Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа»





Скачать 313.4 Kb.
НазваниеСистематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа»
страница1/2
Дата публикации24.09.2014
Размер313.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2
Систематический курс русского языка:

Авторы:Н.А.Чуракова, Т.А. Байкова, М.Л. Каленчук

для УМК «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  1. Федеральный закон №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 №1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373).

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ №2080 от 24 12.2010 г.);

  4. Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312);

5.Учебный план МОУ СОШ №4 с.Падинского Новоселицкого района Ставропольского края;

  1. Примерная авторская программа Р.Г. Чураковой, Т.А. Байковой «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа). 2011 г.


Цели и задачи курса:

Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений грамотного и безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьников, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, формируем у детей научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое мышление, представляем родной язык как часть окружающего мира.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (тренинге)

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль.

Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому, программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировка различных текстов.

В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование текста позволяет:

- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;

- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми

учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу первого года обучения.
Учащиеся должны знать/понимать:


  • названия букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

  • правила переноса слов по слогам;

  • способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,э,ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я,е,ю,ё,и) и мягкого знака;

  • способ обозначения звука (й) в начале слова (с помощью букв е,ё,ю,я).


Уметь:

  • быстро найти букву в алфавитном столбике;

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

  • писать прописную букву в именах собственных;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

  • понимать различие между звуком и буквой;

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

  • писать словарные слова, определённые программой;

  • списывать небольшой текст по правилам списывания;

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применении терминологии);

  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле-и радиопередач, аудиозаписей);

  • Соблюдения орфоэпических норм речи;

Устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1-ом классе-165ч.(5ч.-в неделю, 33учебных недели),во 2-4 классах по 170ч.(5ч.-в неделю,34 учебные недели в каждом классе.)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Универсальные учебные действия

Личностные

  • Нравственная оценка поступков героев. («Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие»).

  • Обучение умению доказывать свою позицию («Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»).

  • Работа над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).

  • Беседы о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основном средстве человеческого общения.

Регулятивные

  • Открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (создание проблемных ситуаций, формулирование учебной проблемы (темы) урока).

  • Наблюдение за ролью частей речи. («Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»).

  • Актуализация знаний о частях речи (Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия»).

  • Нахождение и исправление допущенных ошибок.

  • Списывание слов, предложений в соответствии с заданным алгоритмом.

  • Контролирование уместности использования слов в предложениях, нахождение случаев неудачного выбора слова, корректировка обнаруженных ошибок, подбирая наиболее точный синоним.

  • Составление плана текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно



Познавательные

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные

  • подготовка связного рассказа на заданную тему по плану.

  • Составление предложений с прямой речью (предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои, работа в парах

(составление задания партнёру).
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

  • обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;

  • учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;

    • Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

  • учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

  • учет неврологического образа современного ребенка
    вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:

    • изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах.

    • система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений.

    • неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.

  • Для создания условий выживания в мире информации,
    поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:

  • структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание),

  • методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес),

  • организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

  • требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).


Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Кол-во

часов

В том числе

провер.

работ

контр.

работ

1

Алфавит

3







2

Слова-названия

13

1




3

Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.

36

2




4

Речь письменная и устная

7




1

5

«Азбука вежливости»

6










Итого

65

3

1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconСистематический курс литературного чтения: Авторы: Н. А. Чуракова,...
Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconЧуракова Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова; под ред. М. А. Каленчук
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconУчебно-тематическое планирование по русскому языку Класс: 2 класс...
Умк «Перспективная начальная школа»): Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconContents
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconУрок №2 Культура и религия
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconСмысл и назначение этики
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconТема: «Праздники мусульман» (1 час)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconСпор-клуб актуален ли фонвизин?
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по русскому языку во 2 классе Кашариной Галины Михайловны
Умк «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук. Программа рассчитанана170часов, 5 часов в...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconГоловаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconУрок 1 2 Тема урока : Успех и Бизнес-план
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconТема преступления и наказания в литературе начала 20 века
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, М. Л. Каленчук для умк «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск