Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании»





Скачать 476.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании»
страница1/4
Дата публикации15.10.2014
Размер476.54 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов:

-Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).

- Приказа МО и НРФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312» и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

- Примерной программы по Основам безопасности жизнедеятельности.

- Приказа МО и НРТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».

- Письма МО и НРТ от 23.06.2012 № 7699/12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализирующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС ОО»

- Учебного плана МБОУ «Лицей – интернат(школа для одаренных детей) Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год» Приказ № _____ от «___» __________ 2013 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна обосновываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуально и общественной ценности;

  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера;

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

  • Формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно – правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Прездента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы» (М.: Просвящение, 2011).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе

жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

· развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта.

· умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

· умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

· умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

· умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

· навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

· навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по

шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-практикум;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;

  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

  5. Итоговые контрольные работы;

  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками:

Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Учебно – тематическое планирование 5 класс.



Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности


Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 15 (час)




Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

5






















1.1

Город как среда обитания

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту

Индивидуальный опрос

Знать:

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

Задание стр.10







1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Задание стр.13







1.3

Особенности природных условий в городе

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивидуальный опрос

Задание стр.18







1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Задание 1 стр.22







1.5

Безопасность в повседневной жизни

1

Комбинированный

Тест

Задание стр.27










Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера

6






















2.1

Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют причины дорожно – транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре

Индивидуальный опрос

Знать:

Причины дорожно транспортных и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда

Задание стр.35







2.2

Пешеход. Безопасность пешехода

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Практикум стр.39







2.3

Пассажир. Безопасность пассажира

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Практикум стр.44







2.4

Водитель

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Задание 2 стр.49







2.5

Пожарная безопасность

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Практикум стр.57







2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

Комбинированный

Тест

Практикум стр.63










Тема 3. Опасные ситуации природного характера

2






















3.1

Погодные условия и безопасность человека

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололед).

Различают состояние водоемов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоемах.

Применяют правила само – и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

Индивидуальный опрос

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Практикум стр.70







3.2

Безопасность на водоемах

1

Комбинированный

Тест

Практикум стр.75










Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2






















4.1

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации

Текущий

Знать: чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Задание стр. 83







4.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Комбинированный

Текущий

Задание 2 стр. 88







Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации ( 7 ч.)





Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3






















5.1

Антиобщественное поведение и его опасность

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях

Текущий

Знать: основные виды антиобщественного поведения и их последствия, признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Практикум стр.94







5. 2

Обеспечение личной безопасности дома

1

Комбинированный

Текущий

Практикум стр.99







5.3

Обеспечение личной безопасности на улице

1

Комбинированный

Текущий

Задание стр.102










Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

4






















6.1

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Анализирует виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Текущий

Знать:

общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения, основные виды террористической деятельности

Задание стр.109







6.2

Виды экстремистской и террористической деятельности.

1

Комбинированный

Текущий

Задание стр.112







6.3

Виды террористических актов и их последствия.

1

Комбинированный

Текущий

Практикум стр.122







6.4

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Задание стр.127







МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 5 (ч)




Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3






















7.1

О здоровом образе жизни.

1




Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

Характеризуют сущность рационального питания

Текущий

Знать:

основные положения о здоровом образе жизни.

Задание стр.135







7.2

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

1




Текущий

Вопросы на стр.142







7.3

Рациональное питание. Гигиена питания.

1




Текущий

Задание стр.146










Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

2






















8.1

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1




Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя

Текущий

Знать: основные вредные привычки и их отрицательные последствия для человека.

Задание стр.153







8.2

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

Практическое занятие

Индивидуальный опрос

Практикум стр.154







Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 8 (ч)




Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания

8






















9.1

Первая помощь при различных видах повреждений.

2




Характеризуют пред-ие и общие правила оказания первой помощи.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при отравлениях никотином и угарным газом

Текущий

Знать: общие правила оказания первой помощи

Задание стр.158







9.2

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах

3

Практическое занятие

Текущий

Задание стр.160







9.3

Первая помощь при отравлениях

3

Практическое занятие

Текущий

Практикум стр.164







Итого: 35 часов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Основам безопасности...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка к рабочей программе по обж
...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 7...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 8...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка данная рабочая программа по искусству (изо)...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего...
Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана...
Беспалова Степана Борисовича, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс...
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего)...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии ориентирована...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов: -законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Особенности художественно-эстетического образования...
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск