Скачать 204.2 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора – начальник управления по научной работе _______________________ /Г.Ф. Ромашкина/ __________ _____________ 2011 г. ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ___________________________/ А.А. Дмитриев/ «10» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры Дефектологии, (10.06.2011 г., протокол №15) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем стр. Зав. кафедрой __________________________/ А.А. Дмитриев/ «10» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК _____________________/ А.В. Арефьева/ «_____»___________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Нач. отдела аспирантуры и докторантуры _____________________/ М.Р. Сорокина/ «_____»___________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ ДМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика) очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Дмитриев А.А. Технологии диагностики и коррекции речевых нарушений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Технологии диагностики и коррекции речевых нарушений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Дефектологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой Дефектологии,д.пед.н., профессор Дмитриев А.А.© Тюменский государственный университет, 2011. © Дмитриев А.А., 2011.
Цель дисциплины – сформировать профессионально-практические компетенции аспирантов к организации обследования и формирования произносительной, интонационной, темпоритмической и моторных функций речи у детей. Основные задачи дисциплины: — обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей; — обучить отбору, систематизации приемов обследования моторных функций у детей разного возраста, с разными формами речевой патологии; — учить отбору и оценке методических средств и приемов обследования, коррекции и компенсации дефектов произношения; — обеспечить условия для овладения студентами методиками коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с речевой патологией; — предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуальной исследовательской работой, предоставление студентам возможности проведения микроисследований по конкретным темам.
Для освоения дисциплины «Технологии диагностики и коррекции речевых нарушений» аспиранты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения курса «Специальная педагогика», «Специальная психология». Освоение данного курса является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Технологии коррекционно-оздоровительной работы в специальном образовании», а также дисциплин по выбору аспиранта.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером; - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ, в том числе детей с нарушениями речи; - способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии; - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям разного возраста с различными речевыми нарушениями; - способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; - способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности. В результате освоения дисциплины аспирант должен: Знать: - принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии; - теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопедической работы с детьми с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией и др.; - строение и функционирование речевого аппарата; - закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе; - параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.; - содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования произносительной стороны речи; - содержание и структурную организацию обследования интонационной стороны речи; - критерии оценки материалов обследования интонации; - методические основы разработки и проведения коррекционных занятий по формированию интонационной стороны речи у детей с разными формами речевых нарушений. Уметь: - определять структуру речевого нарушения; - производить анализ материалов обследования речи детей; - составлять заключение по результатам обследования; - осуществлять речевую диагностику; - определять задачи, содержание, организационные формы обследования и формирования интонационной стороны речи у детей; - создавать модели и разрабатывать протоколы обследования; - анализировать материалы и обобщать результаты обследования интонационной стороны речи; - формулировать выводы по результатам обследования; - осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи у детей с различными формами речевой патологии; - разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи. Владеть: - методиками и технологиями обследования и формирования произносительной, интонационной, темпоритмической и моторных функций речи у детей с различными нарушениями (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание); - методиками проведения фрагментов занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Тематический план Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
Тема 1. Теоретические основы логопедии. Опорные слова: логопедия, нарушения речи, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия, нарушения голоса, ФНР, ФФНР, ОНР. Логопедия как наука, виды нарушений речи, психолого-педагогическая и клиническая классификации речевых нарушений. Тема 2. Технологии обследования речи. Опорные слова: речевая карта, анамнез, онтогенез, звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи. Организация обследования речи детей. Технология обследования моторных функций речи. Технология обследования произносительной функции речи. Анализ и оценка полученных материалов обследования. Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования. Тема 3. Технологии формирования произносительной и моторных функций речи. Опорные слова: артикуляционный аппарат, артикуляционная гимнастика, постановка звуков. Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Тема 4. Технология формирования интонационной стороны речи. Опорные слова: интонация, просодия, компоненты интонации, речевое дыхание, высота, сила голоса, темп, тембр. Использование существующих методик изучения интонационных средств оформления высказываний, актуализация конкретных приемов, их распределение в рамках различных направлений. Характеристика и анализ методик работы над интонацией. Оценка конкретных средств, приемов, упражнений по формированию дыхательной и голосообразующей функций; по развитию восприятия и воспроизведения интонационных структур у детей с речевой патологией. Тема 5. Индивидуальные и фронтальные формы логоработы. Опорные слова: индивидуальные, фронтальные логопедические занятия, коррекционные задачи, структура. Задачи и содержание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, имеющими разные виды речевых нарушений.
Тема 1. Теоретические основы логопедии.
Тема 2. Технологии обследования речи.
Тема 3. Технологии формирования произносительной и моторных функций речи.
Тема 4. Технология формирования интонационной стороны речи.
Тема 5. Индивидуальные и фронтальные формы логоработы.
Задачи и содержание фронтальных занятий с детьми с ОНР.
Требования к оформлению рефератов и эссе: 10-12 страниц, 14-й шрифт, 30 строк на странице. Реферат или контрольная работа должны иметь: план, список литературы (не менее трех источников). В содержании работы отражаются введение, основная часть, заключение или выводы. Темы рефератов и контрольных работ
Задания для самостоятельной работы аспирантов:
Деловые игры по теме №2: «Обследование речи детей», «Беседа с ребенком», «Беседа с родителями ребенка, имеющего нарушение речи». Метод проектов. Проект по теме №3: Моделирование фрагментов занятий с детьми по формированию моторных функций речи. Разбор видеозаписей индивидуальных занятий. Электронный вариант проекта по теме №4: Технология формирования интонационной стороны речи. По теме №5: Составление индивидуальных перспективных планов работы. Составление перспективных планов работы с группой детей.
7.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.logo-center.net 2. www.univertv.ru 3. www.lib.ua-ru.net 4. www.twirpx.com 5. www.festival.1september.ru 6. www.viki.rdf.ru
- Мультимедийная аудитория
|
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основно ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий «28» июня 2011г., протокол №4 | Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 Биотехнология (в том числе бионанотехнология),... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13. 00. 03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26 ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26 ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26 ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 26 ... |