Скачать 240.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ И СИСТЕМЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.04.12 Турбомашины и комбинированные турбоустановки (технические науки) очная, заочная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы ______________/Бахмат Г.В/ ______________/Шабаров А.Б./ ______________/ Шастунова У.Ю./ «01» сентября 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03»сентября 2011 г., протокол № 2. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Шабаров А.Б./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «___»______________2011 г., протокол № _____. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Глухих И.Н./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра Механики многофазных системБАХМАТ Г.В. ШАБАРОВ А.Б. ШАСТУНОВА У.Ю. ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ И СИСТЕМЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.04.12 Турбомашины и комбинированные турбоустановки (технические науки) очная, заочная форма обучения Тюменский государственный университет 2011 Бахмат Геннадий Викторович, Шабаров Александр Борисович, Шастунова Ульяна Юрьевна. Теплообменные аппараты и системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.04.12. Турбомашины и комбинированные турбоустановки, очная и заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Теплообменные аппараты и системы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Механики многофазных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Механики многофазных систем, д.т.н., профессор Шабаров А.Б.© Тюменский государственный университет, 2011. © Г.В. Бахмат, А.Б. Шабаров, У.Ю. Шастунова 2011. 1. Пояснительная записка
Цель дисциплины - ознакомить аспирантов с основными проблемами теплообменных аппаратов и систем в нефтегазовом комплексе, с теплофизическими процессами спецпроизводств и подготовить студентов к изучению спецкурсов, расчету проектов и выполнению индивидуального спецпрактикума, необходимого для написания кандидатской диссертации, а также подготовка аспирантов к теплофизическим исследованиям и совершенствованию тепловых процессов в нефтегазовых технологиях. Задачи дисциплины являются:
Дисциплина «Теплообменные аппараты и системы» – это специальная дисциплина отрасли науки и специальности. При изучении курса используются знания, полученные аспирантами при изучении в специалитете и магистратуре курсов: «Физика», «Математический анализ», «Теплофизика», «Термогазодинамика», «Холодильные машины и установки», «Тепломассообменные аппараты низкотемпературной установки», «Теория и расчет теплообменных аппаратов», «Проектирование и эксплуатация теплообменных аппаратов», «Техника и технологии добычи нефти и газа».
В результате освоения основной образовательной программы аспирант должен обладать следующими компетенциями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1. Классификацию теплообменных аппаратов и систем охлаждения, их конструктивные особенности, особенности эксплуатации различных аппаратов. 2. Физико-математическое описание процессов в теплообменных аппаратах и системах охлаждения ГТУ, методики инженерного расчета аппаратов различного типа и назначения. 3. Классификацию, устройство и особенности применения систем охлаждения, котельных агрегатов, маслоагрегатов, регенераторов, воздухоохладителей. 4. Характеристики, состав и особенности применения наиболее распространенных видов органического топлива. 5. Методы расчета основных показателей ТА и систем. Уметь: 1. Проводить расчет и анализ работы теплообменных аппаратов и систем, производить подбор необходимого типа аппарата для конкретной области применения и стыковку работы аппарата с другими звеньями технологической цепочки. 2. Анализировать режим работы аппаратов по объективным показателям и управлять этими режимами. 3. Производить подбор необходимого котельного оборудования и расчет основных параметров его работы. Владеть:
Иметь представление: 1. О достоинствах и недостатках различных видов теплообменной аппаратуры. 2. О вкладе выдающихся ученых и научных коллективов в изучение и совершенствование конструкций и методов расчета промышленных теплопередающих и теплогенерирующих устройств.
Модуль 1: Общая характеристика теплообменных аппаратов. Тема 1. Классификация теплообменных аппаратов. ТА объемные и поверхностные, регенераторы и рекуператоры. Виды поверхностей ТА. Схемы течений теплоносителей. АВО. Тема 2. Устройство и конструкции теплообменных аппаратов. Кожухотрубчатые теплообменные аппараты «труба в трубе», пластинчатые аппараты. Способы уменьшения термических напряжений в аппаратах различных конструкций. Модуль 2: Основные расчеты теплообменных аппаратов. Тема 3. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «жидкость-жидкость». Маслоохладители ГТ и КУ. Режимы течения жидких теплоносителей и их влияние на его теплообмен. Расчеты конструкторские и поверочные: методики и основные уравнения. Тема 4. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «жидкость-газ». Воздухоохладители КТ и КУ. Режимы течения жидких и газообразных теплоносителей и их влияние на его теплообмен. Расчеты конструкторские и поверочные: методики и основные уравнения. Тема 5. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «газ-газ». Регенераторы ГТ и КУ. Особенности расчета ТА «газ-газ». Методики расчета пластинчатых и трубчатых регенераторов. Модуль 3: Системы охлаждения ГТ и КУ. Тема 6. Охлаждение высокотемпературных газовых турбин. Системы охлаждения лопаток (конвективная, пористая и др.). Основы расчета систем охлаждения лопаток. Конструктивные особенности охлаждения лопаток. Тема 7. Охлаждение дисков и корпусов турбин. Охлаждение и прочность дисков.
Модуль 1: Общая характеристика теплообменных аппаратов. Тема 1. Классификация теплообменных аппаратов. Теоретические основы расчета теплообменных аппаратов. Уравнение теплопередачи и теплового баланса. Классификация теплообменных аппаратов (1 час). Тема 2. Устройство и конструкции теплообменных аппаратов. Особенности теплообмена ребристых поверхностей. Характеристики ТА, области и особенности их применения в нефтяной и газовой промышленности (1 час) Модуль 2: Основные расчета теплообменных аппаратов. Тема 3. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «жидкость-жидкость». Маслоохладители ГТ и КУ. Методика расчета ТА типа «жидкость-жидкость». Пример расчета маслоохладителя. (4 часа) Тема 4. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «жидкость-газ». Воздухоохладители КТ и КУ. Методика расчета ТА типа «жидкость-газ». Пример расчета воздухоохладителя. (4 часа) Тема 5. Тепловые расчеты теплообменных аппаратов типа «газ-газ». Регенераторы ГТ и КУ. Методика расчета ТА типа «газ-газ». Пример расчета регенераторов. (4 часа) Модуль 3: Тепловые процессы в технологиях подготовки и транспорта углеводородов. Тема 6. Охлаждение высокотемпературных газовых турбин. (3 часа) Тема 7. Охлаждение дисков и корпусов турбин. (3 часа)
Темы рефератов формируются в зависимости от тем научного исследования аспирантов. Тема реферата может являться главой диссертации (расчет основных параметров, создание методики теплофизического расчета и др.). Объем реферата – 30-50 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю за 2 недели до окончании курса, после проверки защищается на зачетном занятии.
8.1. Примерные задачи к практическим занятиям с ответами
Определить пластины средний по длине коэффициент теплоотдачи и количество теплоты, отдаваемой пластиной воздуху. Ответ: ; .
Ответ:
Ответ: при ; при .
Ответ: средний коэффициент теплоотдачи Значение местного коэффициента теплоотдачи ; толщина гидродинамического пограничного слоя, при
Ответ: .
Ответ: ; q.
Ответ: ; . 8.2.Примерные вопросы к зачету.
9.Образовательные технологии. В соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной ОПППО при реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины «Теплофизика в нефтегазовых технологиях» предусматривается использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 10.1. Основная литература 1. Бахмат Г.В., Еремин Н.В., Степанов О.А. Аппараты воздушного охлаждения на компрессорных станциях. – Спб.: Недра, 1994. 2. Антонова Е.О., Бахмат Г.В., Иванов И.А., Степанов О.А. Теплообмен при трубопроводном транспорте нефти и газа. – СПб.: Недра,1999. 3. Бахмат Г.В. и др. Транспорт и хранение нефти и газа в примерах и задачах: Учебное пособие. / Под общ. редак. Ю.Д. Земенкова. – СПб: Недра, 2004. 4.Соколов Б.А. Котельные установки и их эксплуатация. – М.: ACADEMIA, 2005. 5. Леонтьев А.П., Беев Э.А. Расчеты аппаратов воздушного охлаждения. – ТюмГНГУ, 2000. 10.2. Дополнительная литература 1. Крюков Н.П. Аппараты воздушного охлаждения. – М.: Химия, 1983. 2. Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. – М.: Наука, 1972. 3. Кузнецов А.А., Судаков Е.Н. Расчеты основных процессов и аппаратов. – М.: Химия, 1983. 4. Степанов О.А. и др. Теплоснабжение на насосных станциях нефтепроводов. – М.: Недра, 1998. 10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
Для работы на практических занятиях необходим пакет программ Maple 12 (или выше); 3. www.libtech.ru – библиотека технической литературы «Нефть и газ» 11.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием, лекционная аудитория для проведения практических занятий. |
Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03»сентября 2011 г., протокол №2 | Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 «Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол № | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 05. 04. 12 «Турбомашины... Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2 | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 Управление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс заочная и для студентов направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов направления 081100. 62 "Государственное... | Рабочая программа для студентов специальности 010500. 65 Математическое... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031001.... Рассмотрено на заседании умк филологического факультета 23. 09. 2008 г., протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность... Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения | Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |