М. М. Бойко практикум по курсу «логика»





НазваниеМ. М. Бойко практикум по курсу «логика»
страница1/4
Дата публикации08.09.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4

Федеральное агентство морского и речного транспорта



Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского»






Кафедра философии и философской антропологии

М. М. Бойко



ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»


Учебное пособие




Рекомендовано методическим советом

Морского государственного университета


в качестве учебного пособия для студентов всех специальностей

Владивосток


2011

УДК




Бойко М. М. Практикум по курсу «Логика». – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. – 43с.



Излагаются основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления. Практические задачи и упражнения, ролевые игры предполагаются как элементы формирования логической культуры, а также как показатели связи с эристикой и риторикой.
Предназначен для студентов всех специальностей.


Рецензенты:

В.А. Сакутин, профессор,

МГУ им адм. Г. И. Невельского;

С.В. Каменев, к.ф.н.

МГУ им адм. Г. И. Невельского;

ISBN © Бойко М. М.
© Морской государственный университет

им. адм. Г. И. Невельского, 2011

Введение

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно еще и отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи.

Безусловно, в каждом учебном предмете есть установка на мыслительный процесс. Но выделено ли в них мышление в отдельный учебный предмет, позволяющий в череде меняющихся ситуаций, в напряженности сегодняшней жизни «выстроить» свое мыслительное поведение? К сожалению, нет.

Восполнить этот недостаток вам поможет данное учебное пособие. Оно носит универсальный характер и позволяет получить четкие научные знания по основным актуальным проблемам современной формальной логики, а так же выработать у студентов умения и навыки решения логических задач; научить студентов иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебной литературе. Тренинговые упражнения входящие в учебное пособие, способствуют совершенствованию мыслительных способностей и закреплению теоретического материала.

Учебная литература

1. Обязательная литература

1.Арташкина Т. А. Логика: Уч. пос. – Владивосток, 1994.

2.Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. – М.: Коспополис, 1994.

3.Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: Интерпракс, 1994.

4.Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 1999.

5.Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. – М.: МГУ, 1989.

6.Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Уч. пос. в 2 кн. – М.: Наука, 1994.

7.Гетманова А.Д. Логика, Углубленный курс: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 192с.

8.Гетманова А. Д. Логика: учеб. для студентов вузов, 12-е изд. – М.: Омега-Л, 2007. – 416с.

9.Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991.

10.Ивин А. А. Логика: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.

11.Ивлев Ю. В. Логика: Учебник. -4-е изд., перераб. и допол. – М.: Проспект, 2010. -304с.

12.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учеб. для вузов. – М.: Юрист, 1995.

13.Логика: логические основы общения: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

14.Маковельский А. О. История логики. – М.: Наука, 1967.

15.Мельников А. Н. Сборник задач по логике. – Киев, 1990.

16.Челпанов Г. И. Учебник логики. – М.: Прогресс, 1994.

2. Дополнительная литература

1.Айзенг Г. Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. – Рига, 1992.

2.Брюшинкин В. Н. Логика, мышление, информация. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

3.Васильев Н. А. Воображаемая логика. – М.: Наука, 1989.

4.Гжегорчик А. Популярная логика. – М.: Наука, 1979.

5.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986.

6.Ивин А.А. По законам логики. – М.: Молодая гвардия, 1983.

7.Кудрин А. К. Логика и истина. – М.: Политиздат, 1988.

8.Логика и компьютер. – М.: Наука, 1990.

9.Логика: наука и искусство. – М.: Высш. шк., 1993.

10.Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. – М.: Знание, 1988.

11.Поварнин С. И. Искусство спора. – М., 1992.

12.Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопр. Филос. – 1990. – № 3.

13.Хаваш К. Так логично! – М.: Прогресс, 1985.

Блок 1. Законы логики.

Логика - наука о законах и принципах правильного мышления. Закон мышления - это необходимая, существенная и устойчивая связь между мыслями. Законы противоречия, исключения третьего, тождества и достаточного основания в логике играют особо важную роль, так как являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств.

Закон противоречия: два противоположных суждения об одном и том же предмете мысли в одном и том же отношении и в одно и то же время одновременно истинными быть не могут. Следовательно, из истинности одного противоположного суждения вытекает ложность другого. Пример. «Ни один человек не был на Марсе» и «Все люди были на Марсе» - одно истине, другое ложно. Второй пример. «Все любят логику» и «Никто не любит логику» - оба суждения ложны.

Закон исключенного третьего: истинно либо утверждение, либо его отрицание. Иначе говоря, если одно из двух противо­речащих суждений истинно, то другое ложно и наоборот. Пример. «Он имеет диплом врача» или «Он не имеет диплом врача».

Закон тождества: в процессе рассуждения надо иметь в виду один и тот же предмет мысли и его нельзя подменять другим предметом мысли. Иначе говоря, всякое утверждение или отри­цание в соответствии с законом тождества формулируется одно­значно и не подменяется другим утверждением или отрицанием.

Закон достаточного основания: всякое истинное утверждение должно быть обосновано.

«Законы мышления, общие для всех людей во все времена»

Цeль упражнения - научиться обнаруживать ошиб­ки, заключающиеся в нарушении законов тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.

Какой логический закон нарушен в каждом из данных примеров?

1. Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны даёт ему победу.

2. Ноздрёв показывает Чичикову и своему зятю Межуеву свои владения. Они подходят, наконец к границе владений - деревянному столбику и узенько­му рву. «Вот граница, - сказал Ноздрёв - всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё моё». (Н.В. Гоголь)

3. Что значит: медведь через колоду скачет? Значит: либо пень невысок, либо медведь сердит.

4. «Ноздрёв был, в некоторой степени, исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходи­лось без истории». (Н.В. Гоголь)

5. «Выше изображённый дворянин, которого уже самое имя и фамилия вызывает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные признаки из нижесле­дующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и гнусной тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственность, полученную мною от покойного родителя моего, блаженной памяти Ивана, Онисиева сына, Перепёлкина, землю, ежедневно и в необычной продол­жительности горит свет, что уже явное есть тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен". (Н.В. Гоголь)

6. [Хлестаков:] Это, верно, из Петербурга? (пускает дым) .

[Гибнер:] Нет...из...Риги;..

[Хлестаков:] Из Риги? Да, я так и думал.

(Н.В. Гоголь)

7. В сказке Кэрролла «Алиса в стране чудес» героиня Алиса несколько раз меняла свой рост, поэтому на вопрос гусеницы: «Кто ты такая?», Алиса отвечает, что она не знает. Когда же гусеница просит её объяснить свои слова, Алиса говорит: «...Не могу этого сделать, поскольку вследствие неоднократных изменений боль­ше не являюсь сама собой».

8. «Наружность Сильвии была примечательной, даже можно сказать, красивой, если забыть про ypод­ливые парализованные ноги в шинах, мощные плечи и крупные мужские кисти рук, переразвитые от постоянного пользования костылями».

9. - Шпионите ли вы за иностранными фирмами, их технологиями с точки зрения новизны и возможно­сти использования на своём предприятии?

- Да, наблюдаем.

10. «В книгах и кино часто изображается, как любовники, решив избавиться от докучливого мужа, немедленно приступают к реализации своего замысла. Во всяком случае, так происходит в кино и в книгах определённого сорта. Однако в реальной жизни челове­ку не так-то легко решиться на преступление. Тьерри убедился в том на собственном опыте. И был уверен, что Ивонна, конечно, тоже...

Нет, в том-то всё дело, что он в этом уверен не был. А как было бы хорошо! Он бы сказал: «Дорогая, я долго думал и пришел к выводу, что мы не должны совершать этого кошмарного поступка. Мы не смогли бы больше смотреть друг другу в глаза, и вскоре угрызения совести задушили бы нашу любовь». А Ивонна бы ответила: «Ты прав, дорогой, я тоже об этом немало думала. Наш план был безумен. Пусть все остается как есть! В конце концов Филипп не так уж нам мешает!»

Увы! Он вовсе не был уверен, что не увидит на лице Ивонны столь хорошо знакомую ему гримаску обиды и не услышит совсем другие слова. «Я так и знала, -скажет она. - Языком болтать не страшно, это каждый может... А как доходит до дела…Вот если бы ты действительно меня любил...»

И это было несправедливо. Тьерри действительно любил Ивонну. Не означает ли в подобном случае понятие «действительно» то, что мужчина ради женщины должен идти на преступление?..

Мучительная альтернатива! Тьерри приходилось выбирать между жутким поступком и отказом от него, а отказ навеки разочарованная любовница воспримет как оскорбление. Он шагал всё медленнее, так что к вилле Делоров приблизился едва передвигая ноги, словно только начинал ходить после тяжелой болезни. Долго стоял, держа руку на звонке и не решаясь начать».

11. В 1907 году кадетская фракция в Думе по вопросу об отношении к правительству постановила: не выражать ему ни недоверия, ни доверия. Причем, если будет резолюция доверия правительству, то голосовать против неё. А если будет резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.

12. В самый солнцепёк Ходжа Насреддин вернулся домой и попросил жену принести миску простокваши. «Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару» - сказал он ей. Жена ответила: «Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме». Её слова не смутили Насред­дина: «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Странный ты человек, - промол­вила жена, - то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?». Ходжа Насреддин ответил: «Если она есть в доме, правильно первое, если нет - правильно второе».

13. Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала. (Из отчёта)

14. [А.:] Можно мне взять твои книги?

[В.:] Возьми.

[А.:] А я не хочу их брать.

[В.:] Тогда не бери.

[А.:] Он запретил мне брать свои книги.

15. Эватл был учеником софиста Протагора, кото­рый согласился обучать его софистике с тем условием, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса он заплатит Протагору определённую сумму денег за своё обучение. Когда обучение было закончено, Эватл заявил Протагору, что денег он ему платить не будет. Если Протагор захочет решить дело судом и процесс будет выигран Эватлом, тогда он не будет платить по приговору суда. Если же суд решит дело в пользу Протагора, то тогда Эватл не будет ему платить, так как в этом случае Эватл проигрывает, а по условию он должен заплатить Протагору после того, как выиг­рает процесс. В ответ Протагор возразил, что, наоборот, и в том, и в другом случае Эватл должен ему заплатить: если процесс выиграет Протагор, тогда Эватл должен платить по решению суда; если же выиграет Эватл, то он опять должен платить, поскольку это будет первый выигранный им судебный процесс.

16. Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котёл. Сосед просьбу его выполнил, хотя не очень охотно. Возвращая котёл соседу, Насреддин дал вместе с ним ещё и кастрюльку, объяснив при этом, что эту кастрюльку родил котёл, и поскольку последний принадлежит соседу, то, по мнению Ходжи, кастрюлька тоже должна принад­лежать ему. Когда Насреддин снова попросил у него котёл, тот дал ему гораздо охотнее, чем в первый раз. Однако, проходит время, а Ходжа Насреддин котел не возвра­щает. Потеряв терпение, сосед сам пришёл к Насредди­ну и потребовал вернуть котёл. На что Насреддин ответил: «С удовольствием возвратил бы тебе котёл, да не могу, потому что он умер».

- Как? - возмутился сосед. - Что ты говоришь чепуху? Разве может умереть котёл?!

- Отчего же, - ответил Насреддин, - котёл не может умереть, если он может родить кастрюльку?

17. В одной бане вывешено объявление следующего содержания: В камеру хранения принимаются следую­щие предметы посетителей: 1) верхнее пальто, 2) го­ловные уборы, 3) галоши, 4) деньги и ценные вещи, 5) часы, документы и дамские сумочки. Не принимаются на хранение: 1)оружие огнестрельное и холодное, 2)быстро воспламеняющиеся вещества, 3)продукты, 4)пилы, топоры.

В баню приходит гражданин, который хочет сдать вместе с одеждой связку книг. Гардеробщица отказывается брать книги, мотивируя тем, что их нет в списке вещей, принимающихся на хранение. Гражданин настаивает, ссылаясь на то, что и в списке предметов, не принимающихся на хранение, книги не указаны.

Блок 2. Культура оперирования понятиями. Определение понятий.

Так как большинство слов многозначно, и к тому же в одно и то же понятие люди могут вкладывать разное содержание, иногда даже противоположное, необходимо научиться выделять понятие, определять его вид и отношения с другими понятиями, используемыми в высказывании.

Понятие - форма мысли, в которой отображаются существенные (необходимые) признаки предмета или класса предметов. Признаки делятся на признаки необходимые, признаки достаточные, признаки необходимые и достаточные. Есть также призна­ки случайные, несущественные. Признак необходимый присущ каждому предмету класса А и некоторым предметам класс не-А. Признак достаточный присущ некоторым предметам класса А и не присущ ни одному предмету класса не-А. Признак необхо­димый и достаточный присущ каждому предмету класса А и не присущ ни одному предмету класса не-А. Признак случайный присущ некоторым предметам класса А и некоторым предметам класса не-А.

Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержание - это совокупность признаков предмета. Объем - это совокупность предметов, к которым приложимо данное понятие. Если объем понятия равен нулю, то понятие называется нулевым или пустым множеством; если объем равен единице - элементом, если больше единицы - множеством. Примеры. «Русалка» - нулевое множество, «Аристотель» - элемент, «космонавт» - множество.

Понятие может употребляться в собирательном или разделительном смысле. В собирательном смысле оно используется тогда, когда признак относится к совокупности предметов, а не к каждому в отдельности. В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда признак относится к каждому предмету в отдель­ности. Примеры. «Все эти дома стоят пять миллионов рублей» - в собирательном смысле, «Все эти дома пятиэтажные» - в раз­делительном.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconПрактикум по курсу "Коммерческое право" Казань
Практикум рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса кгу
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»
Г. В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 13 с
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconБойко Виктор Сергеевич Йога. Скрытые аспекты практики предисловие
Современной индийской школы йогов Б. К. Сайенгар однажды (в 1989 г.) сказал: «Самый способный и перспективный йогпрактик из всех...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconКонспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему:...
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconПоздравляем Бойко Наталью Валерьевну, Кукушкину Елену Владимировну
Бойко Наталью Валерьевну, Кукушкину Елену Владимировну, Прокопьеву Татьяну Александровну с победой в областном этапе конкурса лучших...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconПримерные темы рефератов по курсу «логика»
Правдоподобные и доказательные рассуждения в право­вом познании; в юридической практике
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconМетодические указания и задания по курсу
Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconРефератов по курсу «Математическая логика и теория алгоритмов»
Темпоральные логики высказываний линейного времени и вычислительных деревьев: их синтаксис и семантика
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconПрактикум по деловому общению Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2005
В данном пособии изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин,...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconПисьменного варианта выступления по курсу «логика и риторика»
Главное: выступления и их письменное оформление необходимо подготовить ориентировочно к последней декаде ноября
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconТема. Итоговое занятие
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconКонспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
М. М. Бойко практикум по курсу «логика» iconРабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск