Программа элективного курса





НазваниеПрограмма элективного курса
страница1/6
Дата публикации08.08.2013
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6
Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

Программа элективного курса

«Основы генетики».

Возраст: 10 -11 класс (16-17 лет)

Автор: Молокова

Надежда Юрьевна,

учитель биологии,

первая квалификационная категория,

МОУ «СОШ № 43»

Новоуральск

Пояснительная записка

В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Такое многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Однако при всем различии точек зрения на качество и количество факторов, определяющих реализацию потенциала одаренных детей, большинство современных концепций объединяет понимание одаренности как целостного, многогранного и развивающегося качества личности. Одаренность уже не рассматривается как единая, раз и навсегда заданная характеристика ребенка, предопределяющая его развитие.

В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст. Как это ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в учении.

Одарённых детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Одарённость ребёнка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Предложенная программа даёт возможность раскрыть свои творческие способности, расширить и углубить знания учащихся по наиболее важным проблемам биологической науки, способствовать профессиональной ориентации учащихся, позволяет наиболее полно отразить современные успехи науки о живой природе, использовать исследовательский подход, вооружить школьников некоторыми методами научного исследования, практическими умениями и навыками. Таким образом, содержание курса представляющего собой расширенный углублённый вариант раздела «Наследственность и изменчивость» по общей биологии направлено на удовлетворение образовательной потребности учащихся, имеющих выдающие успехи в изучении биологии, так как дополняет и включает новые знания, не содержащие в базовых программах.

Новый модуль «Нехромосомное наследование» не рассматривается в школьном курсе, но отвечает на многие интересующие вопросы учащихся.

Цель элективного курса:

обеспечить необходимые и достаточные условия для формирования генетической грамотности – основы здорового образа жизни; способствовать развитию потенциала одарённых детей, качеств личности, творческих способностей, позволяющих осуществить

процесс самоопределения и самореализации при ориентации на выбор определённой сферы деятельности.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить с основными законами генетики;

  • способствовать развитию умения ориентироваться в потоке поступающей информации, в том числе и на примере современных научных достижений;

  • формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям;

  • развивать умения использовать знания в реальной жизни.

Методы и формы обучения:

*междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

*интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

*личностно – деятельностный подход в обучении.

Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая включает различные виды творческих работ, практические занятия, работу обучаемых с дополнительными источниками информации, написание реферата, работа над мини-проектами, презентациями.

Общий объём курса 34 часа, изучается в течение всего учебного года. Эти часы распределены еженедельно по одному часу. Курс завершается проведением зачёта. К зачёту обучающийся должен предоставит свой реферат, который защищает перед публикой. Представляет отчёт по практическим работам, также оценивается его деятельность в течение года (работа над мини - проектами; домашние задания; работа в группах).

В результате изучения курса «Основы генетики» обучающиеся должны знать:

1. Основные понятия и термины науки о наследственности и изменчивости;

2. Цитологические основы единообразия первого поколения гибридов и расщепления признаков во втором поколении;

3. Дигибридное скрещивание как метод изучения закономерностей наследственности; закон независимого наследования, цитологические основы этого закона, его статистическую природу;

4. Природу хромосом, перекрёст хромосом и перекомбинацию;

5. Хромосомный механизм определения пола организма, соотношение полов у животных и человека;

6. Законы наследования, присущие растениям, животным, человеку;

7. Генетику хлоропластов, митохондрий, вирусов;

8. Наследование симбионтов и паразитов, вирусов; цитоплазматическое наследование;

9. Методы генетики человека;

10. Картирование хромосом растений, животных, человека;

11. Основы медицинской генетики;

12. Факторы риска проявления наследственных заболеваний;

13. Проблемы генетической безопасности.

Прослушав этот спецкурс, школьник должен уметь:

1. Ориентироваться в потоке поступающей информации, в том числе и на примере современных научных достижений генетики;

2. Сравнивать ядерную и цитоплазматическую наследственность;

3. Составлять родословные;

4. Проводить анализ родословных;

5. Моделировать законы наследственности;

6. Объяснять отклонения от законов наследственности;

7. Уметь организовать свой учебный труд;

8. Пользоваться различными источниками знаний;

9. Использовать знания в реальной жизни;

10. Оформлять и защищать рефераты с использованием визуальных средств демонстрации (таблиц, рисунков, схем и презентаций).

Учащийся должен владеть:

основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.


Учебно – тематический план



п/п

Разделы. Темы.

Количество часов

Введение (3ч.)

1.

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение.

1

2.

История развития генетики. (Основные этапы развития генетики).

1

3.

Методы генетики. Значение генетики для других наук.

1

Законы наследования (13ч.)

4.

Хромосомы. Строение. Классификация. Кариотип. ДНК – носитель наследственной информации.

1

5.

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Регуляция экспрессии генов.

1

6.

Хромосомная и нехромосомная наследственность.

1

7.

Генотип и фенотип. Проверка гипотезы – метод хи - квадрат.

1

8-9.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности.

2

10.

Взаимодействие генов. Полимерия. Плейотропия. Эпистатическое действие генов.

1

11.

Пенетрантность, экспрессивность. Норма реакции.

1

12-13.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

2

14.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов.

1

15.

Генетическое картирование. Цитогенетическое картирование хромосом. Интерференция.

1

16.

Обобщающий урок. Законы наследования.

1

Нехромосомное наследование. (5ч.)

17.

Генетика хлоропластов.

1

18.

Генетика митохондрий.

1

19.

Наследование паразитов и симбионтов.

1

20.

Наследование вирусов и экстрахромосомные элементы.

1

21.

Цитоплазматическое наследование. Критерии нехромосомного наследования.

1

Генетика человека (13ч.)

22.

Биосоциальная сущность человека. Человек как объект генетики.

1

23.

Медицинская генетика. Болезни обмена веществ.

1

24.

Молекулярные болезни.

1

25.

Хромосомные болезни.

1

26.

Значение диагностики и лечение от наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование.

1

27-28.

Родословные людей.

2

29.

Родословные людей. Рецессивные аномалии.

1

30.

Родословные людей. Доминантные аномалии.

1

31.

Обобщающий урок «Генетика человека».

1

32-33.

Зачёт – отчёт по курсу «Основные наследственности».

2

34.

Достижение генетики в последние годы.

1
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск