Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра





НазваниеВузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра
страница1/6
Дата публикации29.10.2014
Размер0.67 Mb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Право > Рассказ
  1   2   3   4   5   6
http://mon.gov.ru/

Министерство образования и науки

Комсомольская правда > 01.12.2008 > Светлана Данилова > УЧИТЬСЯ И РАБОТАТЬ В ОДНОМ ИНСТИТУТЕ


01/12/2008

В ближайшее время в России откроют вузы нового поколения - исследовательские университеты. Как этот проект изменит жизнь абитуриентов, студентов и преподавателей?

Недавно Дмитрий Медведев подписал Указ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Первыми в России такой статус получили два ведущих технических вуза. Московский инженерно-физический институт (МИФИ) стал национальным исследовательским ядерным университетом. А Московский институт стали и сплавов (МИСиС) - национальным исследовательским технологическим университетом. Зачем нашей стране нужны такие учебные заведения? Какие еще вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра образования и науки Александр ХЛУНОВ.

Теория и практика под одной крышей Все мы привыкли к тому, что главная задача вуза - учить. Но вот поступает молодой человек в вуз, учится, учится... А попробовать то, чему научился, не может. В исследовательских вузах будет все по-другому. Как обещают авторы проекта, они станут учебными заведениями совсем другого уровня. И будут не только обучать, но и проводить в своих стенах прикладные и фундаментальные научные исследования. По соседству с классами и библиотеками разместятся научные лаборатории. И ребята, поступив в такое учебное заведение, будут не только корпеть над учебниками, но и заниматься наукой. Проще говоря, для студента это будут теория и практика под одной крышей.

Зарплаты преподавателям повысят

Ректоры вузов часто жалуются: сегодня средний возраст профессоров - 60 - 70 лет. Зарплаты маленькие. Молодежь никакими коврижками в науку не заманишь.

- Проект создания исследовательских университетов будет решать и эту проблему, - утверждает Хлунов. - Во-первых, с 1 января 2009 года стартует реализация федеральной целевой программы по поддержке научно-педагогических кадров. Ее цель - заинтересовать молодежь и привлечь ее к работе в науке. Начинающих ученых будут поддерживать грантами, строить для них новые общежития.

Во-вторых, участие в конкурсе заставит вузы оценить качество своей работы. Изменятся не только образовательные программы, но и система управления. Так что доходы преподавателей вырастут за счет существенного увеличения нагрузки, участия в исследованиях, за которые будут платить отдельно - в соответствии с государственными контрактами. Самые активные смогут зарабатывать свыше 30 тысяч рублей.

Поступить сложнее, чем в Кембридж?

Многие абитуриенты и их родители боятся: поступить в исследовательский университет удастся лишь избранным. На самом деле эти предположения недалеки от истины.

- И нам, и руководству вузов, конечно, хотелось бы, чтобы в будущем поступить в такие учебные заведения было сложнее, чем сейчас, чтобы вырос конкурс, - признался Александр Хлунов. - А учиться в исследовательских вузах стало бы очень престижно.

Судя по всему, требования к юношам и девушкам, которые захотят грызть гранит науки в таких учебных заведениях, действительно ужесточатся. Приемные комиссии будут отбирать абитуриентов более тщательно, чем сейчас. Хотя, наверное, это правильно. В Оксфорд или Кембридж тоже ведь не всех подряд берут? !

«Утечке мозгов» - нет

Государство уже много лет подряд борется с неприятной проблемой. Деньги на развитие вузов тратятся немалые. А ребята оканчивают пятый курс, получают дипломы - и все, пиши пропало... За последнее десятилетие за границу уехали тысячи талантливых российских выпускников. Оно и понятно: на наших кафедрах зарплаты копеечные. А западные университеты готовы платить нашим молодым ученым зарплаты, как у топ-менеджера. Способен ли новый проект бороться с «утечкой мозгов»?

- Бесспорно, угроза того, что часть выпускников уедут в поисках лучшей жизни за рубеж, существует, - считает Александр Хлунов. - Но исследовательские университеты для того и создаются, чтобы ребята, обучаясь в них, помимо теоретических знаний, приобретали еще и практические навыки работы в высокотехнологичных областях. А значит, были востребованными.

Опыт МИФИ доказывает, что это абсолютно реально. Целевой заказ на выпускников вуза сформирован на несколько лет вперед. А Росатом (Федеральное агентство по атомной энергии. - Авт.) пообещал активно финансировать эту программу. Уверен, что подобное сотрудничество будет развиваться и в других вузах.

В общем, планы у разработчиков программы поистине наполеоновские. Они уверены, что совсем скоро настанут золотые времена, когда дипломы исследовательских университетов будут котироваться не только в России, но и на Западе.

15 лучших

В соответствии с указом президента два продвинутых вуза - МИФИ и МИСиС - уже получили статус исследовательских университетов. Государство решило, что развивать ядерную промышленность и металлургию (а соответственно и научные исследования в этих областях) - задача номер один. Правда, такой статус вузам присвоили не навсегда, а только на 10 лет. За это время учебным заведениями нужно будет оправдать возложенные на них надежды и доказать, что деньги потрачены не зря. А в дальнейшем развиваться самостоятельно, не дожидаясь помощи от государства.

Другие учебные заведения, которые захотят стать исследовательскими, должны будут принять участие в конкурсе. Причем заявки примут не только от технических, но и от гуманитарных вузов.

Сам конкурс пройдет в два этапа. На первом этапе комиссия посмотрит, как развивался тот или иной вуз в последние годы. На втором - оценит представленные вузами программы. Учебному заведению нужно будет подробно расписать, как оно собирается обновлять оборудование и технологии, совершенствовать систему управления, осуществлять переподготовку кадров и поддерживать грантовые программы для молодых ученых и преподавателей.

Конкуренция между претендентами обещает быть неслабой. К примеру, о своем желании участвовать в конкурсе исследовательских университетов уже не раз заявлял Виктор Садовничий - ректор МГУ.

Скорее всего, старт конкурсу будет дан в марте - апреле будущего года, когда Госдума примет соответствующий закон. Сколько всего исследовательских университетов появится в России, пока точно неизвестно. Но не больше полутора десятков.

*** КСТАТИ Откуда деньги?

Точных сумм, которые будут выделяться из бюджета на исследовательские университеты, пока не называют. Скорее всего, схема финансирования будет такой: вуз готовит собственную программу развития и посылает ее на конкурс. Комиссия рассматривает заявку и уже потом принимает решение, сколько денег стоит вложить в развитие того или иного университета.

Параллельно финансирование будет идти и из других источников. Например, Московский институт стали и сплавов уже несколько лет получает гранты по федерально-целевой программе по приоритетным направлениям развития науки и техники. А благодаря еще одной программе - развития наноиндустрии в Российской Федерации - ежегодно по 130 миллионов рублей достается МИФИ и еще нескольким ведущим техническим вузам. Как правило, на эти деньги учебные заведения закупают оборудование и обновляют научные лаборатории.

11 декабря в АНХ пройдёт Всероссийская конференция «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики». 04/12/2008



11 декабря 2008 года в АНХ (пр. Вернадского, 82) пройдёт Всероссийская конференция «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики». На конференции будут продемонстрированы эффекты реализации инновационных образовательных программ вузов и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, осуществлённых в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Конференция организуется Минобрнауки России, Национальным фондом подготовки кадров, Федеральным агентством по образованию и Академией народного хозяйства при Правительстве России.

В конференции примут участие представители Правительства России, Минобрнауки России, Федерального агентства по образованию, руководители субъектов РФ, представители бизнес-сообщества, ректоры ведущих вузов страны и руководители учреждений НПО и СПО.

В рамках мероприятия в 11.20 состоится пресс-конференция с участием Заместителя Председателя Правительства России Александра Жукова, Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко и ректора Академии народного хозяйства при Правительстве России Владимира Мау.

Аккредитация продлена до 15.00 8 декабря с указанием паспортных данных по тел. +7 (915) 465-96-16.

19 ноября состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: «Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?» 24/11/2008


19 ноября 2008 года состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: «Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?».

С докладом выступил член Общественного совета, ректор Государственного университета «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. Он сообщил, что по данным исследований в настоящее время более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно иметь высшее образование. Более трети семей считают, что лучше любое высшее образование, чем хорошее среднее образование. С учетом студентов и колледжей Россия имеет сегодня 620 студентов на 10 тысяч человек населения - на 20 процентов больше, чем у занимающих второе и третье места США и Финляндии. На 7,5 млн студентов вузов приходится 3 тысячи вузов и активных филиалов. «Масштаб университета» в России - 2,5 тысячи студентов, что на порядок меньше, чем в развитых странах.

Между тем, как сообщил Кузьминов, около 50 процентов студентов уделяют мало внимания «профессиональной» составляющей учебной программы и столько же затем идут работать не по специальности. Исследования показали, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе - 47,2 процента, на втором - 48,8, на третьем - 50,9, на четвертом - 51,7. Решением этой проблемы могло бы стать широкое внедрение компьютерной системы «антиплагиат», которая уже используется в ВШЭ. Такая система, по словам Кузьминова, помогает выявить блоки совпадений в работах студентов с базой данных программы. В свою очередь, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян высказал мнение, что для того, чтобы научить самостоятельно мыслить и анализировать события, необходимо изменить саму структуру обучения, сократив количество лекций и увеличив число индивидуальных занятий.

Как отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, у студента есть право учиться плохо, но при этом у вуза есть право его отчислить. Между тем, в отличие от Европы, студент в России получает диплом государственного образца, это означает, что «у студента есть встречное обязательство: учиться», - подчеркнул Министр.

Минобрнауки России в 2007 году разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития РФ. На основе прогноза перспективных потребностей экономики в подготовке специалистов системой профессионального образования строится прогноз развития системы профессионального образования. Так, по всем группам специальностей, согласно прогнозу, в 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 человек.

В настоящее время уже наблюдается избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и она будет сохраняться по группам специальностей «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 году (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей. Таким образом, абитуриенты, выбравшие в этом году при поступлении специальности по юриспруденции, экономике и менеджменту могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства.

Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.
http://www.ed.gov.ru/
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconДеловая газета «Взгляд», 16. 10. 2008, Вузы РФ обещают не отчислять...
Российские студенты вузов, оплачивающие свою учебу с помощью льготных образовательных кредитов, продолжат обучение, несмотря на финансовый...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра icon1. Демография как наука Место демографии в системе наук
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconСоотнесите содержание колонок
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconВведение Объект исследования
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconУчебно-методический комплекс
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconПрограмма элективного курса
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconМари Форлео Ты богиня! Как сводить мужчин с ума
Вы также поймете, как раскрыть свой потенциал и стать настолько неотразимой, что перед вами едва ли смогут устоять мужчины. И наконец,...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconПамятка аспирантам государственного университета управления
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconСогласовано проректор по учебной работе Т. А. Кольцова 20 г. Утверждено
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconОборудование: атласы Ход урока Организационный момент
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconÜbung Bestimmen Sie die Ordnung der folgenden Begriffe
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconСтатистический анализ демографических процессов в орловской области...
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconТест по географии 10 класс. Тема: Население мира Какое из определений понятия «демография»
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconКонспект урока английского языка «Town Life. London» ( «Жизнь в городе. Лондон») Работу
Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconПрограмма элективного курса по биологии «Основы классической генетики...
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет на жизнь студентов, выпускников и преподавателей? Об этом рассказал заместитель министра iconЗаместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск