36, 38, или рабочая тетрадь №1 работа 30.
| § 8
|
| 10
|
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
| 1
| К
| Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.
| Использовать приобретенные знания и умения оказания первой помощи при травмах в практической деятельности.
| Маш Р.Д. задания 50, 51,54, 54, или
рабочая тетрадь №1 работы 31,32.
| § 9
|
| 11
|
| Мышцы человека.
| 1
| К
| Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.
| Уметь распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
| Вопросы после § 10, Маш Р.Д. задания 61,62, рабочая тетрадь №1 работы 33, 34, 35, 36, 37.
| § 10
|
| 12
|
| Работа мышц.
| 1
| К
| Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
| Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
| Практичес-кая работа №1 «Выявле-ние влияния статичес-кой и динамичес-кой работы на утомление мышц», вопросы после § 11 рабочая тетрадь №1 работы 38,39.
| §11
|
| 13
|
| Нарушение осанки и плоскостопие.
| 1
| К
| Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
| Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер нарушения осанки.
| Проверитьправиль-ность осанки (с.59), наличие плоскосто-пия (с.61), гибкость позвоноч-ника (с.62), вопросы после § 12
рабочая тетрадь №1 работы 40-43.
| §12
|
| 14
|
| Развитие опорно-двигательной системы. Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система».
| 1
| К
| Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни.
| Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Уметь находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 66-67
| Рабочая тетрадь №1 работы 44-47.
Задания на с.66-67 учебника «Проверьте себя»
| Закончить выполне-ние заданий «Проверь-те себя»
|
|
| 3. Кровь и кровообращение
| 8 +1
|
|
|
|
|
|
| 15
|
| Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
| 1
| ИНМ
| Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Гомеостаз. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) Свертывание крови.
| Знать признаки биологических объектов (составляющие внутренней среды организма) и понимать сущность биологических процессов (свертывание крови). Уметь рассматривать готовые микропрепараты Уметь сравнивать (кровь человека и лягушки) и делать выводы на основе их сравнения.
| Лаборатор-ная работа №4 «Изучение микроско-пического строения крови», Маш Р.Д. задания 79, 80, 81, 82, 86, вопросы после §14 рабочая тетрадь №1 работы 48-51.
| §14
|
| |