Скачать 0.62 Mb.
|
Управление образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» Программа элективного курса «Основы генетики». Возраст: 10 -11 класс (16-17 лет) Автор: Молокова Надежда Юрьевна, учитель биологии, первая квалификационная категория, МОУ «СОШ № 43» Новоуральск Пояснительная записка В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Такое многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Однако при всем различии точек зрения на качество и количество факторов, определяющих реализацию потенциала одаренных детей, большинство современных концепций объединяет понимание одаренности как целостного, многогранного и развивающегося качества личности. Одаренность уже не рассматривается как единая, раз и навсегда заданная характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст. Как это ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в учении. Одарённых детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Одарённость ребёнка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Предложенная программа даёт возможность раскрыть свои творческие способности, расширить и углубить знания учащихся по наиболее важным проблемам биологической науки, способствовать профессиональной ориентации учащихся, позволяет наиболее полно отразить современные успехи науки о живой природе, использовать исследовательский подход, вооружить школьников некоторыми методами научного исследования, практическими умениями и навыками. Таким образом, содержание курса представляющего собой расширенный углублённый вариант раздела «Наследственность и изменчивость» по общей биологии направлено на удовлетворение образовательной потребности учащихся, имеющих выдающие успехи в изучении биологии, так как дополняет и включает новые знания, не содержащие в базовых программах. Новый модуль «Нехромосомное наследование» не рассматривается в школьном курсе, но отвечает на многие интересующие вопросы учащихся. Цель элективного курса: обеспечить необходимые и достаточные условия для формирования генетической грамотности – основы здорового образа жизни; способствовать развитию потенциала одарённых детей, качеств личности, творческих способностей, позволяющих осуществить процесс самоопределения и самореализации при ориентации на выбор определённой сферы деятельности. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Методы и формы обучения: *междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; *интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов); *личностно – деятельностный подход в обучении. Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает различные виды творческих работ, практические занятия, работу обучаемых с дополнительными источниками информации, написание реферата, работа над мини-проектами, презентациями. Общий объём курса 34 часа, изучается в течение всего учебного года. Эти часы распределены еженедельно по одному часу. Курс завершается проведением зачёта. К зачёту обучающийся должен предоставит свой реферат, который защищает перед публикой. Представляет отчёт по практическим работам, также оценивается его деятельность в течение года (работа над мини - проектами; домашние задания; работа в группах). В результате изучения курса «Основы генетики» обучающиеся должны знать: 1. Основные понятия и термины науки о наследственности и изменчивости; 2. Цитологические основы единообразия первого поколения гибридов и расщепления признаков во втором поколении; 3. Дигибридное скрещивание как метод изучения закономерностей наследственности; закон независимого наследования, цитологические основы этого закона, его статистическую природу; 4. Природу хромосом, перекрёст хромосом и перекомбинацию; 5. Хромосомный механизм определения пола организма, соотношение полов у животных и человека; 6. Законы наследования, присущие растениям, животным, человеку; 7. Генетику хлоропластов, митохондрий, вирусов; 8. Наследование симбионтов и паразитов, вирусов; цитоплазматическое наследование; 9. Методы генетики человека; 10. Картирование хромосом растений, животных, человека; 11. Основы медицинской генетики; 12. Факторы риска проявления наследственных заболеваний; 13. Проблемы генетической безопасности. Прослушав этот спецкурс, школьник должен уметь: 1. Ориентироваться в потоке поступающей информации, в том числе и на примере современных научных достижений генетики; 2. Сравнивать ядерную и цитоплазматическую наследственность; 3. Составлять родословные; 4. Проводить анализ родословных; 5. Моделировать законы наследственности; 6. Объяснять отклонения от законов наследственности; 7. Уметь организовать свой учебный труд; 8. Пользоваться различными источниками знаний; 9. Использовать знания в реальной жизни; 10. Оформлять и защищать рефераты с использованием визуальных средств демонстрации (таблиц, рисунков, схем и презентаций). Учащийся должен владеть: основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи. Учебно – тематический план
|
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | ||
Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | Программа элективного курса «Твердые тела» 10 класс Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с... |