Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока





Скачать 108.5 Kb.
НазваниеКонспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока
Дата публикации20.10.2013
Размер108.5 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Информатика > План-конспект
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»

Учитель Зименкова И.Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы.
Цели урока:

1. Изучение преобразования фигур на основе симметрии относительно прямой.

2. Привитие простейших навыков построения на плоскости симметричных фигур.

3. Расширение представлений учащихся о возможностях графического редактора - зеркальное копирование для построения симметричных фигур.

4. Активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие внимания, наблюдательности, воображения.

5. Воспитание устойчивого интереса к предмету, умения применять свои знания к практическим ситуациям.
Оборудование: комплект вычислительной техники; плакат-кроссворд на магнитной доске; плакаты, иллюстрирующие осевую симметрию; модель - елка с игрушками; прямоугольные зеркала; раздаточный материал (см. приложения), карандаши, линейки, ластики (по количеству учеников).
План урока:

  1. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.

  2. Изложение нового материала.

  3. Первичное закрепление.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

  6. Список литературы.

Ход урока:

Здравствуйте ребята! Садитесь. Начнем урок. Чтобы узнать тему, вам придется немного потрудиться - отгадать кроссворд. Будьте внимательны, вопросы звучат всего 1 раз! Вы готовы? Тогда приступаем.

/На магнитной доске заполненный кроссворд, но каждое слово сверху закрыто пустыми клетками. По мере ответа на вопрос соответствующая строка открывается./

(См. приложение 1.)

Вопросы:

  1. Изображение, выполненное на экране графического редактора. (Рисунок.)

  1. Точное воспроизведение, повторение чего-либо. (Копия).

  2. Урок, который не обходится без использования ЭВМ. (Информатика.)

  3. Наука о формах и измерениях. (Геометрия.)

  4. Место, которое находится на одинаковом расстоянии от краев. (Середина.)

  5. Рисуночное письмо. (Пиктограмма.)

  6. Приспособления для измерений и геометрических построений. (Инструменты.)

  7. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. (Фигура.)

  8. Какая линия не имеет ни начала, ни конца? (Прямая.)

Молодцы! Кроссворд разгадали. Получили новое, незнакомое слово. Хотите узнать, что оно означает? Тогда поработаем!

Ребята, какой праздник скоро придет к нам в гости? Правильно - Новый год. А как мы готовимся к этому празднику? (Наряжаем елку.) Давайте и нашу елочку украсим.

/Открывается доска. На ней модель елки, украшенная двумя верхними парами игрушек./

(См. приложение 2.)

Чем верхняя пара игрушек отличается от нижней?

(Верхние игрушки разные, а нижние - одинаковые у них совпадают форма и размер.)

Как это проверить?

(Приложить одну игрушку к другой.) Проверяем.

Можно ли одну игрушку назвать копией другой?

Как получить копию?

/У каждого ученика на парте имеется зеленая карточка, на которой изображена елка, на ней слева зайка и лиса. В зеленом конверте шаблоны зайки и лисы./

Ребята, возьмите зеленую карточку и повесьте на елку второго зайку как на доске. Мы сказали, что он - копия. Как сделаем копию? ( С помощью шаблона.)

Молодцы! Работаем. /Дети работают самостоятельно, учитель подходит к каждому ученику и контролирует выполнение задания./

Украшаем елку дальше. Помещаем на нее две лисы. Чем отличаются две нижние пары игрушек друг от друга?

Является ли одна копией другой?

Проверим. Беру шаблон, прикладываю к одной лисе, затем передвигаю к другой. Получилось? Нет. Форма и размер совпадают? /Проверяем./ Да. Почему же шаблон не накладывается на вторую лису? Она смотрит в другую сторону.

Когда мы вспоминаем о лисе, какую характеристику ей даем? (Хитрая, плутовка.)

И здесь она нас обмануть хочет, не поддается «копированию». Ну-ка подумаем, как нам ее перехитрить. Покажем ей ее прищуренные смеющиеся глазки в зеркальце. Может ей стыдно станет и она откроет секрет, как ей удалось перевернуться.

Выполняем на местах. Приложите зеркальце вдоль ствола и посмотрите в него. Что вы заметили?

(Точно такая же лиса в зеркале повернулась и сидит так, как нам нужно - лицом к первой.)

Посмотрите на доску. Одинаковые фигуры, расположенные как отражение в зеркале, называются симметричными. Линия, по которой зеркало соприкасается с бумагой, называется осью симметрии. Посмотрите на елку, есть ли у нее ось симметрии? (Есть. Ствол.)

Задание. Нарисуем вторую лису симметрично первой.

Как мы это сделаем? Используем шаблоны.

Мы умеем копировать - рисовали зайку. А для того, чтобы изобразить лису, применяем тоже копирование (ведь форма и размер у них совпадают), но немного другое - оно называется зеркальным. Обратите внимание! Что у первой лисы ближе к оси симметрии хвост или ухо? А у второй? И у второй тоже. Как выполним зеркальное копирование? Перевернем шаблон другой стороной.

/Выполняют самостоятельно./

Молодцы! Замечательно!

Выполним следующие задания.

  1. На рисунке изображены примеры симметричных фигур. Проведи ось симметрии. /См. приложение 3./

Возьмите кальку, приложите к листу с заданием. Что мы видим? Картинка на кальке – копия рисунка. Вспомним, какие фигуры называются симметричными? Одинаковые, расположенные как отражение в зеркале. Перегнем кальку так, чтобы фигуры и их отражения совпали. Какая линия будет осью симметрии? Линия сгиба. Наложим кальку на рисунок и посмотрим, где проходит ось симметрии. Она совпадает с пунктирной линией. Проведем ось симметрии.

  1. Начерти геометрические фигуры, симметричные фигурам слева. /См. приложение 4./ Примечание. Объяснить на первом примере, как строить по клеткам. Второе и третье задания выполняют самостоятельно.

  2. Чем все фигуры группы слева (красные) отличаются от всех фигур группы справа (синие)? /См. приложение 5./

Ответы учащихся: цветом, формой, размером.

Ребята, некоторые фигуры обладают еще одним свойством. Чтобы его увидеть, возьмем синий конверт и поработаем с геометрическими фигурами. (У каждого ученика на парте имеется синий конверт с заготовками фигур. Учитель демонстрирует у доски) Попробуем сложить пополам фигуры левой группы - складывают, а правой - не получается.

Какой же сделаем вывод? ( Линия сгиба делит каждую фигуру левой группы на две совершенно одинаковые части.) Можем ли мы сказать, что одна часть фигуры симметрична другой? (Можем.) Такие фигуры называются самосимметричными, ось симметрии у них проходит посередине фигуры. Проведем оси симметрии красных фигур. /Проводят./

Мы рассмотрели всего три самосимметричных фигуры. А таких фигур немало. Как и многие другие понятия в математике, понятие симметрии появилось в результате наблюдений над объектами окружающего мира.

Природа - удивительный творец и мастер. Все живое в природе обладает свойством симметрии. Мы невольно отмечаем про себя необычный закат, удивительные листья растений. С симметрией мы часто встречаемся в искусстве, архитектуре, технике, быту. /См. приложение 6./

О симметрия! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю.

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки.

С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,

И снежный рой - творение мороза!
Симметрия - чудесная помощница. Самосимметричные фигуры можно легко вырезать из бумаги, перегнув листок по линии, которая будет осью симметрии.

/У каждого на парте лежит лист белой бумаги, сложенный пополам. На нем контуры половины лягушки. См. приложение 7./

Попробуем. Возьмите белый листок и вырежьте фигуру по контуру. /Вырезают./

Посмотрим, что у нас получилось? (Лягушка.)
Проверим, как вы поняли, что такое симметрия.

Задание. Посмотрите на предложенные рисунки и исключите лишний. Ответ объясните. /См. приложение 8./

Ребята, как вы думаете, умеет ли компьютер строить симметричные фигуры? Проверим.

Практическая работа (10 мин).

Посмотрите меню слайдов. Нет ли там чего-нибудь странного, необычного? Заметили недостроенный домик? Попробуем себя в роли строителей. Поместите часть домика на рабочее поле. Как вы думаете, чтобы домик был красивым, как должна располагаться вторая его половина? (Симметрично первой.)

Правильно! Будем строить вторую половину. Для этого используем уже знакомый нам способ - копирование. Только не прямое, а зеркальное. Выбираем пиктограмму «зеркальное копирование» и выполняем уже знакомые действия.

Берем рисунок в рамку таким образом, чтобы одна сторона прямоугольника лежала на оси симметрии. Щелкаем правой клавишей мыши, рамка пропадает. Перемещаем рисунок на новое место и щелкаем правой клавишей мыши.

Следующее задание - нарисовать бабочку.

/Дети работают самостоятельно. Учитель общается по ходу выполнения задания с учениками индивидуально. Поощрение - бумажная елочная игрушка. Тот, кто закончил и показал нарисованную бабочку, садится за парту и выполняет самостоятельно задания (см. приложения 9, 10)./
Ребята, вы хорошо усвоили новый материал и выполнили все задания, подготовленные к уроку, - этому свидетельство красивый рисунок. За старание и труд - награда.

Сегодня эти игрушки - это ваши знания.

Все, кто получил игрушки, подойдите, пожалуйста, к елочке и прикрепите их - украсьте елку.

Дети выходят к доске.

В каждой игрушке крупица вашего труда, ваши знания, которые помогут вам любить и беречь свой край, приумножать его богатства и совершать другие великие дела.

А для этого хорошо учитесь, фантазируйте, мечтайте, творите. Успехов вам! Спасибо за работу. Урок окончен.

Литература.

  1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7-9.

  2. Математика в школе №3, 1997.

  3. Математика, еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» №34,1994.

  4. Математика, еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» №36,1999.

  5. О.Н. Левик. Занимательная геометрия: Пропись-раскраска.

Приложение №1.












Р

И

С

У

Н

О

К
















К

О

П

И

Я



















И

Н

Ф

О

Р

М

А

Т

И

К

А













Г

Е

О

М

Е

Т

Р

И

Я



















С

Е

Р

Е

Д

И

Н

А










П

И

К

Т

О

Г

Р

А

М

М

А




И

Н

С

Т

Р

У

М

Е

Н

Т

Ы
















Ф

И

Г

У

Р

А



















П

Р

Я

М

А

Я














Приложение №2.


Приложение №3.

На рисунке изображены примеры симметричных фигур. Проведи ось симметрии.

Приложение №4.

Начерти геометрические фигуры, симметричные фигурам слева.



Приложение №5.

Чем все фигуры группы слева отличаются от всех фигур группы справа?




Приложение №6.




Приложение №7.

Приложение №8.

Посмотрите на предложенные рисунки и исключите лишний.

Ответ объясните.


Приложение №9.

Посмотри на рисунки и обведи красным карандашом те фигуры, у которых одна ось симметрии; синим те, у которых много осей симметрии; зелёным – несимметричные фигуры.


Приложение №10.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного...
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы по теме
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо"
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconУрок математики в 1 классе по теме «Зеркальное отражение. Осевая симметрия»
Учитель начальных классов – Горбунова Людмила Викторовна, моу «сош №58 с углубленным изучением отдельных предметов», город Новоуральск,...
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconУрок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия....
Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными...
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconРеферат по теме: Симметрия
Тема моего реферата была выбрана после изучения курса «Геометрия 8 класса», раздела «Осевая и центральная симметрия». Остановилась...
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект урока Цели урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением...
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconУрок геометрии в 9 классе. Тема: «Виды отображений плоскости на себя:...
Тема: «Виды отображений плоскости на себя: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект урока равномерное движение тела по окружности (Тема урока)...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект урока Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение...
Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам”
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект фестивального урока с применением икт на тему «С чего начинается Родина?»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconТема: Цели урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» Учитель Зименкова И. Г., муниципальное образовательное учреждение «Лицей N55» г. Пензы. Цели урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского...
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск